Конспект урока по теме «Речеведческий анализ художественного текста» 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Ржевского района Тверской области









Конспект урока по русскому языку
в 9 классе (2ч.)
«
Речеведческий анализ художественного текста»
(отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)






подготовила
учитель русского языка и литературы
Хренова Наталия Дмитриевна
















д. Глебово
2009 г.

Тема урока: Речеведческий анализ художественного текста.
Цели урока:
1) Систематизировать сведения о признаках текста, теме, основной
мысли,
способах связи предложений, частей текста, о типах речи.
2) Закрепить знания о художественном стиле и его жанрах, об изобразительно-выразительных средствах языка.
3) Сформировать умения речеведческого анализа художественного текста; отработать навык связного монологического высказывания.
4) Создать эмоциональную обстановку, способствующую воспитанию у
детей любви к Родине, гордости за отечественную литературу, а также
нравственному самосовершенствованию.

Оформление доски и оборудование:
Левое крыло доски – портрет
Н.В. Гоголя, цитата
«Все сочинения Гоголя посвящены исключительно
изображению мира русской жизни, и у него нет соперников воспроизводить её во всей её истинности» (В.Г. Белинский). Правое крыло – иллюстрации к поэме «Мёртвые души», цитата «…ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству, он думал о себе: «Я не поэт, а гражданин». (Н.Г. Чернышевский). Центральная часть доски – дата, тема урока, эпиграф «…в каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт». (Н.В. Гоголь); план анализа текста. Выставка книг Н.В. Гоголя, словари, раздаточный материал, распечатки текстов, презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, компьютер, проектор.

Методические приемы и способы: слово учителя, фронтальная беседа, презентация текста, исследовательская работа обучающихся по группам, стилистический эксперимент, диктант-тезаурус, отчет-обобщение о работе в группах, работа с компьютером.
Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

– Завершая работу над темой «Русский литературный язык и его стили», мы сегодня будем учиться речеведческому анализу художественного текста.
Первого апреля (по новому стилю) 2009 года исполнилось 200 лет
со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя. Поэтому мы
обратимся к творчеству Николая Васильевича, а точнее к его бессмертной комедии «Мёртвые души».
Прочитайте высказывания В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского о
Н.В.Гоголе и его творчестве.
Чтение высказываний
– Гоголь – один из мировых гениев словесного искусства, его имя
произносится в одном ряду с именами Гомера, Данте, Сервантеса… а главный труд его жизни – «Мёртвые души» называют эпопеей. Эпопея – крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях. Например, эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» или роман «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Определяя своё творение как поэму, Н.В. Гоголь действительно собирался показать в ней всю Россию, «хотя бы с одного боку». Поэма пронизана лирическими отступлениями, в которых Гоголь восторгается родиной, её просторами, народом, его метким словом. А уж кто-кто, а Гоголь знал цену слову. Слова Гоголя «в каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт», адресованные им Пушкину, мы можем отнести и к творчеству самого писателя. И наша задача – сегодня на уроке попытаться проникнуть в гоголевское слово, понять и почувствовать, что хотел выразить писатель в том отрывке из поэмы «Мёртвые души», который вы сейчас услышите.
Но сначала нам необходимо вспомнить некоторые теоретические сведения.
II. Первичное повторение.
1.Беседа.
– Что называется текстом?
Несколько предложений, объединённых общей основной мыслью и темой, имеющих композиционное единство частей и грамматическую связь между предложениями и частями.
– Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны?
Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части, члена; содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено
и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделённые друг
от друга частью текста.
– Расскажите о видах грамматической связи в тексте.
Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического или грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, т.е.
описательным оборотом, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т.д.
Параллельная связь происходит за счёт сопоставления или
противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора – одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказывания или интонация
.
— Какие типы речи вам известны?
Повествование, описание, рассуждение. Повествование особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное свойств о динамичность, ведущая часть речи
глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.
Описание
это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.
Рассуждение
это такой тип речи со значением сообщения, в которой наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются
аргументы (доказательства).
– Что такое ключевые слова?
Повторяющиеся, однокоренные слова, указывающие на тему или основную мысль высказывания.

III. Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Презентация текста «Русь-тройка».

IV. Осмысление лингвистических средств создания образности
художественного текста.
1. Работа с текстом (по группам, 3 стола).
Задания у всех групп одинаковые, но первая группа работает с первым абзацем текста, вторая – со вторым, третья – с третьим и четвертым.
Задание 1:
– Подчеркните в тексте ключевые слова, определите тему, основную мысль, смысловые отношения, виды связи в тексте, тип текста. Озаглавьте текст.

2. Проверка выполнения задания.

1) По одному представителю от группы называют ключевые слова. Одновременно учитель выделяет их цветом в тексте, проецируемом на экран через проектор.
2) Определение темы и основной мысли текста.
Тема текста – авторские раздумья о судьбах родины.
Основная мысль – одухотворённая любовь к своему отечеству, народу, вера писателя в великое будущее России. Русь сопоставляется с описанием мчащейся птицы тройки.
3) Связь между частями текста параллельная. 6, 10, 16 предложения
начинаются с риторических обращений.
Внутри каждой части предложения тоже связаны. Например, первое и второе предложения связаны повторением слов «езду» — «езды». Второе, третье, четвёртое – местоимениями «русский» — «
его… душе», «езды» — «её» (цепная связь).
Внутри второго абзаца связь параллельная. 7 и 8 предложения связаны с помощью синтаксического параллелизма или отрицательного сравнения
«и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом», «не в немецких ботфортах ящик». Указательная частица «и вон» усиливает эмоциональное единство предложений.
В третьем и четвёртом абзацах использован обратный порядок слов (инверсия) «дымится дорога», «остановился созерцатель», «заливается колокольчик», «гремит воздух», «летит всё», «постораниваются и дают дорогу народы и государства» (параллельная связь), 10 и 11 предложения связаны цепной связью («ты» — «под тобой»)
4) Тип текста – рассуждение с элементами описания. Риторический вопрос во втором предложении – это своего рода тезис: каждый русский человек любит быструю езду. В ней слышится что-то «восторженно-чудное», «неведомая сила» подхватывает «на крыло» – «и сам летишь, и всё летит».
Во второй и третьей частях приводятся аргументы (доказательства). Образ птицы тройки, которая могла только родиться у «бойкого народа», народа-созидателя, расторопного, мастеровитого и сноровистого. С
помощью нехитрого инструмента («топором да долотом») русский мужик может создать «дорожный снаряд» – бричку ли, коляску, кибитку, которые запряжённые тройкой лошадей мчатся вихрем, увлекая за собой всё и вся. Да и как не мчаться вихрем, когда необъятны просторы земли русской, что «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи».
В третьей части возникает образ Руси, сопоставляемой с птицей тройкой: «не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?». Кони «превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и Русь
«мчится вся вдохновенная богом!..»
И заканчивается отрывок выводом, подведением итога (как и положено в тексте-рассуждении), в котором поставлен вопрос «Русь, куда ж несёшься
ты?», и хотя ответа нет, но «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
5) Заголовок просится сам собой – «Русь-тройка».
3. Беседа.
– Назовите основные черты художественного стиля. Образность, эмоциональность, использование изобразительно-выразительных средств языка.
– Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, почувствовать и даже услышать полёт Руси-тройки, нам и предстоит сейчас выяснить.
Начнём мы с того, что определим, какие части речи преобладают в отрывке.
Работают в группах, затем подводится общий итог и делается вывод:
Глаголы – 68, причастия – 16 и деепричастия – 3, а также
существительные, обозначающие движение — 6. Итого 93.
Обилие глаголов создаёт эффект движения. Этот эффект усиливается употреблением существительных, обозначающих движение.
– Проведём стилистический эксперимент: попробуем прочитать
5) предложение, опустив в нём повторяющийся глагол «лететь», и посмотрим, что из этого получится.
Предметно-логическая информация сохранилась, но утратилась
эмоционально-экспрессивная выразительность текста.

– Какую роль играет в этом же предложении краткое прилагательное «недвижны»?
Краткие прилагательные называют не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени, что придаёт им исключительную выразительность. К тому же здесь оно является именной частью составного сказуемого, чем достигается особая экспрессия текста, придаётся народнопоэтический колорит.
– Какую роль играют словообразовательные элементы (в данном случае префиксы) в словах «закружиться», «загуляться», «разметнулась»? Что усиливает этот эффект?
Приставка за- имеет значение «вихреобразные, повторяющиеся действия», приставка раз- «размах, необъятное раздолье, беспредельный простор». Постфикс -ся усиливает эффект повторяющегося действия.
– Найдите примеры употребления однокоренных слов в тексте. Какова их роль?
«Дымом дымится». Усиливает эффект пыльной дороги.
– Текст насыщен многозначными словами, употреблёнными в разных своих значениях, в том числе в переносных. Сталкивание в тексте разных значений многозначных слов создаёт своеобразный колорит.

Задание 2: Используя словари, рассмотрите значения таких многозначных слов и установите, в каких значениях они употреблены в данном тексте.
«
у бойкого народа» — «бойкая тройка», «у бойкого народа» — «другие народы и государства», «в той земле, что не любит шутить» – «что ни есть на земли»; «неведомая сила» – «неведомые светом».
Бойкий – расторопный, ловкий, решительный; бойкая – резвая; народ – население страны; народ – нация, народность; земля – государство; земля – мир, свет, вселенная; неведомая – таинственная, неведомые – не
известные никому
(устар., книжн.)
– Какова роль фразеологизмов в тексте?
«Чёрт побери!» – междометие, выражающее досаду, негодование или удивление, восхищение ( прост.); «чёрт знает» – наречие в значении «неизвестно» (прост). Повышают эмоционально-экспрессивную окраску.
– Фразеологизмы «чёрт знает», «чёрт побери» просторечные. А какие
просторечия ещё встречаются в тексте и какова их роль?
«Кажись», «нивесть куда», «на земли», «сем быстром мельканье». Придают речи народнопоэтический колорит.
– Какова роль служебных частей речи?
Выражают экспрессию, служат средствами, усиливающими связь между предложениями.
– Лексические и грамматические средства языка дополняют специальные изобразительно-выразительные средства, основанные на переносном смысле слов (тропы), и особые синтаксические построения (стилистические фигуры). Некоторые из них мы сейчас повторим с помощью словарного диктанта-тезауруса.

4. Словарный диктант-тезаурус.
Диктуется толкование слова, дети записывают термин, имеющий данное
значение.

1. МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном смысле
на основе сходства двух предметов или явлений.
2. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
3. ЭПИТЕТ – образное определение.
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неоживлённые предметы и отвлечённые понятия.
5.ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное
преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.
6.ЛИТОТА – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.

Свежие документы:  Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС

7.ЭЛЛИПСИС – пропуск во фразе какого-либо слова, легко
подразумевающегося.
8.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС– предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
9. БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов, придающий фразе динамику.
10.МНОГОСОЮЗИЕ – намеренное использование повторяющихся союзов,
придающее предложению плавность, замедляющее фразу, подчёркивающее смысл соединяемых союзами однородных членов.
11.АНАФОРА – повторение отдельных слов или оборотов в начале
предложения.
12.ЭПИФОРА – повторение слов или выражений в конце смежных
предложений.
13.АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются
противоположные понятия.
14.ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
15.ИНВЕРСИЯ – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.

5. Проверка словарного диктанта.

6. Продолжение работы с текстом по группам.

Задание 3: Найдите и выпишите примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
1 группа. Риторические вопросы «и какой же русский не любит быстрой езды?», «его ли душе не любить её?», « её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?»
Лексический повтор
«езду» – «езды», «и сам летишь, и всё летит»,
«любит» – «не любит».
Бессоюзие и многосоюзие «закружиться, загуляться, сказать» (однородные члены), «летят купцы», «летит лес», «летит дорога» (сложное предложение). «Только небо…, да …тучи, да … месяц одни кажутся недвижны». Создают особый стилистический эффект: бессоюзие стремительность движения, а многосоюзие единство неподвижного неба.
Эпитеты — «что-то восторженно-чудное», «лёгкие тучи», «продирающийся месяц».
Метафоры – «душа, стремящаяся закружиться, загуляться, сказать», «неведомая сила подхватила на крыло к себе». Образность птицы тройки.
Народнопоэтическая лексика «кажись», «нивесть куда», «в сем быстром мельканье». Все средства использованы для создания апофеоза быстрой езды.

2 группа. Риторическое обращение «Эх, тройка, птица тройка, кто тебя выдумал?».
Эпитеты «у бойкого народа», «расторопный мужик». Указывают на талантливость, мастеровитость русского народа.
Гипербола «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета» подчёркивает безграничность просторов родины.
Многосоюзие « а привстал да замахнулся, да затянул песню» выделяет и подчёркивает значимость каждого действия.
Метафоры «птица тройка», «борода да рукавицы», «что-то пылит и сверлит воздух», «дорожный снаряд». Образ бешено несущейся тройки.
Лексический повтор «понеслась, понеслась, понеслась!..», «и вон» — «и вон». Устремлённость вперёд, в даль.
Отрицательное сравнение «и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом» (последнее словосочетание разновидность метонимии, синекдоха), «не в немецких ботфортах ямщик» (иносказание не в модных, заграничных ; всё иностранное называли немецким в XIX в.
Эллипсис «кони вихрем». Создаёт образ стремительно летящей тройки.
Народнопоэтическая лексика
– «знать», «ровнем-гладнем»,
«наскоро живьём», «снарядил и собрал», «сидит чёрт знает на чём».

3 группа. Риторическое обращение и риторическое восклицание «не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?», «эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?», «Чуткое ли ухо горит
во всякой вашей жилке?», «Русь, куда ж несёшься ты?».
Звукопись – «гремят мосты», «всё отстаёт и остаётся позади»
(г-р-м-т м-ст ф-с- т-с-т-т ст-т-ст-тс п-з-д). Создаёт звуковой образ грохочущего по мосту экипажа и поражённого этим грохотом и стремительностью созерцателя, «гремит и становится ветром разорванный в куски воздух»
(г-р-м-т ст-н-в-ц в-т-р-м р-з-р-в-н-й ф к-с-к- в-з-д-х) – свист ветра в ушах.
Метафоры «неведомая сила», «вихри ли сидят в ваших гривах», «чуткое
ли ухо горит в каждой вашей жилке», «мчится вся вдохновенная богом», «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Народнопоэтическая лексика «дымом дымится», «не молния ли это, сброшенная с неба?», «в сих неведомых светом», «эх, кони, кони, что за кони!», «дружно и разом», «что ни есть на земли». Придают эмоционально-экспрессивную окраску.
Эпитеты « чудный звон», «заливается колокольчик».
С помощью средств выразительности создан художественный образ вдохновенного полёта летящей в неизвестность Руси-тройки.

V. Итоговое обобщение анализа текста учителем.
– Отличительной чертой произведений Н.В. Гоголя является их
разноплановость. Два плана – один реальный, на бытовом уровне, другой ирреальный, невещественный, потусторонний, мистический. Не является исключением и данное лирическое отступление, завершающее первый том «Мёртвых душ», которое принято называть «Русь-тройка».
В отрывке можно выделить три микротемы: 1.Апофеоз быстрой езды,
2. Образ птицы-тройки». 3. Образ самой Руси, что подобно «бойкой
необгонимой тройке» несётся вперёд, поражая «созерцателей» чуда, заставляя «другие народы и государства давать ей дорогу».
Все части текста связаны параллельной связью, выражающейся в
одинаковом построении предложений (синтаксический параллелизм, риторические вопросы и риторические обращения). Для усиления связи между предложениями автор использует: лексический повтор, однокоренные слова, обыгрывает разные значения многозначных слов («езду»- «езды», «конях»- «кони», «любит» — «не любить», «летишь» — «летит», «гремят мосты» — «гремит воздух», «дымом дымится», «у бойкого народа» — «бойкая тройка»). Синонимы и синонимические обороты («летит», «несётся», «мчится»; «что-то страшное заключено в сем быстром мельканье», «наводящее ужас движение»), психологический параллелизм («не хитрый, кажись, железный снаряд, не железным схвачен винтом», «не в немецких ботфортах ямщик»); единство форм глаголов-сказуемых (всюду в основном настоящее время) и одинаковый порядок слов (сказуемое перед подлежащим : «летят купцы», «летит лес», «летит дорога», «дымится дорога», «заливается колокольчик», «гремит и становится ветром… воздух», «постораниваются и дают дорогу другие народы и государства»).
Текст отличается ритмичностью, образностью, эмоциональностью, что достигается как лексическими и грамматическими средствами языка, так и специальными изобразительно-выразительными средствами.
Обилие глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий), существительных, обозначающих движение, создают эффект одухотворённого полёта птицы-тройки. Образность достигается с помощью метафор, эпитетов, выразительных словообразовательных элементов, мастерского обыгрывания синонимичных, построенных по одинаковым словообразовательным моделям слов («снарядил-собрал», «замахнулся — затянул») и просто созвучных слов («отстаёт», «остаётся», «остановился»).
А также употребления разных значений многозначных слов («у бойкого народа» «бойкая тройка», «неведомая сила» «неведомые светом»).
Усилению эмоционально-экспрессивной окрашенности служат
междометия («чёрт побери всё», «эх»), частицы ( «ли», «только», «что за», «же», «и вон»), просторечные формы («кажись», «нивесть куда», «сей», «сих») в сочетании с книжным союзом «ибо».
Образ русской тройки, стремительно летящей по необъятным просторам Родины, вызывает приподнятое настроение, чувство гордости за свой народ, веру в великое будущее России.

VI. Домашнее задание.
Оформить речеведческий анализ лирического отступления «Русь-тройка» письменно.

VII. Заключительное слово учителя.
– По словам И.С. Тургенева, Гоголь – « человек, который означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших». Ярким доказательством справедливости слов Ивана Сергеевича служит поэма «Мёртвые души».
Анализируя текст «Русь-тройка», необходимо помнить, что предшествует этому лирическому отступлению: Чичиков бежит из города N, где только что лопнула его афера с мёртвыми душами. Что же выходит, что это
Чичикову приходят в голову такие патриотические мысли о Родине, о судьбе России? Нет сомнения в том, что это мысли и чувства самого автора. Но давайте вспомним, что лирическое отступление «Русь-тройка» завершает первый том поэмы. А в планах Гоголя были и второй, и третий том, в которых герои, пройдя путь очищения, должны были возродиться к новой жизни, основанной на законах добра, справедливости, чести и достоинства. Стало быть, Гоголь надеялся, что не всё потеряно и для Чичикова в том числе. Таким образом, проявилась глубокая вера писателя в возможность духовного возрождения падшего человека.
На этой высокой ноте я и хотела бы закончить наш урок.

VIII. Музыкальный эпилог.
«Тройка» из музыки Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».









Литература:
1. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Выставка в школе. М.: Детская
литература,1980
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка,1990
3. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1978

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Знакомство с буквой М (м) . Письмо заглавной и строчной букв М,М"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: