Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Тематическая разработка
урока русского языка в 6 классе
по теме
«Лексическое значение имени прилагательного».
|
Ардашева Ольга Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
2013
|
Цель урока: дать понятие «Лексическое значение имени прилагательного»
Задачи:
— обучающие развитие умений определять лексическое значение имени
прилагательного, глагола
—развивающие:
Способствовать
развитию мыслительных навыков: умению решать проблемы, принимать решения, анализировать различные стороны явлений.
развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе
-воспитательные: создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности.
Тип урока – изучение нового материала.
Формы работы учащихся — групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование – интерактивная доска, компьютер учителя.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых электронных образовательных ресурсов (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с электронными образовательными ресурсами, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Орг-момент. | — | Проверка готовности к уроку. На всех этапах за хорошие ответы учитель будет давать жетоны обучающимся. | Проверка готовности к уроку. | 1 |
2. | Проверка д/з | — | Учитель: «Дома вы писали тексты с использованием глаголов о производстве продукции с/х. Что у вас получилось?» Учитель организует проверку – читают 2-3 человека, исправляет ошибки, поощряет. Учитель: «Что такое глагол?» | Читают 2-3, остальные слушают, исправляют, поощряют. Дают ответ на вопрос учителя: «Что такое глагол?»
| 8 |
3. | Минутка скорописа-ния. | — Доска, где зашифровано слово учителем «Лексика» -Гипертекстовое определение «Лексическое значение слова» Электронный образовательный ресурс №1. | Учитель: «Что зашифровано? Правильно. Лексика. А что такое «лексика, лексическое значение»?» Выслушивает ответы, исправляет. Учитель: «Назовите лексические значения глаголов, которые использовали в д/з» После ответов учащихся показывает на доске ресурс №1. (2минуты) | Прописывают, объясняют значение слов «лексика», «лексическое значение». Называют лексические группы глаголов из д/з. | 4 |
4. | Изучение нового материала | — на доске слова (черный, громадный, круглый, шерстяной фиолетовый, квадратный, малюсенький, медный) — Мультимедиа урок ресурс №2 | 1.Учитель: «Что объединяет слова, записанные на доске?». 2.Учитель: «Что знаете о прилагательном? Прослушайте вместе с виртуальным классом отрывок из произведения Фонвизина об имени прилагательном. Прав ли герой в своих рассуждениях». Показывает ресурс №2 (8 минут) 3. Ставится проблема: Учитель: «Распределите прилагательные на группы, определить тему урока». 4.Учитель: «Правильно распределили на 4 группы по лексическому значению. Допишите по 1 слову в каждый столбик». | 1.Делают вывод: имена прилагательные. 2.Отвечают. Смотрят, слушают и говорят о том, что знают о прилагательном. Вместе с виртуальными детьми рассуждают о том, прав ли Митрофан. 3. Работают в группах: распределяют слова на группы, записывают группы слов в тетрадях. Делают вывод. «Лексическое значение имени прилагательного» 4.Записывают свои примеры в каждый столбик. Делают вывод, читают правило в учебнике. | 14 |
5.
| Закрепле-ние | «Имя прилага-тельное. Повторение. И» ресурс №3
| 1.Учитель: «Для чего нужны прилагательные? Можно ли обойтись без них?» 2. Учитель: «Вы правы. Обратите внимание на то, как прилагательные раскрашивают текст». Показывает ресурс №3. (4 мин.) | 1.Коллективная работа. Дают ответы на вопросы. 2. Рассуждают над тем, как прилагательные раскрашивают текст, определяют лексическое значение прилагательных. |
|
|
| «Имя прилага-тельное. Повторение. П» ресурс № 4. | 3. Учитель: «У вас есть тексты. Прочитайте. Что заметили?» 4. Показывает текст ресурс №4. (5 минут) 5.Учитель: «Какой текст больше понравился, почему? За счет чего создается яркая, образная картина?
| 3.Читают текст (выданы листочки с текстом без прилагательных) 4. читают текст ресурс № 4. 5.Отвечают на вопрос. Выделяют имена прилагательные. Делают вывод. 6. Самостоятельно выполняют упражнение | 17 |
6. | Подведение итогов урока. | — | Объясняет д/з: нужно записать текст-описание своей квартиры с использованием прилагательных со значением цвета. Выставление оценок. | Записывают в дневники д/з. Обсуждение, подсчет жетонов оценивание товарищей. | 4 |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
электронных образовательных ресурсов.
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Гипертекстовое определение «Лексическое значение слова» |
Статичный текст | Дается определение для прочтения. | https://files.school-collection.edu.ru dlrstore/2013e289-19a0-49e0-abdf-4db3cbd1a02d/%5BRUS5_056%5D _%5BTE_003%5D.htm
|
2. | «Что за часть речи имя прилагатель-ное?» Мультимедиа урок | Интерактивный Мультимедиа урок | Предъявление информации о прилагательном при помощи виртуального класса и виртуального учителя. | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/932792d7-104c-44af-ab2c-5f8b90f88b05/view/ |
3. | «Имя прилагательное. Повторение. И» | Интерактивный Информационный модуль. Только задание1 — рисунок. | Для определения необходимости имени прилагательного. При помощи прилагательного картинка и текст становятся красивее, понятнее. | https://fcior.edu.ru/card/8509/imya-prilagatelnoe-povtorenie-i.html
|
4. | «Имя прилагательное. Повторение. П» | Интерактивный Практический модуль. Только задание 1- текст. | Содержится практикум-текст по теме. Нужно найти имена прилагательные. | https://85.142.23.53/packages/internet-school/17334F88-FE88-5AA2-DC06-CF831312651A/0.0.0.0/teleschool.russian.06.094-095.p.oms |
Используемая литература:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник,1999.