Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты
Ростовской области
Конспект урока русского языка в 6 классе
«Подготовка к сочинению по картине В.А. Серова “Девочка с персиками”
».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шевцова Ирина Александровна
г. Шахты
2014
Подготовка к сочинению по картине В.А.Серова “Девочка с персиками”
Цели урока:
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи.
Познакомить с творчеством художника-портретиста В.А.Серова;
Развивать эстетический вкус.
Методическое обеспечение урока: автопортрет художника В.А.Серова.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотел сохранить свежесть живописи при полной законченности…” (В.Серов)
1. Запись темы урока. Сообщение учителем цели урока.
2. Вступительное слово учителя: Я приглашаю вас отправиться в путешествие в удивительный мир изобразительного искусства. Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника В.А.Серова. (Учащиеся рассматривают “Автопортрет В.А.Серова”) Ваши впечатления о художнике?
3.Сообщение подготовленного учащегося: Валентин Александрович Серов (1865—1911) — великий русский живописец и график, ученик И. Е. Репина. В. Серов родился в Санкт-Петербурге. Отец его был известным композитором и музыкальным критиком, а мать – талантливой пианисткой. Царившая в доме творческая атмосфера, постоянные беседы родителей с известными писателями, художниками, музыкантами, актерами, часто бывавшими в доме, оказали большое влияние на формирование художественной натуры мальчика. И уже в раннем детстве он увлёкся рисованием.
В девятилетнем возрасте В. Серов стал учеником И.Репина, который так писал о своем ученике: «В мастерской он казался старше лет на десять… Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных им деталей приводила меня в восхищенье; я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Да, это была натура!»
В двадцать пять лет В.Серов поступает в Петербургскую академию художеств, а по окончании её оказывается в Московском художественном кружке, руководителем которого был Савва Мамонтов, известный покровитель искусств. В Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, художником были созданы первые значительные произведения, особое место среди которых занимает картина «Девочка с персиками».
3. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках)
Работа с упражнением №269 (учебник Львова С.И. Русский язык 6 класс. Часть 1
Рассмотрите репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» (см. приложение).
— Какое время года, какое время суток изображено на картине? Как вы это поняли? (На картине изображен летний день: за спиной девочки окно, за ним зеленеют деревья сада, на столе – кленовые листья; вся комната озарена солнечным теплом.)
— Как вы думаете, сколько лет девочке? Она ваша ровесница?
-Что вызывает симпатию в девочке, изображенной на картине? Опишите ее лицо, позу, брови, взгляд, волосы, глаза, губы, загар, румянец. Используйте для этого прочитанный вами текст, а также материалы словарика эпитетов (см. словарные статьи в приложении к учебнику «Русский язык. 6 класс»). Постарайтесь передать свое отношение к девочке.
-Чувствуем ли мы, что девочка позирует художнику? Невольно кажется, что она лишь на минуту забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.
4.Слово учителя. Обратите внимание, что под этой картиной не стоит краткой подписи, содержащей фамилию и инициалы, которая обычно сопровождает портреты. Как вы думаете, почему? ( «Девочка с персиками» — это необычный портрет. На этом полотне художник показывает свое мастерство пейзажиста; он также реалистично изображает предметы интерьера.)
— Название этому портрету-картине дал другой замечательный художник – Игорь Грабарь. Увидев этот портрет на выставке в 1889 г., он воскликнул: «Девочка с персиками!» Вот что рассказывает Грабарь в своих воспоминаниях о том, как была создана картина, и о впечатлении, которое произвела на Серова Вера Мамонтова: «Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в котором увидал, — в розовой кофточке, с черным бантом… Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».
В воспоминаниях Грабарь приводит и слова самого В. А. Серова о картине «Девочка с персиками», произнесенные художником незадолго до смерти на персональной выставке в Третьяковской галерее: «И самому мне чудно, что я это сделал. Тогда я вроде с ума спятил. Надо это временами: нет-нет да малость спятить. А то ничего не выйдет…» Так оценил В. А. Серов собственную картину, которая стала высшей точкой его плодотворного творческого пути.
— Подумайте и ответьте, для чего здесь пейзаж? Как он помогает раскрыть идею картины? (Пейзаж помогает созданию образа героини, понять естественность её натуры, цельность характера).
-Как художник изображает стол?
-Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.
— «Каков валёр! » — воскликнул автор картины, когда увидел ее в экспозиции Третьяковской галереи спустя четверть века после ее создания. Валёр — термин художественной практики, определяющий светотеневые тона. Обратите внимание на освещение комнаты, девочки. Солнечный свет как бы перемешивает оттенки цветов на картине. Найдите оттенки других цветов на розовой кофточке. Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?
— Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает у вас?
– Какой изображает художник комнату?
– Как он пишет свет?
(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)
Как изображает девочку?
Опишите ее, используя эпитеты. (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза …)
Какое лицо у этой девочки?
Что мы узнаем по лицу о ней?
О её характере? Её душевном мире?
Можно ли определить ее будущее?
(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная…)
– Что она держит в руке?
(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)
– Как художник изображает стол?
(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)
Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.
(На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном – светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)
– В чем прелесть этой картины?
(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)
– Что вы для себя открыли в этой картине?
– Каким бывает белый цвет?
(Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы, розоватые блики от блузки.)
А главное – свет и воздух!
Художник Грабарь писал: “Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты”
– Каков фон картины?
(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутровый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)
Как художник передал слияние человека с миром?
(Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)
– Каков колорит картины?
(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее – розовое и золотое.
Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)
5. Слово учителя
Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. “Все чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!”
Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоумением:
– Неужели это я написал?
Картина удивительно правдива. Художник словно перенес “кусочек” жизни на полотно.
6. Работа над лексикой сочинения
От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись;
Какие глаголы используются для описания света в картине?
(Свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает; обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает.
Словарный диктант: меценат, масло, композиция, колорит, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок.
Работа по составлению плана (работа в микрогруппах). Обсуждение.
7. Подведение итогов урока.
8.Домашнее задание: написать сочинение по картине В.Серова «Девочка с персиками».
Используемая литература и материалы Интернета
Митрофанова Е. Н. История продажи и покупки портрета Веры Саввишны Мамонтовой, написанного В. А. Серовым /Е. Н. Митрофанова//Отчина — 2002 .-№ 1.- С.34-35
http://vserov.ru/biography.php
http://matisseblue.com/wp—content/uploads/2012/11/9-25-2012-Russia-7997-Version-2.jpg
http://festival.1september.ru/articles/562410/