Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение знаний в 7 классе.
Анализ текста»
Дата проведения: 24.05.2014
Тема: «Повторение и обобщение знаний в 7 классе. Анализ текста»
Цель: обобщение систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма на основе чтения и анализ текста.
Задачи:
образовательная: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, морфемный разбор, синтаксический разбор простого осложнённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля.
развивающая: формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; обогащение словарного запаса учащихся
воспитательная: формирование чувства патриотизма и гражданственности.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование для учителя: компьютерная презентация, текст В.Астафьева, методическое пособие.
Ход урока (деятельность учителя и учащихся) | Формирование УУД | |
Ι.Актуализация знаний
|
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Диагностика затруднений. Замена тетрадей. Запись в тетради даты. Мотивация к началу урока «Притча о дороге знаний»
|
Познавательные УУД Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работают в парах.
Коммуникативные УУД: Работают в группах, выполняя задания развивают коммуникативные навыки, творческие способности, учатся оценивать работу групп.
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. |
Ты вспоминаешь родину такою, Какой её ты в детстве увидал: Клочок земли, припавший к трем берёзам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом Песчаный берег с низким ивняком К.Симонов Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. — Какой смысл автор вкладывает в эти слова? — Что вы вкладываете в понятие «Родина»?
Способность любить родину, ощущать неразрывную связь с ней, беречь ее — великий дар судьбы. Издавна на Руси почитали землю, называя матушкой — кормилицей, берегли её и защищали. Русские поэты и писатели благословляли Родину. Мысли о родной земле наших современников, я уверена, помогут вам в создании собственного высказывания. Формулировка темы урока. Какова цель нашего урока и чему мы должны научиться? Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов. 2. Работа с текстом Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему. Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову. И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж, какая она – это Родина, — всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит свою работящую пристепную Русь мой друг, негромко, но так проникновенно поющий о ней вот уже более двадцати лет. (В.П.Астафьев. О моём друге).
3. Задание группам — Докажите, что это текст. — К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. — Определите тип текста. — Какова его тема? Выпишите ключевые слова текста. — Как вы думаете, почему в рассказ о друге вошли рассуждения о любви к земле и к Родине? Каково было намерение автора, когда он создавал этот текст? — Как вы понимаете смысл выражений «проникновенно поющий», «любить землю», «займётся сердчишко»? Обратитесь к словарю. — Докажите, что слово земля многозначное. Составьте предложения таким образом, чтобы в них проявились разные значения слова. — Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы в разных формах лица? — Какие языковые средства использует автор, чтобы чётко и образно выразить свои мысли. Физкультминутка
4. Творческая мастерская Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите своё сочинение — рассуждение
| |
ΙΙΙ. Применение знаний | Выполнение заданий в группах 1. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. 2. Графически объясните орфограммы. Выполните морфемный разбор слов: чувствовать, передаются, перенял. 3. Выполните морфологический разбор слов: (друг) поющий, прекрасную (Сибирь).
| |
ΙV. Домашнее задание | Рабочая тетрадь Комплексный анализ текста Текст 26 с.85- 87 | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Подошёл к концу наш урок. Вернемся к поставленным нами целям. Реализовали ли мы их?.Каждый из вас пусть проанализирует свою работу на уроке: что удалось, что вызвало затруднения. Оценивание учителем работы учеников на уроке.
| Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |