Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Березниковская средняя общеобразовательная школа №28»
Пермский край
Конспект урока русского языка в форме сюжетно-ролевой игры в 6 классе.
«Повторение разрядов местоимений, написание и употребление их в речи».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шапова Людмила Викторовна
2012
Пояснительная записка
Этот урок может быть проведен по любой программе и любому учебнику русского языка для 6 класса, т.к. эта тема является обязательной и в учебнике под редакцией М. Баранова, и под редакцией В. Байцевой. Урок интересен тем, что проводится в форме сюжетно-ролевой игры. Проблемный вопрос, поставленный в начале урока, акцентирует внимание школьников на здоровый образ жизни.
Урок-игра помогает развитию личностных качеств учащихся и создает положительные эмоции и чувства. Развивается эффективное внимание, умение слушать и работать в команде. Кроме того, вырабатывается эрудиция, абстрактное мышление, точность речи, рефлексивное мышление, вежливость.
В урок использованы здоровьесберегающие и игровые технологии. Плюсом является и то, что материал и форма проведения урока ненавязчиво помогают развить и аналитическое мышление, и осознанную память.
Этот урок апробирован и проведен в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Березниковская средняя общеобразовательная школа №28» в незнакомом классе для руководителей ШМО г. Березники. Урок получил оценку «отлично».
Стратегическая цель: Показать позитивную роль Армии в формировании личностных качеств человека.
Задачи:
Закрепить знания по теме: «Местоимение».
Подготовить учащихся к контрольной работе.
Развивать познавательный интерес и творческое самовыражение учащихся.
Учить умению перевоплощаться через игру.
Формировать у учащихся необходимость следить за состоянием своего здоровья.
Проблемный вопрос: Что нужно для того, чтобы вырасти здоровым и нужным обществу.
Оборудование урока:
Магнитофон с записью песни Л. Агутина и группы «Отпетые мошенники» «Граница».
Плакаты о вреде курения.
Таблички с надписями: Медицинский осмотр, лор, окулист, хирург, невропатолог, нарколог, терапевт.
Листок здоровья.
Нагрудные знаки для командиров.
Ход урока
Развитие личностных качеств | Тактические приемы ведения урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I Слово учителя: Сегодня у нас урок-закрепление по теме: «Местоимение». Цель его – проверить, как вы помните разряды местоимений, умеете ли вы правильно писать и находить их в тексте, готовы ли вы к контрольной работе по теме. Урок проведем в форме деловой игры. Итак, вы знаете, что служить в Армии обязан каждый мужчина, а служить по контракту могут лишь те, кто имеет отменное здоровье и отличные знания. Работа будет проводиться в группах (ротах). Сейчас начнется медицинский осмотр. Каждый специалист будет выставлять в Листок здоровья баллы (оценки). Одна рота из двух получит контракт на службу в г. Москва. | Положительные эмоции и чувства Аудиальный канал Эффективность внимания, умение слушать. | • шоковая терапия • прием соучастия • визуальный • живой пример | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II Звучит песня «Граница» в исполнении Л.Агутина и «Отпетые мошенники», учитель в роли врача-терапевта раздает Листы здоровья командирам. | Все каналы восприятия Артистизм | • шоковая терапия • аудиальный • работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III Кабинет врача – окулиста (на доске). Найти ошибку в употреблении местоимений и исправить (на доске):
| Эрудиция абстрактное мышление точность речи визуальный канал оперативность внимание активность поведения | • наглядность • анализ • синтез • визуальность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Кабинет врача-хирурга Вопрос: Что делает хирург Задание:
никого, нашего, его, вами, кого-то, этому, кое с кем. | Эффективное внимание, активность поведения, визуальный канал, образное мышление. Развитие письменной речи, все каналы восприятия, рефлективность мышления, самостоятельность. | •ступенчатый способ мышления • вопросно-ответный ход рассуждения • визуальный • интерес | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V Врач-нарколог Учитель: обратите внимание на эти плакаты. Они говорят об огромном вреде наркотиков. Именно они отравляют весь организм. Задание: Вставить местоимения, указать разряд:
| Точность и краткость речи, осознанная память, образное мышление, речь, эмоции | • шоковая терапия • похвала в ситуации успеха • анализ • синтез • ассоциативный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI Врач-невропатолог Цель: Проверить усидчивость и возможность управлять своим организмом. Задание: кроссворд Вопросы:
1 2 3 4 5 | Рефлексивность мышления, самостоятельность мышления, развитие памяти и внимания, оперативность, аналитическое мышление, развитие письменной речи, осознанная память | • вопросно-ответный ход рассуждения • визуальный • ассоциативный • пунктирный способ изложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII Кабинет лор — врача. Вопрос: Что проверяет и лечит этот специалист? Задание: Выписать на слух и определить разряд местоимений. Врач проверит ваш слух. Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщите». | Развитие слуховой памяти, Осознанная память, Положительные эмоции, Эффективность внимания, Развитие письменной речи | • ассоциативный • вопросно-ответный • живой пример • работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX Врач-терапевт ( В роли терапевта – учитель) Он подсчитывает баллы по теме: «Местоимение» , сообщает общий итог. | Самостоятельность, Глубина мышления, Активность поведения | • похвала в ситуации успеха • анализ • синтез • прием соучастия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X Выход из игры.
| | |
Приложение
Листок здоровья
Баллы от 1 до 5 | Подпись | |
ЛОР |
|
|
ОКУЛИСТ |
|
|
ХИРУРГ |
|
|
НЕВРОПАТОЛОГ |
|
|
СПОРТИВНЫЙ ВРАЧ |
|
|
НАРКОЛОГ |
|
|
ТЕРАПЕВТ |
|
|
ИТОГО: |
|
|
Песня
Родные не знали, что парня в армию забрали.
Но я в письме в первом напишу все непременно.
Ты прости, мама, что я был такой упрямый,
Ведь служить должен так же, как все.
Паровоз умчится
Прямо на границу,
Так что аты-баты
Мы теперь солдаты.
Список использованной литературы
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык .6 класс. М.: «Просвещение», 2000
Кадашникова Н.Ю. Русский язык. 6 класс: тесты, проверочные задания, контрольные. Волгоград: «Учитель», 2010
Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс Москва: Творческий центр «Сфера», 2002.
Использованные материалы
Л.Агутин и «Отпетые мошенники, песня «Граница» (сл. Л. Агутин)