Конспект урока русского языка в 5 классе «Это примечательное имя прилагательное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Кош-Агачский район

республика Алтай








Урок русского языка в 5 классе

«Это привлекательное имя прилагательное»


Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы



























2012




Аннотация



Данный урок русского языка входит в систему уроков по теме «Имя прилагательное», изучаемых в 6 классе и составленных по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.и др. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 136 часов в год, что составляет 4 часа в неделю, включая уроки развития речи.

Русский язык для детей является неродным, родные языки- алтайский и казахский. Учебник под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской содержит разные виды заданий, упражнений, направленных на развитие связной речи обучающихся, на развитие мышления и логики, приучает самостоятельности.

В 6 классе всего 11 детей, из них 4 казаха и 7 алтайцев. По развитию класс средний, имеется двое детей, занимающихся по справке 7 вида. Поэтому на уроке очень часто используются игровые моменты (присутствие какого-либо сказочного героя), творческие задания индивидуального и коллективного характеров. Использование регионального компонента считается обязательным на уроках, поэтому использование сказочных героев из алтайских народных сказок является уместным и правильным. Детей 11-12 летнего возраста очень важно научить таким качествам, как коллективизм, взаимопомощь, понимание и поэтому на уроке важно использовать предложения , тексты, пословицы, которые учат пониманию, доброте. Лидеры групп, выбранные детьми направляют работу группы, оценивают каждого участника, что придает ученикам больше ответственности за результат работы. Важно проводить саморефлексию в конце урока, так этот метод учит детей ответственности и развивает речь, а целеполагание и мотивация в начале урока помогают поставить цели и задачи на весь урок, ребенок должен сам видеть, чего он должен достичь в конце урока. Использование карточек, рисунков также считается выигрышным для детей 6 класса, потому что ребенок запоминает больше красочное и яркое, нежели серое и скучное. Дача домашнего задания носит дифференцированный характер с целью умения сопоставлять свои силы и возможности, а также учит умению выбирать. А интеграция уроков риторики и русского языка учит детей умению высказываться, отставать свою точку зрения, также уважительному отношению друг к другу.








Цели урока: систематизировать знания об имени прилагательном как о части речи;

повторить признаки имен прилагательных;

развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

наблюдать за ролью прилагательных в художественном тексте;

развитие связной речи, творческого мышления, уважительного отношения к предмету и друг к другу.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Масса. Килограмм"

Тип урока: урок закрепления знаний, полученных в 4-5 классах.

Форма урока: урок-творчество (ГСО)


(дети работают в 2х группах, лидеры

оценивают работу всех членов группы, результаты работы записываются в оценочные листы)


Средства обучения: двусторонние карточки с изображением разных времен года,

карточки с загадками, карточки с изображением сказочных

героев, музыка Л.И Чайковского «Времена года», учебник.


Структура урока.


  1. Психологическое погружение в тему урока на фоне музыки Л.И Чайковского «Времена года»

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Закройте глаза. Представьте холодный, но солнечный зимний день. Мороз пощипывает ваши щечки, и от этого немного холодно, но очень приятно, приятно от легкого прикосновения морозца к вашим щечкам. Посмотрите вокруг: снег начинает таять, появляются проталины, и вот-вот побегут ручейки. На деревьях набухают почки, а на ветках чирикают первые птицы. А сейчас совсем стало жарко, вода в реке Чуя теплая, как приятно утолить жажду и искупаться в этой чудесной речке.

Смотрите, летят листья с деревьев, они напоминают кораблики, которые собираются в далекие страны. Эти листья ковром устилают дорожки, напоминая нам о приходе золотой осени. Откройте глаза.

-Ребята, какие картины плыли перед вашими глазами, о чем вы вспомнили, что представили?(лес, проталины,ручейки, река Чуя, листья…Вспомнили зиму, весну, осень , лето)

-Какое время года больше любите, почему?

Внимание на доску (на доске прикреплены черно-белые картинки с изображением разных времен года)

Зима Весна Лето

Лес, одетый на проталинах в лесу Лес, одетый в пышный

В снежный наряд. видны подснежники. зеленый наряд.


Осень – с деревьев падают желтые, красные листья, птицы улетают в теплые края.


-Что изображено на рисунках? Интересны ли вам эти картинки? Почему?

(Не интересны, нет в них цвета, яркости. Учитель переворачивает картинки с красочным изображением этих же рисунков).

-Скажите, интересно ли сейчас смотреть на эти же рисунки? Прочему?

-Скажите, с помощью чего мы смогли «оживить картинки» и придать им красоты? (нужны имена прилагательные, которые могли бы украсить картинки. С именами прилагательными картины «оживают», наполняются колоритом, выразительностью…)


2. Запись темы урока «Это привлекательное имя прилагательное»

Работа в группах

  1. Записать имена прилагательные к зиме и осени.

  2. Записать имена прилагательные к лету и осени.

(зима- белоснежная, чудесная…, весна- яркая, солнечная…, лето- зеленое, пышное…, осень- золотая, желтая, красная…)


3. Беседа об имени прилагательном.

-Что вам известно об этой части речи? Какие признаки прилагательных знаете? (имя прилагательное-часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какое, какая, какие, обозначает признак предмета, имеет такие признаки как род, число, падеж)

-Какую роль в предложении выполняет имя прилагательное? (чаще всего выполняет роль определения, реже-сказуемого)


Учитель читает стихотворение, записанное на доске.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждёт.

-Скажите, о каком времени года, и о какой одежде идет речь в стихотворении? (лето)

-Может ли у природы быть одежда? (да, но в переносном смысле, этот прием называется олицетворение).


Задание по карточке: выписать прилагательные с именами существительными, определить род, число, падеж имен прилагательных. Дети читают текст и выписывают прилагательные.

Приближается унылая осень. Солнце уже не греет, все чаще дует холодный ветерок. Вдруг ночью ударил мороз, появляется хрустальный ледок. Приходиться птицам собираться в долгий путь. До свидания, друзья! До встречи теплой весной.

-О чем текст? (об осени). Назовите имена прилагательные. Какую роль играют в этом отрывке? (украшают имена существительные)

-Как будете определять род, число, падеж? (по главному слову-имени существительному, имена прилагательные согласуются с именами существительными).

Заполнение схемы.

Прилагательные, которые украшают предметы, называются эпитетами.

Словарь- запись слова эпитет. Эпитет-это образное, художественное определение, выраженное именем прилагательным.


Физминутка Игра «Кто есть кто?»

(каждой группе было дано домашнее задание: составить портрет сказочного героя и нарисовать его рисунок). С группы выходят по одному ученику и читают описание, используя прилагательные, ученики с другой группы должны угадать, о ком идет речь. (После того, как дети угадают сказочного героя, показывается его рисунок).

Примерные портреты Мальвины, Буратино, Золушки, Бабы-Яги, Сартакпай (алтайский сказочный герой).


4. Закрепление материала

Работа с учебником (учебник Русский язык, авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова).

П. 102, стр.224, упр. 566. Вставить в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Определите род, число, падеж имен прилагательных. (1 группа)

Шляпка гриба, покрытая_______кожицей, держится на ______ножке. Снизу шляпка затянута_______плёнкой. Когда её уберешь, откроется нижняя_______сторона шляпки.

Слова для справок: темно-коричневый, крепкий, белый, желтоватый.


Упр.567 Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березку? Спишите, подчеркните имена прилагательные, обозначьте род, число, падеж. Найдите и подчеркните эпитеты. (2 группа)

Берёза

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.

(А.А. Прокофьев)


Творческий диктант

1 группа. Продолжить синонимический ряд, используя имена прилагательные.

Какие бывают осенью дожди.

-слепые, грибные…

2 группа. Представьте, что вы дождь не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие силу дождя.

-стучит, шуршит…


5. Подведение итогов. Оценивание.

-Ребята, расскажите, что нового узнали на уроке?

-Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

-Что такое эпитеты?

-Расскажите об основных признаках имен прилагательных и о роли в предложении.

Выступление лидеров групп, они дают оценку работы каждому члену группы, анализируют плюсы и минусы работы группы.


6. Домашнее задание.

1гр. Упр.570, стр.226 Письменно ответьте на вопросы. Разберите записанные предложения по членам.

-Какие люди вам особенно нравятся?

-О ком из своих товарищей вы можете сказать: честный, добрый, умный…

2гр. Записать загадки о животных, используя имена прилагательные. Отгадки по желанию можно нарисовать.


Спасибо за урок.


Список литературы.

  1. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Волгоград, 2009г.

  2. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.М.разумовской «Русский язык. 5 класс» Издательство «Экзамен», М.,2010г.

  3. Словарь-справочник лингвистических терминов.:Пособие для учителей.М.: Просвещение, 2005г.

  4. Учебник русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов/-М.: Просвещение, 2011г.


Свежие документы:  Конспекты уроков «Постановка учебной задачи на уроках русского языка» 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: