Конспект урока – путешествия
в 5 классе
«Сказки и речевой этикет»
Салихова Зоя Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»
города Исилькуля Омской области
Урок – путешествие в 5 классе
«Сказки и речевой этикет».
Оформление доски: слово «этикет» (установленный порядок поведения),
Названия станций Страны этикета: Похвалишка, Утешайка, Критикашка, Исправляйка.
Цель урока: научить детей общению, говорить приятные слова друг другу,
утешать друг друга, доброжелательно высказывать не совсем
положительное мнение о человеке, если он делает не так, учиться
говорить правильно.
Эпиграф на доске.
Среди невезенья иного,
Среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово
И слово утешит меня.
(Колокольчик звонит!) Учитель: Поехали на поезде.
1-ая остановка — станция Похвалишка.
Между прочим, одну станцию мы уже проехали.
— Какую? (Приветствие). Общение начинается с добрых слов: «Здравствуйте». Еще каких?
— Чего не должно быть в приветствии? (хмурого лица, недоброго тона, неряшливого произношения).
Вот и приехали на первую станцию Похвалишка.
(Что означает ее название?) Сказать приятные слова надо уметь. Вы слышали их? А теперь попробуем сделать это сами? (Инсценировка эпизода из сказки «12 месяцев» С.Маршака.)
Задание группе детей-: скажите комплимент профессору из сказки «12 месяцев».
Игра для остальных учащихся на внимание. «Говорите дружно «да» или «нет»
Друга выручим всегда. – (да!)
Не робей, когда беда – (да!)
Врать не будем никогда – да!
Руки мыть надо всегда – да!
Солнце воздух и вода – да!
В классе списывать ответ –нет!
Кинуть камнем кошке вслед – нет!
Брать в автобусе билет – да!
Надо брать билет всегда – да!
Не лениться никогда – да!
Птиц не трогать никогда – да!
Не жалеть для них зерна. – да!
Выручать, когда беда. – да.
Выбегать на красный свет. – нет!
Дневник прятать иногда. – нет!
Лезть без очереди в буфет! – нет.
Вы устали дети? – нет.
Слушаем добрые слова профессору. (дети отвечают)
— Молодцы! Надо еще помнить, что приятные слова это еще и правдивые слова.
Звонит колокольчик.
А теперь отправимся к следующей станции- «Утешайка». Поезд едет, а мы слушаем стихотворение «Ящеренок» и смотрим инсценировку из сказки С.Маршака «12 месяцев».
Звонит колокольчик.
-Прибыли на станцию.( Задание второй группе, им предстоит утешить падчерицу.)
А мы пока слушаем стихотворение Г.Остера «Вредные советы». Подумайте, как не надо себя вести.
1 ученик. Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2 ученик. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса.
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
3 ученик. Если твой сосед по парте
Стал источником заразы,
Обними его – и в школу
Две недели не пойдешь.
4 ученик. Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше ешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Звонит колокольчик.
Учитель: Поехали. По дороге вспоминаем пословицы, которые говорят для утешения:
Вот и следующая остановка «Критикашка». Здесь мы будем учиться вежливой, доброжелательной критике.
. Представьте, что герои сказки «Лиса и Журавль» отправились в гости к ежику поделиться своими впечатлениями , как их принимали в гостях. (1-2 мин.). Что сказал ежик? Он мудрый и тактичный? (смотрим инсценировку)
Все играем «Как живешь» — вот так!
— Как живешь? –Вот так!
— Как идешь?
— Как бегаешь?
— Как спишь?
— Как делаешь что–то?
— Как шалишь?
— Как грозишь? – Вот так! (весело отвечаем).
Слушаем ответы ребят. .
— Да, критика может и должна быть доброжелательной.
(Колокольчик звонит).
Учитель:Отправляемся дальше по стране этикета. Станция Исправляйка.
Надо уметь говорить правильно.
Что нас ожидает там? (ударения ставить всюду, выискивать ошибки и малюсенькие буквы где попало подставлять ?).
Вот и прибыли! Задание 4 группе.
Исправь ошибки, поставь правильно ударение (на доске задания).
Вася пришёл со школы поздно.
Ложи книги на место.
Он не звонит мне.
Пусть Коля стерёт с доски!
Это ихний дом?
Саша спросил: «Сколько время»?
Пока работает 4 группа, мы поиграем в словарное лото. «У кого какой характер?»
Я называю черту характера, а вы называете черту одним словом. (Какой?)
Не любящий хвастаться своими успехами. – (скромный).
Легко приходящий в гнев, раздражение. – (вспыльчивый).
Требующий удовлетворения своих прихотей, капризов. – (капризный).
Легко входящий в контакт с людьми, не замкнутый. – (общительный).
Умеющий употребить острые, меткие, яркие, смешные выражения. – (остроумный).
Мягкий и добрый в отношении к людям. – (добродушный).
Долго помнящий обиду. – (злопамятный).
Слишком уверенный в себе, чрезмерно надеющийся на свои силы. – (самоуверенный).
Легко обижающийся. – (обидчивый).
Вежливый, воспитанный. – (учтивый).
Итог урока.
Вот и все на сегодня. Понравилось путешествовать? А теперь каждый себе поставит оценку за сегодняшнюю работу. Вежлив
Список использованной литературы
1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983
2. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М., 2009
3. Шкатова Л.А. Задачник по этикету. Челябинск, Южно-уральское книжное издательство, 1996.