Конспект урока с презентацией по теме:»Имя числительное. Итоговое повторение», 10 класс

Конспект урока по русскому языку в 10 классе


Панасюк Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ «СОШ №3 г.Козьмодемьянска»
Республики Марий эл.







Тема урока: «Имя числительное. Итоговое повторение».





























Г.Козьмодемьянск

2012





  Автор : Панасюк Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы.

  Республика Марий Эл, город Козьмодемьянск, ул. Юбилейная, д. 11 А.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска».

Название работы: Конспект урока с презентацией по теме «Имя числительное».

Предметная область: русский язык

Участники (возраст, класс): ученики 10 класс (15-16 лет).


Аннотация: к уроку «Имя числительное. Итоговое повторение» 10 класс.

А.Д.Дейкина И Т.М.Пахнова. Учебник – практикум для старших классов.

С учетом подготовки класса урок построен по плану, в котором упражнения представлены несколькими типами:

  1. использование числительных во фразеологизмах, построение словосочетаний (упр. 246, 247, 248),

  2. узнавание числительного и его склонение (упр. 245, 249),

  3. употребление числительных в текстах (упр. 241, 242, 243, 250 – тематически близкие тексты; упр. 244).

Класс сильный, работа над фразеологизмами не занимает много времени, позволяет привлечь внимание к падежным формам и значению количественных и порядковых числительных.

Орфограммы комментируются по ходу работы с текстами.

Обогащается словарь учащихся: хроника, вариация, пародия, подражание (упр. 241); энциклопедический (упр.  242); классик, трагический (упр. 244) и др.

Задания, выделенные цветом, обязательны для выполнения.

Уроки дополнены разными заданиями на повторение темы «Имя числительное» не из учебника.

Презентация к уроку содержит текстовые материалы информационного характера, которых нет в учебнике.

Цель использования презентации: только на определенных этапах урока для повторения некоторых вопросов по теме «Числительное» и дополнительный материал с заданиями.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов

Компьютер, проектор, презентация к уроку.


Урок по теме «Имя числительное». 10 класс.

СЛАЙД №1. Тема: «Имя числительное. Итоговое повторение»

СЛАЙД №2.

Цель: Систематизировать изученный ранее материал в рамках подготовки к ЕГЭ; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного;

Задачи урока:

1.Повторить разряды числительных;

2.Продолжить работу по систематизации материала для выполнения А-3 на ЕГЭ (грамматические нормы); формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа; фразеологический словарь, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового. Итак, за работу!

II. Фронтальный опрос.

СЛАЙДЫ №3- №11 (повторение, если необходимо)

  • Что такое имя числительное?

  • Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

  • На какие две группы делятся числительные?

  • Назовите разряды количественных числительных.

  • Чем отличаются простые числительные от составных?

  • Как склоняются порядковые числительные?

  • Какие числительные склоняются, как существительные 3-го склонения?

  • В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые сотни? Какие числительные, называющие круглые десятки, склоняются так же?

  • Как склоняются дробные числительные?

  • Как склоняются составные количественные числительные?

  • Какие числительные имеют только две падежные формы?

  • В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

III. Упражнения.

1. СЛАЙД №12

Устно. Определите частеречную принадлежность следующих слов:

десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, тройной, единственный, первый, два, трое, двое, тройка, сотый, втроем, вдесятеро, десятый, вдвоем, второй, две, три, пятеро, впятером, пятый, тройник, пятак, тройчатка, сотня.

Что объединяет эти слова? (Все слова имеют числовое значение.)

2. Работа с учебником.

Употребление числительных в текстах (по выбору можно взять упр. 242, 243, 250 – тематически близкие тексты; упр. 244). Задания, выделенные цветом, обязательны для выполнения.

А. Упр. 241. [1, с. 196.] Задание из учебника к упражнению: запишите начало статьи филолога С. Аверинцева «Гёте и Пушкин». Подчеркните грамматические основы.

Дополнительное задание: Числительные запишите словами, объясните их правописание. Охарактеризуйте числительные по структуре (простые, сложные, составные).

Год рождения Пушкина был годом рождения Гёте… При упомянутой разнице в полвека Пушкин был младшим современником Гёте и дышал воздухом той же эпохи. Скажем, в 1825-м, когда рождалась пушкинская «Сцена из «Фауста» — нечто среднее между подражанием, пародией на гётевскую тему – немецкому поэту ещё оставалось жить более полдюжины небесплодных лет. Когда мы, русские, читаем эккермановскую Хронику последнего периода жизни Гёте, идущую день за днем, начиная с 10 июня 1823 года, нам само собой приходит на ум соотносить даты с одновременными моментами жизненного пути Пушкина, — и эта непроизвольная игра отнюдь не бессмысленна. (С.Аверинцев)

1. Объясните значение фразеологизмов приходит на ум, день за днём.

2. В каком значении употребляются в тексте слова хроника, вариация, пародия, подражание?

3. какова роль числительных в этом тексте? Произведите морфологический разбор одного из числительных.

4.Составьте схему последнего предложения.

5.Объясните выделенные орфограммы.

Б. Упр. 242 . [1, с. 197] (По тексу Б.Эйхенбаума). Прочитайте текст.

1.Выписать из текста несколько словосочетаний с числительными; произвести разбор словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание.

2. Объяснить значение слова энциклопедический.

В. Упр.243 [1, с. 198] Устно. Прочитайте текст.

1. Объяснить значение слов классик, трагический.

2. Какой перифраз используется в тексте? (автор «Войны и мира»)

Г. Упр.244 [1, с. 198] Устно. Прочитайте текст. Объясните знаки препинания.

СЛАЙД № 13. 3. Фразеологическая пятиминутка. [5]

Заранее подготовленный ученик делает сообщение из истории фразеологизма мерить на свой аршин.

Теперь каждая мера длины или веса в культурных странах имеет всегда одну, установленную законом величину. Повсюду есть свои особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер.
Не так было раньше.
На Руси издавна была принята восточная мера длины – аршин, или локоть (арш – по-персидски «локоть»). Но очень долго никто не знал, чему же в точности должен быть равен аршин и с чем его сравнивать.
Выделывали аршины кустари по деревням и, конечно, ни за какой особенной точностью не гнались. Поэтому каждый человек, продавая или покупая что-нибудь, остерегался пользоваться незнакомым ему аршином, а всячески рекомендовал свой. Купцы имели тайный запас аршинов – и покороче, и подлиннее – и нередко ловко подменяли аршины, когда переходили от покупки к продаже и обратно.
Теперь вся эта путаница мер давно забыта, но словами мерить на свой аршин еще пользуются. Мерить на свой аршин – это судить со своей точки зрения, оценивать по собственному вкусу, а не так, как принято.

СЛАЙД №14. Старинные меры длины. [5]

Ребята! Какие старинные меры длины вы знаете? Чему они равны? В каких фразеологических оборотах встречаются?

Аршин равен 71 см; вершок – 4,45 см; дюйм – 2,54 см; фут – 0,3 м; сажень – 2,13 м (маховая сажень – 1,76 м, косая сажень – 2,48 м); верста – 1,06 км; пядь – 17,78 см.
СЛАЙД № 15. Фразеологизмы. [5]

Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, мерить на один аршин, видеть на три аршина в землю, видеть на три аршина под землей, от горшка два (три) вершка, за семь верст киселя хлебать, семь верст до небес, коломенская верста, мерить версты, с коломенскую версту, в косую сажень, косая сажень, косая сажень в плечах, семи пядей во лбу.

4. Работа с учебником.

Узнавание числительного и его склонение (упр. 245, 249) [1, с. 198] [1, с. 199]

А.Упр. 245. [1, с. 198] Устно. Найдите «лишнее» слово:

1.Трижды, втроём, третий, в-третьих;

2.Два, удвоить, двое;

3. Одиночество, один, одиночка;

4. Одиннадцать, три, сорок, миллион.

Дополнительное задание: объясните, к какой речи относятся данные слова.

5. СЛАЙД № № 16 [3] Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Третьи вообще склонны их считать омонимами. Для этого у ученых есть все основания. Какие? Создайте лингвистический портрет этих слов. Для этого выделите в отдельную группу признаки числительных, в другую – признаки существительных.

СЛАЙД № 17 [3] Вопросы для анализа со словами тысяча, миллион, миллиард.

Входят ли слова тысяча, миллион, миллиард в счетную систему?
2) Какую грамматическую категорию, свойственную существительным, имеют слова тысяча, миллион, миллиард?
3) Образуются ли от них новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов?
4) Можно ли их заменить цифровыми обозначениями?
5) Участвуют ли они в образовании составных числительных?
6) Образуют ли они формы множественного числа?
7) Все количественные числительные имеют два лексических значения: «число» и «количество», – а данные?
8) Сочетаются ли они с именами прилагательными?
9) Образуют ли порядковые числительные?
10) Создают ли в сочетании с именами существительными синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»?

СЛАЙД №18 Признаки числительных (вопросы 1, 4, 5, 7, 9, 10) [4]

Слова тысяча, миллион, миллиард входят в счетную систему, они единственные названия чисел 1000, 1 000 000, 1 000 000 000, их можно заменить цифровыми обозначениями. Данные числительные, как и все количественные, имеют два лексических значения: «число» и «количество», участвуют в образовании составных числительных (тысяча триста тридцать, два миллиона сто одиннадцать), образуют порядковые числительные (миллиардный, тысячный), в сочетании с именами существительными создают синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»: тысяча конвертов, миллион тракторов, миллиард лет.

СЛАЙД №19 Признаки существительных (вопросы 2, 3, 6, 8) [4]

Как и существительные, слова тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода: тысяча – ж. р., миллион, миллиард – м. р.; к слову тысяча можно поставить моя, к словам миллион и миллиард можно поставить мой: моя тысяча, мой миллион, мой миллиард; образуют формы множественного числа: тысячи вещей, миллионы тетрадей. Если слова тысяча, миллион, миллиард употреблены во множественном числе, то они имеют значение неопределенного количества. Данные слова роднит с существительными и то, что они могут сочетаться с именами прилагательными и местоимениями-прилагательными: моя тысяча, эта тысяча, другой миллион, последняя тысяча. От слов тысяча, миллион, миллиард, как и от других существительных, можно образовать новые слова при помощи суффиксов субъективной оценки: книжонка – тысчонка, стульчик – миллиончик и т.д.

6. СЛАЙД №20, 21, 22. Повторить склонение числительных.

Упр. 249. [1, с. 197]Работа у доски. Просклоняйте: 127 гектаров, 800 дней

7. Игра «Кто больше?». [3]

Подберите как можно больше однокоренных слов различной частеречной принадлежности к слову один.

Один – единица, единый, уединиться, в одиночку, объединение, одиночка, одиночество, единство, уединение, одинаковый, единение, единичный.

8. СЛАЙД №23, 24. Повторить. [2]

В течение 5 минут вспомните и назовите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные.

«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна, «Пятьсот миллионов Бегумы» Ж.Верна.

9. Работа с учебником: стр. [1, с. 198-199]

А) упр. 246 (количественные числительные)

Запишите фразеологизмы в столбик, используя вместо цифр имена числительные. Рядом дайте толкование фразеологизма с помощью синонима.

  1. В (2) счёта, в (2) шагах, в (1) миг, в (1) мгновение — выполняет 1-й вариант;

  2. В (1)минуту, в (1) секунду, гнаться за (2) зайцами, как дважды (2) — выполняет 2-й вариант;

  3. Как свои (5) пальцев, между (2) огней выполняет 3-й вариант.

Проверяем вслух «по цепочке». Даём толкование фразеологизмов.

Задание, выделенное зелёным цветом выполняем обязательно.

1. Какие имена числительные: количественные или порядковые – вы употребили? Докажите правильность своего ответа.

Задание на выбор:

2. Составьте с каждым фразеологизмом предложение (оценка «4»); составьте небольшой рассказ на определённую тему (оценка «5»).

Включите один из фразеологизмов в свой небольшой рассказ.

Какую роль играет фразеологизм в вашем рассказе?

Б) упр. 247 (порядковые числительные).

Запишите фразеологизмы без скобок, употребляя вместо цифр порядковые числительные. Укажите падеж, число, род (если есть).

В (1) время, в (1) голову, в(1) очередь, в (1) рядах, из (1) рук, (1) делом.

  1. Какие порядковые числительные одинаковы по своей грамматической форме?

  2. Чем отличаются от них другие числительные?

  3. Каков смысл каждого из фразеологизмов? Какую роль играет в них одно и тоже имя числительное? Проверьте себя по фразеологическому словарю.

  4. Употребите уместно любой из фразеологизмов в своём тексте.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

По учебнику:

1.Упр. 243, 244, Упр. 248. –выполнить письменно задания, выделенные цветом.

Упр.250 выполнить полностью письменно.

Дополнительно:

2.Подберите синонимы к фразеологизмам с первого взгляда – сразу.

3.Сделайте синтаксический разбор предложений.

Один рубит, семеро в кулак трубят. Семеро одного не ждут.

Индивидуальное сообщение:

1.Как называть годы с начальной двойкой? две тысячи двенадцатый год или двух тысяч (или тысяче?) двенадцатый год? [2]

2. В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного количества: много книг, мало времени, несколько человек и т.д. Почему до сих пор ученые-лингвисты не могут прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так называемых неопределенно-количественных слов? Постарайтесь привести как можно больше доводов.

Список использованной литературы


  1. Д.Дейкина И Т.М.Пахнова. Русский язык: Учебник – практикум для старших классов.- М.: Вербум-М, 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

https://www.proshkolu.ru/:

2. Елена Александровна Глазина. Дидактический материал из папки «10 Русский «

3. Алла Ивановна Захарчук. Дидактический материал.

4. Татьяна Валерьевна Елисеева. Дидактический материал из папки «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку«


От учителя. Автор урока благодарен Н.М.Рухленко,с.Орлик, Белгродская обл.при разработке урока был использован её материал урока.


12


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Что можно узнать о человеке по его речи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: