Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение знаний в 7 классе. Анализ текста»

Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение знаний в 7 классе.

Анализ текста»


Дата проведения: 24.05.2014

Тема: «Повторение и обобщение знаний в 7 классе. Анализ текста»


Цель: обобщение систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма на основе чтения и анализ текста.

Задачи:

образовательная: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, морфемный разбор, синтаксический разбор простого осложнённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля.

развивающая: формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; обогащение словарного запаса учащихся

воспитательная: формирование чувства патриотизма и гражданственности.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование для учителя: компьютерная презентация, текст В.Астафьева, методическое пособие.








Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД


Ι.Актуализация знаний


Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Диагностика затруднений.

Замена тетрадей. Запись в тетради даты.

Мотивация к началу урока «Притча о дороге знаний»




Познавательные УУД

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.



Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





































Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работают в парах.

















Коммуникативные УУД:

Работают в группах, выполняя задания

развивают коммуникативные навыки, творческие способности,

учатся оценивать работу групп.



ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

  1. Работа с эпиграфом

Ты вспоминаешь родину такою,

Какой её ты в детстве увидал:

Клочок земли, припавший к трем берёзам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом

Песчаный берег с низким ивняком

К.Симонов

Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

— Какой смысл автор вкладывает в эти слова?

— Что вы вкладываете в понятие «Родина»?


Способность любить родину, ощущать неразрывную связь с ней, беречь ее — великий дар судьбы. Издавна на Руси почитали землю, называя матушкой — кормилицей, берегли её и защищали. Русские поэты и писатели благословляли Родину. Мысли о родной земле наших современников, я уверена, помогут вам в создании собственного высказывания.

Формулировка темы урока.

Какова цель нашего урока и чему мы должны научиться?


Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.

2. Работа с текстом

Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему.

Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?

Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову.

И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.

А уж, какая она – это Родина, — всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит свою работящую пристепную Русь мой друг, негромко, но так проникновенно поющий о ней вот уже более двадцати лет.

(В.П.Астафьев. О моём друге).


3. Задание группам

— Докажите, что это текст.

— К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.

— Определите тип текста.

— Какова его тема? Выпишите ключевые слова текста.

— Как вы думаете, почему в рассказ о друге вошли рассуждения о любви к земле и к Родине? Каково было намерение автора, когда он создавал этот текст?

— Как вы понимаете смысл выражений «проникновенно поющий», «любить землю», «займётся сердчишко»? Обратитесь к словарю.

— Докажите, что слово земля многозначное. Составьте предложения таким образом, чтобы в них проявились разные значения слова.

— Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы в разных формах лица?

— Какие языковые средства использует автор, чтобы чётко и образно выразить свои мысли.

Физкультминутка


4. Творческая мастерская

Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите своё сочинение — рассуждение

ΙΙΙ. Применение знаний

Выполнение заданий в группах

1. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

2. Графически объясните орфограммы. Выполните морфемный разбор слов: чувствовать, передаются, перенял.

3. Выполните морфологический разбор слов: (друг) поющий, прекрасную (Сибирь).



ΙV. Домашнее задание

Рабочая тетрадь Комплексный анализ текста

Текст 26 с.85- 87

V. Итоги урока.

Рефлексия

Подошёл к концу наш урок. Вернемся к поставленным нами целям. Реализовали ли мы их?.Каждый из вас пусть проанализирует свою работу на уроке: что удалось, что вызвало затруднения.

Оценивание учителем работы учеников на уроке.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


















Свежие документы:  План-конспект урока "Обособленные обстоятельства" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: