Конспект урока русского языка в 7 классе «Комплексная работа с текстом при повторении темы «Деепричастие»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского района города Нижнекамск









Конспект урока русского языка в 7 классе



«Комплексная работа с текстом при повторении темы «Деепричастие».





Подготовила

учитель русского языука и литературы

Набиева Светлана Ирековна











город Нижнекамск

2012 г.



Тема урока:

«Обобщение по теме «Деепричастие».



Цель урока: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при обобщении темы «Деепричастие».

Задачи урока:

  • повторить изученные орфограммы и пунктограммы;

  • обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

  • выработка практического умения находить и выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

  • развитие эстетического вкуса у детей, доброжелательных отношений друг к другу;

  • воспитывать любовь к урокам русского языка, к искусству и художественному слову;

  • проверить умение использовать указанные конструкции в связной речи.

Оборудование:

раздаточный материал, распечатанные листы с отрывком из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (глава пятая), репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина», толковые словари, репродукции картин известных художников о зиме (А.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Воробьёв «Зимняя сказка»), интерактивная доска.



Ход урока



Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в парах над одним связанным текстом. Мы подошли к заключительному этапу нашей работы по одной из наиболее трудных тем в русском языке «Деепричастие».

Нам предстоит обобщить, систематизировать свои знания, подвести итоги нашей работы, показать свои знания и умения в конкретной работе с текстом.

(Записывается тема урока)

У всех на партах есть текст с уже известными для каждого строками из бессмертного произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Послушаем эти строки в исполнении Иннокентия Смоктуновского (слушается отрывок из произведения — А.С.Пушкин «Евгений Онегин», глава 5-я):

Зи̲ма!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;



Природа – источник вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.

Перед нами репродукции картин известных художников о зиме. (На экране ребята видят репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», «Зима», К.Коровина «Русская зима», В.Воробьёва «Зимняя сказка», Г.Аванесова «Хрустальный ручей» и др.)

Какой предстаёт перед нами зима на полотнах художников?

(снежная, морозная, суровая, удивительная в своей величавой красоте, волшебная, сказочная, чародейка)

А теперь закройте глаза, мысленно нарисуйте в своём воображении картину зимы, которая предстаёт перед вами после прослушивания бессмертных строк А.С.Пушкина.

  • Почему крестьянин торжествует?

  • Почему лошадка, а не лошадь?

  • Почему лошадка плетётся, а кибитка летит?

  • Почему бразды – пушистые?







Словарная работа (работа со словарями).

А теперь мы с вами проведём интереснейшую работу над словами.

Вопросы:

  • Назовите слова, обозначающие средства передвижения

(дровни, кибитка, салазки, сани);

А что же эти слова обозначают? Взгляните, пожалуйста, на экран.

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Сани – зимняя повозка на полозьях.

Полоз – гладкая, скользящая, загнутая спереди пластина или брус.

  • Почему кибитка летит, а не плетётся кое-как?

На экране — этимологическая справка.

Ямские (ямщик!) – лошади возили почту, грузы, пассажиров: чем больше перевезёт ямщик, тем больше получит денег, так что ему плестись нельзя.

  • Назовите глаголы движения (это глаголы синонимы). Запишем их в порядке возрастания (плестись, бегать, лететь), определите лексическое значение данных слов;

  • Ещё какие слова с непонятным лексическим значением остались?

(ямщик, облучок, кушак, дворовый мальчик)

Кушак – пояс, обычно широкий матерчатый;

Облучок – толстая, деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки;

Ямщик – возница на ямских лошадях (тот, кто правит лошадьми);

Дворовый мальчик (дво′рня) — домашняя прислуга в помещичьем доме (только при крепостном праве).







Работа в парах.

Попрошу за первую парту двух учеников, они будут работать индивидуально по карточкам (по карточкам работают наиболее слабые ученики).



Карточка №1.

  1. Разберите по составу:

лошадка, торжествуя, обновляет, пушистые (указать части речи);

  1. Вставьте пропущенные буквы:

останови..ся в лесу, лес..ница, причас..ный оборот, стр..лы, ул..тевший в небо, ноч..ной.



Карточка №2.

  1. Сделать фонетический разбор слова почуя.

  2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

(не)здорови..ся, одеват..ся, ореш..к, урага(н-нн)ый ветер, маши(н-нн)ый, песча(н-нн)ый, выть (по)волчьи.





Задание парам:

1 пара – найти орфограммы в тексте и объяснить их;

2 пара – подобрать к выписанным глаголам добавочные действия, обозначить

суффиксы и вид деепричастий;

3 пара – морфологический разбор любых двух деепричастий;

4 пара – найти деепричастные обороты, указать границы и определяемые слова;

5 пара – полный синтаксический разбор последнего предложения, составить схему,

дать характеристику);



Даётся 5-7 минут. В это время проверяются индивидуальные задания на карточках.



Проверка пар.

1 пара – называет и объясняет орфограммы, класс на выбор записывает несколько слов

Зи̲ма!.. Кре̲стьянин, то̲ржест̲в̲уя,

На дровнях о̲бно̲вляе̲т путь;

Его ло̲шад̲ка, снег̲ по̲чуя,

Пле̲тёт̲с̲я рысью как-̲нибудь;

Браз̲ды пуши̲стые вз̲рывая,

Ле̲тит ки̲бит̲ка удалая;

Ямщик си̲ди̲т на о̲блуч̲к̲е

В тулупе̲, в красно̲м кушаке.

Вот бегае̲т дво̲ровый мальчик,

В са̲лаз̲ки жуч̲к̲у по̲са̲див,

Се̲бя в ко̲ня пре̲о̲бразив;

2 пара

Плестись — почуя̲, несов.в.

Лететь — взрывая̲, несов.в.

Бегать — посадив̲, сов.в., преобразив̲, сов.в.

Обновляет — торжествуя̲, нес.в.

3 пара — один ученик отвечает устно, другой – письменно у доски. Класс записывает и разбирает в тетрадь одно деепричастие.

  1. Посадив (бегает) — что сделав? , деепричастие –особая форма глагола, образовано от глагола посадить, обозначает добавочное действие.

  2. Морфологические признаки.

Постоянные: сов.в.

Непостоянные: нет.

  1. Синт.роль – обстоятельство образа действия.









4 пара

Зи̲ма!.. Крестьянин,|торжествуя,|(одиноч. деепр.)

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка,| снег почуя,| (ДО)

Плетётся рысью как-нибудь;

| Бразды пушистые взрывая|, (ДО)

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

| В салазки жучку посадив|, (ДО)

|Себя в коня преобразив|; (ДО)

5 пара

Вот (мест.нареч.) бегает(глагол) дворовый(прил.) мальчик(сущ.),

В салазки жучку посадив, (ДО)

Себя в коня преобразив (ДО).

(повеств., невоскл., простое, распр., двусост., осл. ДО)



Обобщение темы.

Таким образом, мы провели комплексную работу над текстом. В целом, если так можно выразиться, мы расчленили, разделили текст. Мы посмотрели на этот текст с лексической и грамматической точки зрения. Вы справились, молодцы.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: для чего же в художественном произведении нужны деепричастия?

На данном примере мы ещё раз убеждаемся в том, что употребление деепричастий вносит в текст красоту, выразительность, динамику.

Употребление деепричастий делает нашу речь более чёткой, ясной, лаконичной и конкретной, красивой и живой.

Пушкинские строки – неиссякаемый источник. Мы с вами сделали лишь шаг к познанию.





Список использованной литературы.

  1. «А.С.Пушкин. Сочинения в трёх томах», М., «Художественная литература», 1986г.

  2. Бабайцева Р.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория 5-9 кл.»;

  3. Богданова Г.А. «Тестовые задания по русскому языку 7 класс»;

  4. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. «Русский язык 7 класс».









Использованные материалы и Интернет – ресурсы.



1. Зима на полотнах художников ( www.liveinternet.ru);

2. Иннокентий Смоктуновский читает роман в стихах «Евгений Онегин», глава пятая

(www.artsluza.info>2011/10/13/onegin);

3.Репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина»;

4.Репродукции картин А.Саврасова «Зимний пейзаж», В.Воробьёва «Зимняя сказка».







Свежие документы:  Конспект урока на тему «А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: