Конспект урока с презентацией «Одна и две буквы Н в прилагательных» 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

Овсянникова Галина Павловна,

учитель русского языка и литературы,

II квалификационной категории

ГБОУ лицей № 410

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2010)

Урок русского языка в 6 классе (базовый уровень)

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

Тип урока:  изучение нового материала

Форма урока: урок-открытие

Цели урока:

Образовательная: объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.

Развивающая: развивать навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: презентация, «Журнал исследователя» (приложение № 1), цветные карандаши, цветные карточки для проведения рефлексии, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.






Система оценивания – накопительная:

  • 1 правильный полный ответ – 1 балл.

  • Верно выполненное задание в парах – 2 бала

(с одной/двумя ошибками – 1 балл).

  • Правильно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).

  • ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

  • «5» — 5-6 баллов;

  • «4» — 4-3 балла;

  • «3» – 2 балла.



Ход урока

Этап урока

(цели этапа)

Содержание

Методы, приемы, технологии

Деятельность учащихся

Примерный регламент

Прогнозируемые результаты

Организация начала занятия

(Подготовить учащихся к работе на занятии)

Приветствие. Представление учителя.

Создать добрую атмосферу.

Перечислить принадлежности для урока, озвучить систему оценивая.


Приветствие учителя.

Накопительная балловая система.

Презентация, слайд 1,2

Проверяют необходимые принадлежности к уроку.

1

Настроились на работу.

Подготовка к основному этапу занятия

(Обеспечить готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, мотивацию при проектировании учащимися:

  • целей,

  • задач учебно-познавательной деятельности,

  • актуализации опорных знаний и умений,

  • возможных затруднений и способов их преодоления)


1. Ребята, что такое «открытие»?

Хотели бы вы сами попробовать совершить открытие?

2. Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих исследователей-языковедов, готовящихся к настоящему открытию. На уроке мы не будем пользоваться учебником, а записи будем вести в специальных «журналах», заполните графы: «фамилия, имя», поставьте дату исследования.

3. Поразительное лингвистическое открытие можно сделать, даже ответив на такой вопрос «Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?

Думаю, к концу урока мы сможем совместно ответить на этот вопрос.

4. Повторение темы «Способы словообразования прилагательных».

— Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

— Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.

Лебединый – лебедь (-ин-)

Кожаный – кожа (-ан-)

Глиняный – глина (-ян-)

Традиционный – традиция (-онн-)

Клюквенный – клюква (-енн-)

Каменный – камень (-н-)

Старинный – старина (-н-)

Презентация,

слайд 3.

Фронтальный опрос.












Проблемный вопрос.

Презентация,

слайд 4.





Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Презентация,

слайд 5,6.










Отвечают на вопросы.











Делают записи в журналах.











Попарно обсуждают способы образования, определяют суффиксы

прилагательных, делают записи.




7

Получили справку о лексическом значении слова «Открытие».


















Парное обсуждение способов образования данных прилагательных, в результате которого учащиеся устанавливают связь между суффиксальным способом словообразования прилагательных от существительных иправила написани букв Н и НН в суффиксах.

Постановка целей, задач учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений через проблемную ситуацию и вопросы.

(Обеспечить самостоятельность учащихся в определении цели урока).

1. — Итак, каким способом образованы все эти слова?

— От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

— Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

— Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.

— Какова цель нашего исследования?

Проблемный вопрос





Презентация,

слайд 6,7.

Суффиксальный


От существительных

Есть Н-НН


Записывают тему в «журнал».

3



Самостоятельно определяют тему и цели урока, мотивируя тем самым себя на восприятие материала.

Усвоение и повторение новых знаний и способов действий

(Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения с учётом возрастных особенностей школьников и применения интерактивных форм обучения). Возможные затруднения и способ их преодоления

(Построить проект выхода из затруднений).

1. — Посмотрите ещё раз на слова.

— Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

— Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.

2. — А сейчас посмотрите на следующую группу слов.

— Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему?

— Что в них особенного?

— Как можно назвать эту группу слов?







3. — Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке.

— Обратите внимание, что в таблице есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

— Найдите их и сделайте новое открытие.

Почему в этих словах пишется Н?

— Выделите в словах таблицы суффиксы и корни.

Презентация,

слайд 8.

Групповая работа.


Презентация, слайд 9.

Групповая работа.









Презентация, слайд 10.

Опорная таблица в «журнале».

Отвечают на вопросы, делают вывод о правиле.



Делают вывод о словах-исключениях.










Делают вывод о том, что в некоторых словах буква н, входит в состав корня или другого суффикса, делают записи в журнале.

8

Анализируя представленные слова, выходят на правила написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Закрепление знаний и способов действий. (Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха).

1. – Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

  1. исти…ый

  2. маши…ый

  3. производстве…ый

  4. стекля…ый

  5. безветре…ый

  6. пусты…ый

  7. станцио…ый

  8. глиня…ый

  9. лу…ый

  10. бараба…ый

  11. овсяный

2. Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.

3. Вернемся к вопросу, который был задан в начале нашего урока.

«Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?

Работа в парах.

Презентация, слайд 11.











Презентация, слайд 12,13.

Презентация, слайд 14.

Проблемный вопрос.

Делают записи в «журнале».












Проверяют по образцу.

Рассуждают о способе образования прилагательного «овсяный» (овес+ -ян-) и фамилии «Овсянникова» (овсянник овсян(ый) + -ник-)

5

Принимают участие в парной дискуссии, выходя на правильное написание представленных слов.









Принимают участие в групповой дискуссии, выходя на новый практический уровень в понимании важности заявленной темы.

Контроль и самопроверка знаний

(Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, их коррекция).

1. — Ребята, в ваших «журналах» есть бланк для «цветного диктанта». Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн – красным.

  1. Ледяная скульптура

  2. Былинный богатырь

  3. Деревянный стол

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяное яблоко

  6. Авиационный полет

  7. Клюквенный сок

  8. Кожаная куртка

2. – Проверьте и оцените себя.

«Цветной диктант».

Индивидуальная работа.

Презентация, слайд 15.








Презентация, слайд 16.

Выполняют записи в «журнале».










Проверяют по образцу.

4

Делают вывод о собственном уровне усвоения темы.

Подведение итогов занятия

(Дать анализ и оценку успешности достижения).

1. Похвалить детей за общую работу, выразить благодарность, оценить продуктивность.


2. Ребята, с помощью бланка «Рефлексия» и цветных карточек оцените, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас. («Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «синий цвет» — «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «красный цвет» — «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»).
Оценка учителя.

3. Порой даже в обыденном можно увидеть что-то удивительное и сделать маленькое открытие. Ребята, я желаю вам, чтоб вы не останавливались на достигнутых результатах, пусть ваше трудолюбие и терпение в учении принесет вам множество новых успехов и находок. Помните слова французского писателя Анатоля Франса: «Любознательность создает ученых и поэтов».

Оценки за урок по системе накопления.

Презентация, слайд 17.

Рефлексия

Презентация, слайд 18.









Презентация, слайд 19.

Презентация, слайд 20

Подсчитывают баллы, выводят собственную оценку.

Сигнализируют цветовыми карточками

3





Демонстрируют субъективное отношение к материалу урока и степень удовлетворённости уроком.



Список использованной литературы:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редак­цией М.М.Разумовской. — М.:Дрофа,2004

  2. Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009

  3. Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007



5


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Какие бывают слоги?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: