Урок русского языка в 7 классе на тему «Правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях»
Составитель: Есмухамбетова К.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сеитовская ООШ» Астраханская область
|
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
Таблица « Правописание –н- и –нн- в прилагательных и причастиях»
Таблица « Алгоритм действия для различения отглагольных прилагательных и причастий»
Тесты (2 варианта).
Цель урока:
— обобщение знаний учащихся, связанных с правописанием –н- и –нн- в прилагательных и причастиях;
— совершенствование навыков аналитического разбора;
— развитие монологической речи учащихся.
Учащиеся должны знать:
— правописание суффиксов отыменных прилагательных;
-правописание –н – и –нн – в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях.
Учащиеся должны уметь:
— различать отглагольные прилагательные и страдательные причастия;
— мотивировать свой выбор при написании – н – и –нн – в прилагательных причастиях.
Структура урока.
Организация класса. (Сообщение учащимся темы, цели и задач урока)
Проверка домашнего задания.
Повторение ранее изученного материала по теме «Правописание – н –и – нн – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Работа со словами, записанными на доске столбиком.
Задание. Обозначить суффиксы прилагательных.
а) Ненастный, бедный
б) Сонный, туманный
в) Гусиный, пчелиный
г) Кожаный, глиняный
д) Станционный, вещественный
е) Оловянный, ветреный (искл.)
— В чем особенность этих прилагательных?
Учитель зачитывает имена прилагательные с – н – и –нн — . Учащиеся распределяют их по вышеназванным рядам.
Сезонный, дивизионный, кульминационный, бездонный, ястребиный, земляной, стеклянный, безветренный.
Сделайте вывод о правописании – н – и – нн – в отыменных прилагательных.
Переход к теме урока «Правописание – н – и – нн – в отглагольных прилагательных и причастиях».
Повторение теории. Работа с таблицей. (Ученик, пользуясь таблицей, комментирует правило).
Алгоритм действия при различении отглагольных прилагательных и причастий.
Грузить Выгрузить
(что делать?) (что сделать?)
глагол глагол
несов. вида соверш. вида
прилагательный причастие
(отглагольный)
груженый вагон выгруженный вагон
негруженый вагон незагруженный вагон
(не) грузить – несов. вида (не) загрузить – соверш. вида
не влияет груженный кирпичом
зависимое слово
Таблица « Н и НН в прилагательных и причастиях»
Алгоритм действия для разграничения кратких прилагательных и кратких причастий.
Лица были сосредоточенны Войска сосредоточены
(каковы?) (каковы?)
п.прил. гл.
сосредоточенные сосредоточились
Значит, кр. прилагательное Значит, это причастие
Тренировочные упражнения.
На доске запись с пропущенными буквами.
Задание: вставить пропущенные буквы, комментируя, определить часть речи.
Вареный картофель – сваренные щи, не вареный картофель, не сваренный картофель, варенные в кастрюле грибы, щи не сварены.
Орфоэпическая работа.
Задание: расставить ударения в словах, сделать вывод о роли ударения для различения отглагольных прилагательных и причастий.
несов. в
Мощеная улица ( от мостить), мощенная булыжником улица,
сов.в.
немощеная улица, немощеная дорога, вымощенная (от вымостить),
кр.прич.
улица не вымощена.
Лексическая работа: мощеная.
(Работа учащихся с толковым словарем)
прил.
Девочка упряма (упрямая) и избалованна (избалованная).
прич.
Девочка избалована (избаловала) матерью.
Выборочный диктант.
Задание: распределить предложения в столбика: с краткими прилагательными и краткими причастиями. Объяснить правописание – н – и – нн -.
Сегодня она рассеянна и невнимательна.-
Тучи рассеяны ветром. Неприятно, если твои собеседники плохо воспитаны. Они дерзки и невоспитанны. Собрание было взволновано тем, что произошло вчера.-
Ее выступление было взволнованно. Блюда были изысканны.-
Средства на покупку книг изысканы. Все детали операции были продуманны.-
Его ответы были точны и продуманны. Тема доклада была ограничена одной проблемой.-
Она была на редкость упряма и ограниченна.
Пока класс выполняет выборочный диктант, двое учащихся (сильные) работают по карточкам.
Карточка №1.
Задание: вставить пропущенные буква, обозначить суффикс.
Поездка организова(н, нн)а, речи проникнове(н, нн)ы и взволнова(н, нн)ы, девочка рассея(н, нн)а, войска рассея(н, нн)ы, было уделе(н, нн)о внимание, бойцы мужеств(н, нн)ы, движения медле(н, нн)ы.
Карточка №2.
Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы.
Девочка смуще(н, нн)а, эти недостатки вам свойстве(н, нн)ы, увере(н, нн)ы в победе, знания ограниче(н, нн)ы, все было тщательно провере(н, нн)о, солдаты содержа(н, нн)ы, бригада ограниче(н, нн)а во времени.
Словообразовательная работа. (Правописание – н – и – нн – в существительных на –ник, — ниц–а.)
Ученый → ученик, ученица;
Воспитанный → воспитанник, воспитанница.
Вывод: (Делают учащиеся): В именах существительных на –ник, -ниц – а пишется столько же н, сколько в отглагольных прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
Упражнения для закрепления:
№274 (вторая часть).
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание существительных.
Бесприда…ица, избра..ик, ставле..ик, труже..ик, утопле..ик, пута.. ик, муче..ик, свяще..ик, копче..ости, мороже..ое.
Работа с текстом. (Ксерокопии текстов розданы всем учащимся).
Задания: Прочитайте тексты. Что их сближает? Выпишите слова с пропущенными –н – и – нн -. Определите часть речи. Графически объясните свой выбор.
К какому типу речи относятся данные тексты?
Какое впечатление произвели на вас описание двух жилищ? Что вы можете сказать о хозяевах?
Согласны ли вы с тем, что лучше всего очеловеке рассказывают его дом, его вещи? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из литературы.
Тестирование по теме.
Подведение итогов урока.
Осмысление домашнего задания (дифференцированное)
Первая группа: опишите комнату (свою, друга и т.д.). Подумайте, какие «тайны» характера может приоткрыть интерьер.
Вторая группа: Упражнение 275 (I ч.)
Задание: Перепишите текст; найдите отглагольные прилагательные и причастия, обозначьте суффиксы.
Использованная литература:
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория.»
Москва, изд-во «Дрофа», 2010 год.
«Русский язык. Практика.» 7 класс, под ред. С.Н. Пименовой.
Москва, изд-во «Дрофа», 2010 год.
А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе.»
Москва, изд-во «Просвещение», 1984 год.
Л.А. Лазарева «Уроки русского языка в 7 классе.»
Москва, изд-во «Просвещение», 1984 год.
М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова «Русский язык. Справочные материалы.»
Москва, изд-во «Просвещение», 1988 год.