Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание» с использованием информационных технологий

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение лицей №6

г. Тольятти Самарской области











Конспект урока русского языка
в 8 классе

«Словосочетание»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Мицук Елена Юрьевна



















г. Тольятти
2014

Аннотация

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием информационных ресурсов. Предусмотрена работа учащихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Цели урока: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».

Задачи:

  • проверить умение анализировать словосочетание,

  • проверить умения определять тип связи в словосочетании,

  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определенным типом связи.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:

  • раздаточный материал,

  • мультимедийное сопровождение,

  • учебник русского языка для 8 класса под редакцией С.Г.Бархударова



Ход урока

  1. Организационный момент (объявление темы урока, постановка цели и задач)

  2. Повторение теоретического материала

При опросе после ответов учеников на экране появляются ответы, что позволяет учащимся оценить правильность ответов.

Ответить на поставленные вопросы:



— Что изучает синтаксис?

(Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст)

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью)

— Из чего состоит словосочетание?

(Из главного слова и зависимого)

— Назовите виды словосочетаний по главному слову?

(Именные, глагольные, наречные)

— Назовите типы связи в словосочетаниях?

(Согласование, управление, примыкание)

— Что такое согласование? Управление? Примыкание?

(Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).

Что не является словосочетанием?

  • Основа предложения (мальчик уехал),

  • Однородные члены (быстрый и внимательный),

  • Предлоги со словами (в течение часа),

  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий),

  • Фразеологические обороты (сел в калошу).

  1. Выполнение упражнения (индивидуальное тестирование за компьютером, по результатам которого каждый учащийся получает оценку).

Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях

А) научит детей 1) согласование

Б) доволен учеником 2) управление

В) усталый взгляд 3) примыкание

Г) склоняясь над ручьем 4) словосочетанием не является

Д) красивая жизнь

Е) жить красиво

Ж) жизнь красива

З) жить с красавицей

И) бежать задыхаясь

К) аккуратно писать

Л) благоухая сохнуть

М) разбушевавшееся море

Н) чей-то дом

О) любящая тебя

П) яйцо всмятку



Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

2

2

1

2

1

3

4

2

3

3

3

1

1

2

3



Критерии оценки



14-15 заданий – «отлично»

11-13 заданий – «хорошо»

7-10 заданий – «удовлетворительно»

0-6 заданий – «неудовлетворительно»



  1. Самостоятельная работа

Задания проецируются на экран. Работа выполняется в тетрадях для тестовых работ. Оценка за выполнение работы выставляется каждому учащемуся в журнал.



  1. Составьте словосочетания и определите в них способы связи.

  1. отсутствовать (болезнь)

  2. полезный (здоровье)

  3. больной (мозоль)

  4. оплатить (счет)

  1. Укажите, в каких словосочетаниях главным является первое слово.

  1. говорил улыбаясь

  2. далеко живет

  3. читая книгу

  4. свежий хлеб

  1. Составьте с каждым из предложенных слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды связи: согласование, управление, примыкание.

  1. выучить

  2. решение

  3. прогулка

  1. Измените словосочетания так, чтобы изменился и способ связи.



Согласование

Управление

каменный дом

дом из камня

отцовская шапка


дубовые листья


сельские жители


Примыкание

Согласование

говорить тихо

тихий говор

кофе по-турецки


сегодня вечером


поет громко


рычать по-звериному


по-настоящему весело


поступить по-честному


увлеченно заниматься




  1. Какие два словосочетания синонимичны по значению? Запишите их номера.

  1. заливать берег

  2. береговая служба

  3. залив реки

  4. речной залив

  1. Укажите предложение, в котором нарушены нормы согласования.

  1. Образ поэта-пророка, созданный А.С.Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

  2. Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящих в стороне возы с домашней утварью.

  3. Александр Николаевич Островский был известнейшим драматургом, показавшим в своих пьесах мир купеческой Москвы.

  4. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

  1. Укажите предложение, в котором Не нарушены нормы управления.

  1. В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры.

  2. Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем.

  3. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

  4. Образ Кутузова появляется в романе Толстого, который восхищается и обдумывает его.

  1. Найдите ошибку в образовании формы слова.

  1. удивиться чуду

  2. гордилась дочерями

  3. из всех кушаньев

  4. двумястами тридцатью граммами

  1. Составьте словосочетания со связью согласование, используя слова:

тюль, шампунь, вуаль, кольраби.



Критерии оценки:

9 заданий – «отлично»,

7-8 заданий — «хорошо»,

5-6 заданий – «удовлетворительно»,

0-4 задания – «неудовлетворительно».



  1. Домашнее задание

Раздается каждому на отдельном листке.

В начале следующего урока на экране появятся ответы к заданиям и критерии оценки работы. Домашнее задание будет оценено учащимися путем взаимопроверки.



1) Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. 2) Прочитаешь – словно поговоришь. 3) Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответ, за какое-нибудь возражение, и глядишь – разбежался на новое письмо. 4) Да разве только письма! 5) Литература, все человеческое искусство – это как игра в теннис, извините за упрощенное сравнение. 6) Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая подача со стороны партнера. 7) Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то никакой игры не получится. 8) Играть в теннис одному практически нельзя. 9) Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощущения целого народа, ради которого берется перо или кисть, настоящего искусства быть не может.

( По В. Солоухину)

  1. Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

  2. Выпишите из первого предложения словосочетание со связью управление.

  3. Выпишите из первого предложения словосочетание со связью примыкание.

  4. Выпишите из текста словосочетание, в котором главное слово – наречие.

  5. Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями: словно поговоришь, зацепишься за реплику, игра в теннис, перо или кисть, ничего не получает.



Таким образом, после проведения урока обобщения по теме «Словосочетание» каждый учащийся получит три отметки в журнал.





Список использованной литературы


1. Бархударов С.Г. Учебник русского языка для 8 класса, — М.: Просвещение, 2013.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://sс.edu.ru



Свежие документы:  Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: