Тема «Наречие как часть речи» 7 кл.
Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи: образовательная: формирование умения находить и использовать наречия в тексте; развивающая: развивать творческие способности учащихся;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборуд.:
Ход урока
1. Орг.момент
2. Повторение ранее изученного
— Что изучает морфология?
— На какие группы делятся части речи в русском языке?
— В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
3. Подготовка к восприятию нового
— Отгадайте ребусы, ответы запишите в тетрадь.
(внизу, вокруг, сзади, внутри, рядом, около)
— К какой части речи относятся слова?
(наречие)
— Какова тема урока?
4. Сообщение темы и цели урока
— Тема урока – «Наречие как часть речи». Цель – дать определение наречию, определить морфологические особенности.
5. Объяснение нового материала.
— Для того, чтобы определить особенности этой части речи, обратимся к следующим предложениям. —————— распеч.
— Сопоставьте предложения. Определите, какой дополнительный смысл вносят выделенные слова в предложения?
Пр-я:
1. Идти по дороге медленно, вразвалку. 2. Вчера к нам приехал знакомый. 3. Поразительно загадочно мерцали звёзды. |
— Выпишите словосочетания с наречиями в качестве зависимого слова.
(идти (как?) медленно.
приехал (когда?) вчера
загадочно (как?) поразительно)
— На какие вопросы отвечают наречия?
(где? Когда? Откуда? и т.д.)
— Каким членом предложения являются наречия?
(обстоятельством)
— Итак, попробуйте сформулировать определение наречия.
—————- проверим себя, для этого обратимся к учебнику, с. 82 — 83 (выписать главное в тетрадь)
6. Первичное закрепление
— Отгадайте загадки, подчеркните наречия.
Загадки: 1) Скоро ест, мелко жует. Сама не глотает, другим не дает. (__________)
2) Стоят вместе, ходят врозь. (ноги)
3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. ( )
4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (дождь)
— упр. 200 (уч-к, с. 84)
В каких предложениях есть наречие? Как определить?
————— возьмите на заметку! (теор.матер., с. 85-86) найдите ответ на этот вопрос
— Упр. на распечатке. Перепишите пр-я, определите, в каких предложениях есть наречия.
Пр-я: 1)Войти в пустую комнату. – Рассуждать впустую.
2)В синей дали плывут корабли. – вдали шумит ручей.
3)В миг удачи. – вмиг всё исчезло.
4)На удачу не надейся – пойти наудачу.
7. Подведение итогов урока
— Итак, о чем сегодня говорили на уроке?
— Что наз.наречием?
— На какие вопросы отвечает наречие?
— Каким членом предложения является?
— Назовите основной морфологический признак наречия?
8. Объяснение нового материала
1)Упр. 203 или 202;
2)упр.204 (устно)
3)выучить теор.материал параграфа 13.
1. Отгадайте ребусы, ответы запишите в тетрадь.
2. Сопоставьте предложения. Определите, какой дополнительный смысл вносят выделенные слова в предложения?
1. Идти по дороге медленно, вразвалку. 2. Вчера к нам приехал знакомый. 3. Поразительно загадочно мерцали звёзды. |
3. Отгадайте загадки, подчеркните наречия.
1) Скоро ест, мелко жует. Сама не глотает, другим не дает. 2) Стоят вместе, ходят врозь. 3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. 4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.
4. Перепишите предложения, определите, в каких предложениях есть наречия.
1)Войти в пустую комнату. – Рассуждать впустую. 2)В синей дали плывут корабли. – вдали шумит ручей. 3)В миг удачи. – вмиг всё исчезло. 4)На удачу не надейся – пойти наудачу.