Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме: «Фонетика. Гласные и согласные звуки»
5 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2014 год
Цели урока.
Создать условия для изучения гласных и согласных звуков, способов их образования, особенностей произношения и употребления.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.
Развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, аудиомагнитофон, запись звуков природы, приложение к учебнику или словари, проектор.
Ход урока.
Работу на данном уроке можно организовать в группах, парах, традиционно.
1.Организационное начало урока.
— Здравствуйте, ребята. Приготовьте учебные принадлежности.
2. Постановка целей и задач урока.
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия. В этой стране, как и в любой волшебной, есть добрые феи. Они дали мне два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
— Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
— А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
— Правильно. Какая наука изучает звуки речи? (Фонетика).
— На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные).
— Как бы вы сформулировали тему урока? (Фонетика. Гласные и согласные звуки).
— Запишите в тетрадь тему урока.
3. Изучение нового материала.
— Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
— Работая в парах, вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Пользуясь словарями, объясните значение этих слов и выделите общую часть. Два слова оцениваются в один балл.
Проверка выполнения, самооценка.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
— Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
4. Движение темы.
— Давайте поиграем с вами. Вы продолжаете работать в парах.
1. Измените первый звук.
Ряд №1: сом – ком – (том – дом – лом – ром).
Ряд №2: чайка – гайка – (зайка – байка – шайка – лайка).
Ряд №3: моль – роль – (соль – боль – голь – ноль).
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
— Какую роль играет звук? (Изменяется звук, изменяется значение слова).
— Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.(На экран выводится слайд «Органы речи).Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
— В русском языке шесть гласных звуков. Вспомните и запишите их в тетрадь. (а, о, у, и, ы, э).
— Произнесите эти звуки. Преграду ощущаете? (Нет)
— А теперь произнесем согласные звуки. Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
5. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
— Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
— Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?
1. Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2. Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
— Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные? (В конце произносим одинаковый звук).
— Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
— Что происходит со звуком в конце слова? (Звук слышится не очень четко. Происходит оглушение. В этом случае необходимо подбирать проверочные слова).
— Запишите выборочную транскрипцию слов: плот – плод, грипп – гриб, лед – полет. (Пло[т] — пло[т], гри[п] — гри[п], ле[т] — поле[т]).
Взаимопроверка выполнения задания.
— Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
— Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лесу родилась елочка, | |
Ио и ео оая | Зимой и летом стройная |
— В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
— А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
— Как же мы ответим на письмо? (Все звуки важны в речи).
6. Итог урока.
— Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (Фонетика).
На какие две группы делятся звуки речи? (Звуки бывают гласные и согласные).
Какие органы речи участвуют в образовании звуков? (Легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык).
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? (Гласные звуки не встречают препятствия, а согласные встречают).
Каких звуков больше: гласных или согласных? (Гласных звуков шесть, согласных – тридцать шесть).
7. Домашнее задание. Подобрать и записать примеры слов с оглушением.
Список литературы:
1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение,1991.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.