Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема: «Ох уж, эти пунктуационные, такие неугомонные. (Пунктуация в простом и сложном предложении. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)»









Конспект урока русского языка в 10 классе.





Карнаухова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ СОШ №49 г.Шахты Ростовской области





Тема урока: «Ох уж, эти пунктуационные, такие неугомонные.

(Пунктуация в простом и сложном предложении. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)»


























Пунктуационный практикум №1.

/ Урок проводится в контексте изучения темы: «Стили речи».


Тип урока: систематизация и закрепление изученного материала.

Форма урока: групповая работа.

Уровень подготовки класса: высокий.

На уроке используются элементы технологии РКМЧП, групповой технологии, экспресс-метода Т.Я. Фроловой.

Тема урока: Ох уж, эти пунктуационные, такие неугомонные. (Пунктуация в простом и сложном предложении. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку).

Цели для учителя:

  1. Углубить знания учащихся о русской пунктуации.

  2. Создать условия для повторения знаков препинания и пунктуационных правил (подготовка к ЕГЭА9,19,20,21,22,24,25).

  3. Создать условия для развития умения выбирать главное, сокращать текст.(А 27)

  4. Способствовать повышению лингвистической культуры.

  5. Воспитывать любовь к родному языку.

Цели для учащихся:

Знать:

  • Принципы и функции русской пунктуации»

  • Учёных – лингвистов, изучавших синтаксис и пунктуацию;

  • Пунктуационные знаки и перечень пунктуационных правил.

Уметь:

  • Применять правила на практике.

  • Производить пунктуационный разбор предложения.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку.

  2. Проектор.

  3. Листы опроса, целеполагания, самооценки.

  4. Карточки.

  5. Два варианта тестов.

  6. Бланки ответов.

Ход урока.

Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

  1. Организационный момент. (Методика «Ледокол»)

За окнами осень играет с зимой (листвой)

И тучки пушистые мчатся гурьбой.

А мы с вами в классе за партой сидим

И правила учим все, как один.

На ветку забрался шалун — воробей,

Завидует нам: ведь у них веселей.

Учащиеся рассаживаются разноуровневыми группами в соответствии с изображением на осенних листьях. На столах стоят таблички: «Точки», «Запятые», «Тире», «Двоеточие», «Кавычки».

— Ребята, улыбнитесь друг другу и скажите: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться».

-Работать будем в группах, руководитель координирует работу всех детей.

-Оценивать вы будете себя по ходу урока в баллах. Смотрите листок самооценки.

ÌÌ. Сообщение темы урока.

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова М. Горького?

— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о знаках препинания)

— Какая наука изучает способы расстановки знаков препинания? (пунктуация)

ÌÌÌ Мотивация.

— За одну минуту каждая группа составляет экспромт из 3-4 предложений «Похвальное слово знакам препинания», где объясните, почему нужно соблюдать пунктуационные нормы при письменном общении.

Ключевые слова: Да, здравствуют … Дорогие знаки… Благодарим вас за то, что… Вы помогаете нам … Мы воздаём вам хвалу за то, что … разделить текст на … выразить ….

Ответ: Да, здравствуют знаки препинания! Без них нам было бы так трудно понять написанное. Дорогие знаки препинания, как сложно без вас разобраться в структуре текста!..

О, всемогущие знаки препинания. Испокон веку вы служите нам. Вы являетесь часть нашего прекрасного всемогущего языка. Спасибо, что вы есть.

lV Стация вызова. (Индивидуальная формулировка каждым учащимся по­знавательных целей относительно конкретной темы.)

— Вспомните всё, что вы знаете о пунктуационных знаках. Для этого расставьте «-» в предлагаемой таблице. Затем обсудите списки в группе.

— Давайте составим на доске общий список наших знаний и предложений и запишем их в таблицу (см. ниже).

-Все ли согласны с информацией? (Если в классе нашёлся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное, рядом ставим знак «?»).

Карточка опроса


Теоретические знания.

Знаю.

Сомневаюсь.

Не знаю

1

Все знаки препинания.




2

Историю возникновения пунктуационных знаков.




3

Учёных-лингвистов, изучавших русский синтаксис и пунктуацию




4

Принципы русской пунктуации.




5

Функции пунктуационных знаков.




6

Типы простых и сложных предложений.




7

Пунктуационные правила.




Далее каждый ученик заполняет «Лист целеполагания».

Лист самооценки:

Учебные ситуации.

Максимальный балл

Тот балл, который вы сами себе поставили.

Знание всех знаков препинания

2


История знаков препинания

3


Учёные- лингвисты, изучавшие синтаксис и пунктуацию.

2


Принципы русской пунктуации

3


Пунктуационные правила

5


Функции знаков препинания

2


Пунктуационный разбор

5


Тесты ЕГЭ

(8)За каждый правильный ответ – один балл


Активность на уроке

1


Внимание на уроке

1


Культура общения в группе

1


Всего

25


V. Смысловая стадия. Работа в группах. «Добывание » информации.

Цель: подготовка к практикуму

  1. А теперь давайте вспомним

Каждый знак пунктуационный.

Буду вам стихи читать,

А вы пальцы загибать,

Можно даже тихо хором

Мне немного помогать.

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,


В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.


Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в … скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он … восклицательный знак.


Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак … вопросительный.

В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,


Порою кавычки, порой двоеточие,

И не жалел для концов многоточия. (9)

Ванда Хотовская (польская поэтесса)

— Какой знак препинания ещё не назвали ? (;) всего – 10 знак знаков

()
















2. История русской пунктуации.

Цель: углубить знания о пунктуации.

Теперь, ребята, уговор:

Свой расширим кругозор.

Мы в историю науки

обратим свой умный взор.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности. Нам предстоит выяснить, как складывалась пунктуационная система русского языка?

— О том, как возникла точка с запятой, узнайте сами.

Задание: Каждой группе предлагается краткий справочный материал. Задание: ознакомиться, выбрать главное и рассказать.

1 группа.

Первыми писателями, как известно, были средневековые монахи. Они изготавливали рукописные книги в единичных экземплярах, не придерживаясь не только знаков препинания, но даже, не разделяя текст на отдельные слова. В большей части рукописей этого периода слова писались почти беспромежуточно. Иногда между словами писцы ставили точку или крестик, но никакими правилами они не руководствовались. Разделение текста появилось лишь в четырнадцатом веке. Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

2 группа

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619) , а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

3 группа

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.


4 группа

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается уже в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.


2.Учёные – лингвисты, которые занимались русским синтаксисом и пунктуацией.

Цель: расширить лингвистический кругозор учащихся.

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) – создатель русской лингвистики, науки о языке; создатель первой научной грамматики (учились 50 поколений людей),

  • Александр Матвеевич Пешковский (1878 — 1933) – работал учителем в московской гимназии; выдающийся учёный – лингвист, его главная книга посвящена синтаксису,

  • Дмитрий Николаевич Овсянико- Куликовский (1853-1920) написал книгу «Синтаксис русского языка, где изложил основы научного синтаксиса русского языка и дал анализ синтаксической системы русского языка»,

  • Алексей Александрович Шахматов (1864 — 1920) –создал около 170 научных трудов, из которых самым значительным является исследование «Синтаксис русского языка»

  • Сергей Иванович Абакумов(1890-1949) –особое внимание уделял вопросам русской пунктуации, много работ посвятил синтаксису,

  • Леонард Юрьевич Максимов (1924 — 1994) – специалист в области синтаксиса русского языка и стилистики художественной речи, доктор филологических наук, профессор, зав. Кафедрой современного русского языка МГУ.

— Посмотрите, синтаксис и пунктуация – науки сравнительно молодые. Некоторые учёные, например, к знакам препинания относят также абзац или красную строку. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей. История появления абзаца очень интересна. Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику. Абзац соответствует принципам русской пунктуации.

  1. Принципы русской пунктуации.

Цель: вооружить научными знаниями.

Что ж, смотрим-ка, друзья, сколько принципов здесь записала я.

-А сейчас нам предстоит выяснить, какие принципы русской пунктуации выделяют учёные?

— Запишите:

Прямая со стрелкой 34


  • — Чтобы проиллюстрировать эти принципы, хочу обратить ваше внимание на текст:

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре … (играют дети)

— Где хочется поставить точки? А где нужно?

— Расставив точки, мы видим структуру данного текста (принцип —структурный)

  • — Я напишу предложение и поставлю знаки препинания, а вы постарайтесь в соответствии со знаками передать нужную интонацию.

Да. Да! Да? Да?! Да… а теперь вспомним сказку Маршака «Двенадцать месяцев»: Казнить, нельзя помиловать. (принцип интонационный)

  • А теперь смысловой:

-Известен факт «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив писать роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором написал «?» Издатель также ответил письмом без слов «!»

— Как вы думаете, что имели в виду писатель и издатель? («Ну как? Понравилось ли?» — «Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-нибудь читал! Я её непременно издам!»)

-Ребята, а для чего нужно знать принципы пунктуации? ( В соответствии с ними мы осуществляем выбор знака препинания)

6. Систематизация изученного материала. Ледокол (пересаживаемся по цвету листьев)

А теперь пришла пора поменять свои места.

На цвет листьев посмотри и за свой стол поспеши.

Досчитаю я до трёх – и окончен переполох.

Цель: обобщить знания по предмету.

Ох уж, эти пунктуационные, такие неугомонные.

Ты их ставить не спеши, подумав, правила-ка примени.

Вспомним, что такое пунктуационное правило и какие правила входят в состав указанных на схеме разделов пунктуации? (по группам)

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания.


Скругленный прямоугольник 2Скругленный прямоугольник 5Скругленный прямоугольник 6Правильный пятиугольник 7Стрелка вниз 8Стрелка вниз 9Стрелка вниз 10Скругленный прямоугольник 3Стрелка вниз 1Овал 11Овал 15Стрелка вниз 16















1. В конце предложения: Постановка точки, восклицательного знака, вопросительного знака и многоточия.

  1. Внутри простого предложения:

  • Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное тире (Я — лидер). Соединительное тире (Полёт Москва – Каир прошёл удачно). Тире в неполном предложении.

  • Запятая при однородных членах, двоеточие и тире при обобщающих словах.

  • Обособление согласованных и несогласованных определений, приложений, обстоятельств.

  • Обособление уточняющих членов (места, времени, образа действия и т.д.), оборотов со значением пояснения или присоединения (присоединяются словами а именно, то есть, главным образом, в частности. Т.д.)

  • Обособление дополнений.

  • Выделение обращений, вводных и вставных конструкций.

  • Выделение сравнительных оборотов.

  • Выделение междометий запятой и восклицательным знаком.

  • Слова – предложения да и нет.

  1. Сложносочинённое предложение: две и более основы, равноправие частей предложения, средство связи — сочинительные союзы. Отношения: соединительные, противительные, разделительные. Отсутствие запятой при наличии общего члена. Запятая.

  2. Сложноподчинённое предложение: зависимость одного предложения от другого, средство связи – подчинительный союз, союзное слово. Запятая.

  3. Бессоюзное сложное предложение: Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

  4. Сложное предложение с различными видами связи: Запятая между двумя союзами.

  5. Предложение с прямой речью: Правила постановки кавычек, двоеточия, тире, восклицательного , вопросительного знака, точки, многоточия и написания прописной и строчной букв. Оформление диалога и цитат.

— Если вы какие-то правила забыли, стоит их повторить дома.

Припомним функции, ребята, чтоб знать могли мы роли знака.

Ведь надо детям понимать, для чего служит каждый знак.

Функции знаков препинания.

  • Отделительные: точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие.

  • Разделительные: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

  • Выделительные: запятые , тире,скобки, двоеточие и тире, кавычки, восклицательный знак.



Практическая работа.

Цель: Закрепление изученного материала.

Ты знаешь правила на «пять»?

Так можешь знаки расставлять.

И с тестом трудным на ЕГЭ

Теперь ты справишься вполне.

1задание (3 балла): (в группах): Прочитать предложение выразительно. Произвести пунктуационный разбор. Начертить схему, если получится.

— Пока мы проверяем, представители групп начертят схемы на доске.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. (К. Д. Ушинский)

 



Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г.Р.Державин)

 


Язык вмещает в себя всё: и характер народный, и опыт, и историю, и философию, и верования, и чаяния, и тяготы в долгом пути. (В.Распутин)

 




Б

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев).

 

 

ерегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

2 задание – фрагмент ЕГЭ (Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская Русский язык ЕГЭ 2011: ИП Мальцев Д.А., 2010 г Ростов-на-Дону)(6 баллов):

Вариант №1, №2,: А9, А19, А20, А21, А22, А24, 25

— Группы, поменяйтесь бланками ответов.

Ответы:

вариант

А9

А19

А20

А21

А22

А24

А 25

1








2








— Посмотрите, где ошиблись и сопоставьте с правильным вариантом.

Стадия рефлексии. Логическое завершение действий. На этом этапе происходит присвоение нового.

— Обратитесь вновь к таблице № 1 и теперь проставьте вновь знаки «+».

— Поделитесь своими записями, которые вы сделали в таблице.

Каждой группе предлагаю составить кластер.

— А теперь подсчитайте свои баллы. 15 баллов и выше – «5»; 11- 14 баллов – «4»; 8-10 – «3»

Закончить свой урок хочу словами Владимира Луговского: Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Использованные материалы:

  1. (Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская Русский язык ЕГЭ 2011: ИП Мальцев Д.А., 2010 г Ростов-на-Дону)

  2. Высказывания о языке К.Д.Ушинского, И.С.Тургенева, В Распутина, Г.Р.Державина

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Громкость и высота звука"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: