Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект урока русского языка
Что лучше: реальные письма или электронные?
подготовила
учитель русского языка и литературы
Алексеева Надежда Ивановна
Новочебоксарск 2010
Тема: Что лучше: реальные письма или электронные?
Пояснительная записка
За два месяца до начала представленного урока (примерно за 1 четверть) с учащимися 9 класса поводится анкетирование по следующим вопросам:
1.Пишите ли вы письма по обычной почте?
А)да б) нет в) иногда.
2. Вам пишут по обычной почте?
А)да б) нет в) иногда.
3. Пишите ли вы письма по электронной почте?
А)да б) нет в) иногда.
4. Пишут ли вам по электронной почте?
А)да б) нет в) иногда.
5.Что лучше, на ваш взгляд: реальные письма через почту или электронные через интернет?
А) реальные б) электронные в) смотря, в каких случаях.
Результаты анкеты фиксируются в процентном соотношении от общего количества учеников в классе.
Затем ученики получают задание: в течение 2-х месяцев они должны писать письма и отсылать по почте своим друзьям, любимым, родственникам, одноклассникам, причем в письмах рассказывать о каком-то интересном событии, о проблемах, о своих чувствах и т.д. Письмо должно быть интересным; его можно как-то оформить, проявив творчество, фантазию, чтобы адресату было интересно его ожидание, чтобы захотелось на него ответить.
Учитель предлагает алгоритм написания письма:
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Домашнее задание: написать к данному уроку мини-сочинение: «Что мне понравилось в написании и получении писем».
Цели урока:
Обучающие – самостоятельно обсудить в малых группах проблемный вопрос: «Что лучше: реальные письма или электронные?»
Развивающие: развивать искусство написания письма.
Воспитательные: поддержать желание писать реальные письма, воспитывать культуру написания письма.
Ход урока
1 этап. Учитель сообщает о целях урока
2 этап. Учащиеся делятся на 5 групп по 5-6 человек в каждой (активный метод обучения — «Автобусная остановка»). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – ответить на заданный вопрос. В течение 10 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и при необходимости дополняют их в течение 5 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.
Вопросы для обсуждения:
Назовите достоинства и недостатки электронной и реальной почты (заполнить в виде таблицы)
Многие считают, что интернет способствовал возрождению письма? Согласны ли вы с этим мнением? Дайте обстоятельный ответ.
Письмо и фотография? Что общего между ними?
Есть мнение, что электронная почта подходит для официальных, деловых писем, а личную, интимную переписку лучше вести посредством реальных писем. Почему?
Умеем ли мы писать письма? Придумайте советы для начинающих писать письма.
В помощь учителю:
Назовите достоинства и недостатки электронной и реальной почты
Достоинства | Недостатки |
|
|
Достоинства и недостатки электронной почты | |
Достоинства | Недостатки |
|
.
|
Многие считают, что интернет способствовал возрождению письма? Согласны ли вы с этим мнением? Дайте обстоятельный ответ.
Нет, не способствовал, наоборот, утрачено искусство написания письма. Язык электронной почты, особенно СМС-посланий делает корреспонденцию почти не читаемой для непосвященного, он очень примитивен, не располагает к глубоким размышлениям, это своеобразный жаргон интернета, например:
«Hello, пристрой братишку моего. Проблем не будет. Пока».
«Я просто делаю свое дело… Крутой».
«Бери, не хочу… Лили».
Страшно становится при виде таких посланий. Бездушные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца.
Мы не знаем порой, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему «Искусство эпистолярного жанра» убрали за ненадобностью. А ведь умение писать письма, которые люди берегут и хранят, — Божий дар. В письмах бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами выражены трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи! И жажда счастья… Позавидует любой романист, заселяющий полки книжных магазинов толстыми томами своих творений.
Стиль общения в форумах очень похож на стиль телеграммы — больше информации и ничего лишнего. Поэтому, наверное, теряется индивидуальность. Многое выглядит грубовато. Конечно, в обычной жизни все же больше красивых и приятных слов.
Очень часто в них бывают ошибки клавиатурного набора.
Электронная почта – это новая форма общения, далёкая от искусства ведения переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто только лишь бы отписаться, контрольные фразы, все сухо, коротко без эмоций. Такой способ общения хорош только для передачи срочной информации, а не для отражения состояния человеческой души.
Письмо и фотография? Что общего между ними?
Письмо играет столь же важную роль, что и фотография. Оно навсегда запечатлевает наши эмоции, позволяет выразить самое сокровенное. Поэтому, перечитывая старые письма, чувства, которые мы считали давно забытыми, возникают в своей первозданной свежести. Также письма несут богатейшую информацию о жизни людей, они непосредственные свидетели ушедших эпох. Ведь в них описываются, как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба.
Есть мнение, что электронная почта подходит для официальных, деловых писем, а личную, интимную переписку лучше вести посредством реальных писем. Почему?
Технический прогресс, в виде интернета и сотовой связи, облегчил нам жизнь. Мы стали больше успевать. Письма летят мгновенно. Всё ускорилось. Мы стали быстрее общаться, быстрее дружить. Но нельзя ускорять чувства. Потому что природа человеческая остаётся неизменной. Нельзя быстро любить, быстро дружить, быстро общаться, быстро уважать кого-то и быстро ненавидеть. Можно только быстро работать! Поэтому, для бизнеса оставим электронную почту. А для души — бумажную.
Официальные, деловые письма несут только информацию, в них нет души, настроения. Основной критерий – владение официально-деловым стилем и быстрота доставки. Электронная почта для них идеально подходит.
В личных письмах нужно думать над каждым словом, чтобы не обидеть адресата, нужно уметь передать свои чувства, настроение, отношение к адресату. Суметь в художественном стиле с элементами разговорного поведать о том, что волнует, что радует, огорчает и т.д.
Умеем ли мы писать письма? Придумайте советы для начинающих писать письма.
Советы адресанту
Пиши ясно и просто.
Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
Поздравляй родных и друзей в дни рождения и в другие праздники.
Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия.
Правила, которые следует соблюдать при написании письма:
1.Начинать письмо следует с обращения и какой-либо любезности в адрес получателя, а завершать его выражением почтения и подписью.
2.Старайтесь не делать орфографических и грамматических ошибок. Ничто так не режет глаз, как «придложение написаное с ашибками». Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, не поленитесь заглянуть в словарь.
3. Не стоит отвечать на письма сразу, надо сначала обдумать свой ответ. Нельзя браться за письмо под влиянием гнева, позвольте времени сгладить злость. Письмо удается, когда его пишут спокойно, когда достаточно времени.
4.Помните, что утро вечера мудренее. Если вы написали письмо вечером, то на утро обязательно перечитайте свое послание на свежую голову.
3 этап. Рефлексия: Чтение лучших творческих работ учащихся на тему «Что мне понравилось в написании и получении писем».
В конце урока проводится опрос по теме в форме открытого или тайного голосования:
«Что лучше, на ваш взгляд: реальные письма через почту или электронные через интернет?»
А) реальные б) электронные в) смотря, в каких случаях.
Результаты сравниваются с предыдущими, которые проводились ранее.
4 этап. В заключение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Вместе с учащимися делается вывод о необходимости возрождения эпистолярного жанра.
Алексеева Надежда Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Использованные Интернет-ресурсы
Материалы электронного курса «Активные методы обучения» www.edu—reforma.ru