ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему:
«Относительные прилагательные»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Винникова Лидия Васильевна
г. Костанай
2011
Тема: Относительные прилагательные.
Цель: — повторить и закрепить имеющиеся сведения о разрядах имен прилагательных; научиться отличать относительные прилагательные от других разрядов;
— развивать внимание, память, мышление;
— воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
МТО: учебник, доска (можно интерактивная, в таком случае часть заданий разместить на страницах флипчарта), карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний.
Карточки с заданиями (см. Приложение)
Объяснение новой темы.
Относительные имена прилагательные –
Особы весьма очаровательные.
Материя, количество, место нахождения,
Вес, длина и мера – вот их значения.
Краткой формы у них не отыскать,
Степеней сравнения к ним не подобрать,
Антонимов никогда к ним нельзя подыскать,
И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.
Относительные прилагательные обозначают признак предмета по:
Материалу (медный таз)
Количеству (двухэтажный дом)
Место нахождения (речной порт, степной ветер)
Времени (январские морозы)
Назначению (стиральная машина)
Весу, длине, мере (метровая палка)
ЗАПИСЫВАЕМ: Железная дверь – дверь из железа, литровая банка – банка, вмещающая 1 литр, домашнее животное – животное, которое находится дома,
большой дом — ???
Словосочетания сущ.+ относ. прил. МОЖНО заменить другим словосочетанием, качественное – нельзя!
Закрепление.
Задание№1. Записываем прилагательные, определяем разряд, доказываем свое мнение.
Деревянный, ситцевый (платок), зимние (игры), дневное (обучение), привокзальная (площадь), двойная (ошибка), точильный (станок), швейная (машинка), медный, золотое (кольцо).
Задание №2. Списать только относительные прилагательные.
Теплый, заячий, каменный (мост), мамин, алый, спортивная (обувь), вечерний (концерт), соломенная (кукла), большое (облако), сладкий чай, красивая кошка, собачий вой.
Задание №3.
По ряду прилагательных нужно определить предмет.
Что это?
Большая или маленькая, алюминиевая, серебряная, чайная, столовая (ложка).
Кирпичный, каменный, высокий, двухэтажный, загородный (дом).
Зимний, теплый, радостный, праздничный, летний, воскресный (день).
Кленовый, березовый, желтый, зеленый, осенний (лист).
Ситцевое, льняное, легкое, летнее, мамино (платье).
Большое, домашнее, пушистое, красивое, ласковое (животное).
— А сами, ребята, можете привести примеры?
Задание №4. Описать предмет, используя только относительные прилагательные.
Пирамиды, ложка, листья, платье, берег.
Задание №5. Конкурс «Кто больше?» Делим класс на три команды. Задание: кто больше придумает и назовет относительных прилагательных по определенному признаку:
1) материал (деревянный, железный, ситцевый, льняной, пшеничный, стальной и т.д.)
2) место (речной, морской, степной, подвальный, городской и т.д.)
3) время (зимний, летний, осенний, вчерашний, июньский и т.д.)
Домашнее задание.
Повторите §§ 24, 76-77, выпишите из любой сказки 5 предложений с относительным прилагательным. Например: Шел-шел, третью пару железных сапог истер.
Подведение итогов урока.
Использованная литература:
Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамұра», 2010.
Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007
Приложение
Карточка №1. Подобрать и записать к существительным имена прилагательные, обозначающие:
ЦВЕТ: кофта, скамейка, юбка, рубашка.
РАЗМЕР: дом, машина, поле, здание.
ВКУС: торт, пирожок, рыба, чай.
Карточка №2. Подобрать и записать к существительным имена прилагательные, обозначающие:
МАТЕРИАЛ, ИЗ КОТОРОГО СДЕЛАН ПРЕДМЕТ: ложка, стол, дом, сундук, платье.
ВЕС: камень, коробка, арбуз, ягодка.
ТЕМПЕРАТУРУ: камень, день, песок, утюг.
Карточка №3. Подобрать и записать к существительным имена прилагательные, обозначающие ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.
Хвост (чей?), шляпа (чья?), платье (чье?), шерсть (чья?), дневник (чей?).
Карточка №4. Подобрать и записать к существительным имена прилагательные, обозначающие:
СВОЙСТВО: банка, цветок, пирог, рубашка.
ЗВУК: голос, звон, крик, музыка.
ВРЕМЯ: день, каникулы, праздники, работа.
Карточка №5. Подобрать и записать к существительным имена прилагательные, обозначающие:
МАТЕРИАЛ, ИЗ КОТОРОГО СДЕЛАН ПРЕДМЕТ: чашка, фигурка, забор, коробка, перчатки.
ВЕС: камень, коробка, арбуз, ягодка.
ТЕМПЕРАТУРУ: камень, день, песок, утюг.