Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1

Красноармейского района города Волгограда









Конспект урока по русскому языку в 5 классе



Повторение изученного в разделе

«Синтаксис и пунктуация»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Кухарь Наталья Вячеславовна



















Г. Волгоград

2012

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» (2 часа)

Учитель: Кухарь Н.В.

Класс: 5


Цель: повторить, закрепить и систематизировать изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».


Результат: обучающиеся должны уметь систематизировать и применять на практике изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация»; анализировать текст; создавать собственный текст по предложенной теме.


Задачи:

— повторить учебные действия обучающихся по применению полученных знаний в ходе практической работы (синтаксический и пунктуационный разбор предложений, составление схем, наблюдение над ролью различных синтаксических единиц в речи, совершенствование данных отрезков речи с точки зрения правильности, выразительности, точности высказывания);

— формировать навык выполнения тестовых заданий и умения анализировать текст, составлять рассказ по предложенным синтаксическим моделям;

— совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся; развивать речь обучающихся.


Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, электронный ассоциативный орфографический словарь, презентация (заочная экскурсия по Красноармейскому району), раздаточный материал (рабочая тетрадь).



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, фиксация отсутст­вующих; проверка подго­товленности уча­щихся к учебному занятию; проверка подго­товленности клас­сного помещения к занятию; организация внимания обучающихся.

Учитель: Смотрю на вас и вижу любознательные, умные, пытливые, искрящиеся глаза. А ведь недаром говорят, глаза – зеркало души. Я рада, что у моих учеников такой проницательный взгляд. Вы готовы ? Тогда начинаем урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения домашних заданий всеми; выявить пробе­лы в знаниях и способах деятель­ности учащихся и определить при­чины их возник­новения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Проверка домашнего упражнения. Задание: подготовьте диктант из терминов и понятий, связанных с темой «Синтаксис и пунктуация».

Вариант домашней работы (диктанта): синтаксис, пунктуация, пунктограмма, словосочетание, предложение, текст, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, однородные члены предложения, обобщающее слово, обращение, вводные слова, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, бессоюзное предложение, подчинительный союз, союзное слово, сочинительный союз, прямая речь, диалог.

  1. Словарная работа. (Электронный ассоциативный орфографический словарь)

*ЭКСКУРСИЯ

Учитель: Конечно же, ребята, все хотя бы раз были на экскурсии. Вспомните, какие экскурсии вы совершали? (Ответы учащихся). А все ли вы знаете, как правильно пишется это слово? Запомнить, нам поможет вот это сообщение (обращение к слайду). Посмотрите внимательно, что общего в написании этих слов?

Ученики: Во всех этих словах есть часть «экс»

Учитель: Некоторые слова нам не совсем понятны. Давайте заменим их синонимами.

Ученики: Экстренный – срочный, эксклюзивный – неповторимый, экспортировали – вывезли.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Большое количество иностранных слов засоряет нашу речь



  1. Работа по теме урока.

  1. Постановка цели и определение задач урока.

Сообщение темы учебного занятия; формулирование целей урока вместе с учащимися; показ социальной и практической значи­мости изучаемого материала; постановка перед учащимися учебной проблемы; актуализация субъ­ектного опыта уча­щихся.

Учитель: Ребята, не случайно мы начали работу с интересного слова экскурсия. Сегодня на уроке вам предстоит рассказать об экскурсии, но так, чтобы нам всем стало интересно. А что для этого нужно? (Ответы учеников). Вы правы, этого недостаточно. Значит, мы должны создать какой-то продукт, то, что красочно и ярко представит наши впечатления. (Ученики предлагают варианты: газету, информационный бюллетень, буклет ). Какие вы молодцы! Сколько у вас замечательных идей. Но я предлагаю остановиться на создании текста , так как время урока ограничено.

Учитель: Итак, давайте сформулируем, к какому результату мы должны прийти . (Ответы учеников). Да, результатом нашей работы станет создание текста о Красноармейском районе . А совершим мы сегодня экскурсию по нашему замечательному Красноармейскому району — заочную экскурсию. Нам поможет компьютер.

Но прежде, чем приступить к созданию собственного текста, давайте вспомним всё, что мы изучали в разделе «Синтаксис и пунктуация».

  1. Комплексный анализ текста.

В тетрадь (Приложение 1) записываем заглавие, тему, основную мысль.

  1. Прочитайте. Докажите, что это текст.

  2. Озаглавьте текст. Определите тему, основную мысль.

Я живу в Красноармейском районе города Волгограда. И это не просто малая Родина. Это родной, близкий сердцу уголок. Здесь проходит мое детство. Здесь я взрослею и приобретаю жизненный опыт. Всем сердцем люблю родной Красноармейск. Я горжусь его величием и красотой.

Мой район – это живая легенда, это часть великой, непобедимой державы. Волгоград, Красноармейский район – это моя родина, это моя Россия!

История каждого города, каждого района – это страничка богатой истории страны. Когда ближе узнаешь родные места, на каждом шагу тебя ожидают удивительные открытия. Ты понимаешь, что прошлое живет в традициях, легендах, сказках и в дарах природы родного края.

Еще не одно поколение назовет Красноармейский район родным. Но от нас зависит, каким мы передадим его потомкам. Если каждый будет любить его, как свой дом, то никогда не будет грязных улиц и площадей, разрушенных памятников, исписанных стен домов.

Мой Красноармейск — особенно дорогое сердцу место!



Работа в тетрадях и у доски (интерактивная доска). Взаимопроверка качества выполнения работы.

3) В первом абзаце найдите простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми. Графически обоснуйте свой выбор. (Здесь я взрослею и приобретаю жизненный опыт.)

4) Найдите в третьем абзаце сложные предложения. Обоснуйте свой выбор графически. (Когда ближе узнаешь родные места, на каждом шагу тебя ожидают удивительные открытия. Ты понимаешь, что прошлое живет в традициях, легендах, сказках и в дарах природы родного края.)


5) Произведите полный синтаксический разбор предложения: Я горжусь его величием и красотой.



3.Работа над проектом. Создание текста.

1) Заочная экскурсия по Красноармейскому району.

2)Создание чернового варианта текста. Задача учителя откорректиро­вать выявленные пробелы в знаниях и способах дейст­вий учащихся в рамках изученной темы.

3)Запись полученного текста в тетрадь. Задача учителя проверить не только объем и пра­вильность знаний, но также их глубину, осознанность, гибкость и действенность.



  1. Домашнее задание.

Дифференцированное задание (по выбору обучающегося).

  1. Творческий проект. Создать буклет «Мой Красноармейск».

  2. Тестовое задание по теме «Синтаксис и пунктуация».

  3. Выполнить упражнение. Записать исправленные высказывания в тетрадь.



  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Дать качествен­ную оценку рабо­ты класса и от­дельных обучающихся. Инициировать и интенсифициро­вать рефлексию учащихся по по­воду своего психоэмоциональ­ного состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение обучающи­мися принципов саморегуляции и сотрудничества.

























Приложение 1.

Рабочая тетрадь по русскому языку обучающегося(ейся) 5 класса

_____________________________________________________.

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

  1. Словарная работа. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Работа с текстом.

  1. Прочитайте.

Я живу в Красноармейском районе города Волгограда. И это не просто малая Родина. Это родной, близкий сердцу уголок. Здесь проходит мое детство. Здесь я взрослею и приобретаю жизненный опыт. Всем сердцем люблю родной Красноармейск. Я горжусь его величием и красотой.

Мой район – это живая легенда, это часть великой, непобедимой державы. Волгоград, Красноармейский район – это моя родина, это моя Россия!

История каждого города, каждого района – это страничка богатой истории страны. Когда ближе узнаешь родные места, на каждом шагу тебя ожидают удивительные открытия. Ты понимаешь, что прошлое живет в традициях, легендах, сказках и в дарах природы родного края.

Еще не одно поколение назовет Красноармейский район родным. Но от нас зависит, каким мы передадим его потомкам. Если каждый будет любить его, как свой дом, то никогда не будет грязных улиц и площадей, разрушенных памятников, исписанных стен домов.

Мой Красноармейск — особенно дорогое сердцу место!



2)Озаглавьте текст. Определите тему, основную мысль

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В первом абзаце найдите простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми. Графически обоснуйте свой выбор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Найдите в третьем абзаце сложные предложения. Обоснуйте свой выбор графически.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Произведите полный синтаксический разбор предложения: Я горжусь его величием и красотой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Создание текста.



Список использованной литературы.



  1. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. 5 класс. Практикум по русскому языку с электронным приложением / И.В. Агеева, Т.Б.Байдакова и др.- М.: Планета, 2011.

  2. Русский язык. Практика. 5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Ю. Купалова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2011.



6


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: