Конспект урока по русскому языку в 10 классе
Панасюк Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ «СОШ №3 г.Козьмодемьянска»
Республики Марий эл.
Тема урока: «Имя числительное. Итоговое повторение».
Г.Козьмодемьянск
2012
Автор : Панасюк Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Республика Марий Эл, город Козьмодемьянск, ул. Юбилейная, д. 11 А.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска».
Название работы: Конспект урока с презентацией по теме «Имя числительное».
Предметная область: русский язык
Участники (возраст, класс): ученики 10 класс (15-16 лет).
Аннотация: к уроку «Имя числительное. Итоговое повторение» 10 класс.
А.Д.Дейкина И Т.М.Пахнова. Учебник – практикум для старших классов.
С учетом подготовки класса урок построен по плану, в котором упражнения представлены несколькими типами:
использование числительных во фразеологизмах, построение словосочетаний (упр. 246, 247, 248),
узнавание числительного и его склонение (упр. 245, 249),
употребление числительных в текстах (упр. 241, 242, 243, 250 – тематически близкие тексты; упр. 244).
Класс сильный, работа над фразеологизмами не занимает много времени, позволяет привлечь внимание к падежным формам и значению количественных и порядковых числительных.
Орфограммы комментируются по ходу работы с текстами.
Обогащается словарь учащихся: хроника, вариация, пародия, подражание (упр. 241); энциклопедический (упр. 242); классик, трагический (упр. 244) и др.
Задания, выделенные цветом, обязательны для выполнения.
Уроки дополнены разными заданиями на повторение темы «Имя числительное» не из учебника.
Презентация к уроку содержит текстовые материалы информационного характера, которых нет в учебнике.
Цель использования презентации: только на определенных этапах урока для повторения некоторых вопросов по теме «Числительное» и дополнительный материал с заданиями.
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Урок по теме «Имя числительное». 10 класс.
СЛАЙД №1. Тема: «Имя числительное. Итоговое повторение»
СЛАЙД №2.
Цель: Систематизировать изученный ранее материал в рамках подготовки к ЕГЭ; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного;
Задачи урока:
1.Повторить разряды числительных;
2.Продолжить работу по систематизации материала для выполнения А-3 на ЕГЭ (грамматические нормы); формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей.
Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа; фразеологический словарь, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового. Итак, за работу!
II. Фронтальный опрос.
СЛАЙДЫ №3- №11 (повторение, если необходимо)
Что такое имя числительное?
Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
На какие две группы делятся числительные?
Назовите разряды количественных числительных.
Чем отличаются простые числительные от составных?
Как склоняются порядковые числительные?
Какие числительные склоняются, как существительные 3-го склонения?
В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые сотни? Какие числительные, называющие круглые десятки, склоняются так же?
Как склоняются дробные числительные?
Как склоняются составные количественные числительные?
Какие числительные имеют только две падежные формы?
В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
III. Упражнения.
1. СЛАЙД №12
Устно. Определите частеречную принадлежность следующих слов:
десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, тройной, единственный, первый, два, трое, двое, тройка, сотый, втроем, вдесятеро, десятый, вдвоем, второй, две, три, пятеро, впятером, пятый, тройник, пятак, тройчатка, сотня.
Что объединяет эти слова? (Все слова имеют числовое значение.)
2. Работа с учебником.
Употребление числительных в текстах (по выбору можно взять упр. 242, 243, 250 – тематически близкие тексты; упр. 244). Задания, выделенные цветом, обязательны для выполнения.
А. Упр. 241. [1, с. 196.] Задание из учебника к упражнению: запишите начало статьи филолога С. Аверинцева «Гёте и Пушкин». Подчеркните грамматические основы.
Дополнительное задание: Числительные запишите словами, объясните их правописание. Охарактеризуйте числительные по структуре (простые, сложные, составные).
Год рождения Пушкина был годом рождения Гёте… При упомянутой разнице в полвека Пушкин был младшим современником Гёте и дышал воздухом той же эпохи. Скажем, в 1825-м, когда рождалась пушкинская «Сцена из «Фауста» — нечто среднее между подражанием, пародией на гётевскую тему – немецкому поэту ещё оставалось жить более полдюжины небесплодных лет. Когда мы, русские, читаем эккермановскую Хронику последнего периода жизни Гёте, идущую день за днем, начиная с 10 июня 1823 года, нам само собой приходит на ум соотносить даты с одновременными моментами жизненного пути Пушкина, — и эта непроизвольная игра отнюдь не бессмысленна. (С.Аверинцев)
1. Объясните значение фразеологизмов приходит на ум, день за днём.
2. В каком значении употребляются в тексте слова хроника, вариация, пародия, подражание?
3. какова роль числительных в этом тексте? Произведите морфологический разбор одного из числительных.
4.Составьте схему последнего предложения.
5.Объясните выделенные орфограммы.
Б. Упр. 242 . [1, с. 197] (По тексу Б.Эйхенбаума). Прочитайте текст.
1.Выписать из текста несколько словосочетаний с числительными; произвести разбор словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание.
2. Объяснить значение слова энциклопедический.
В. Упр.243 [1, с. 198] Устно. Прочитайте текст.
1. Объяснить значение слов классик, трагический.
2. Какой перифраз используется в тексте? (автор «Войны и мира»)
Г. Упр.244 [1, с. 198] Устно. Прочитайте текст. Объясните знаки препинания.
СЛАЙД № 13. 3. Фразеологическая пятиминутка. [5]
Заранее подготовленный ученик делает сообщение из истории фразеологизма мерить на свой аршин.
Теперь каждая мера длины или веса в культурных странах имеет всегда одну, установленную законом величину. Повсюду есть свои особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер.
Не так было раньше.
На Руси издавна была принята восточная мера длины – аршин, или локоть (арш – по-персидски «локоть»). Но очень долго никто не знал, чему же в точности должен быть равен аршин и с чем его сравнивать.
Выделывали аршины кустари по деревням и, конечно, ни за какой особенной точностью не гнались. Поэтому каждый человек, продавая или покупая что-нибудь, остерегался пользоваться незнакомым ему аршином, а всячески рекомендовал свой. Купцы имели тайный запас аршинов – и покороче, и подлиннее – и нередко ловко подменяли аршины, когда переходили от покупки к продаже и обратно.
Теперь вся эта путаница мер давно забыта, но словами мерить на свой аршин еще пользуются. Мерить на свой аршин – это судить со своей точки зрения, оценивать по собственному вкусу, а не так, как принято.
СЛАЙД №14. Старинные меры длины. [5]
Ребята! Какие старинные меры длины вы знаете? Чему они равны? В каких фразеологических оборотах встречаются?
Аршин равен 71 см; вершок – 4,45 см; дюйм – 2,54 см; фут – 0,3 м; сажень – 2,13 м (маховая сажень – 1,76 м, косая сажень – 2,48 м); верста – 1,06 км; пядь – 17,78 см.
СЛАЙД № 15. Фразеологизмы. [5]
Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, мерить на один аршин, видеть на три аршина в землю, видеть на три аршина под землей, от горшка два (три) вершка, за семь верст киселя хлебать, семь верст до небес, коломенская верста, мерить версты, с коломенскую версту, в косую сажень, косая сажень, косая сажень в плечах, семи пядей во лбу.
4. Работа с учебником.
Узнавание числительного и его склонение (упр. 245, 249) [1, с. 198] [1, с. 199]
А.Упр. 245. [1, с. 198] Устно. Найдите «лишнее» слово:
1.Трижды, втроём, третий, в-третьих;
2.Два, удвоить, двое;
3. Одиночество, один, одиночка;
4. Одиннадцать, три, сорок, миллион.
Дополнительное задание: объясните, к какой речи относятся данные слова.
5. СЛАЙД № № 16 [3] Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.
До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Третьи вообще склонны их считать омонимами. Для этого у ученых есть все основания. Какие? Создайте лингвистический портрет этих слов. Для этого выделите в отдельную группу признаки числительных, в другую – признаки существительных.
СЛАЙД № 17 [3] Вопросы для анализа со словами тысяча, миллион, миллиард.
Входят ли слова тысяча, миллион, миллиард в счетную систему?
2) Какую грамматическую категорию, свойственную существительным, имеют слова тысяча, миллион, миллиард?
3) Образуются ли от них новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов?
4) Можно ли их заменить цифровыми обозначениями?
5) Участвуют ли они в образовании составных числительных?
6) Образуют ли они формы множественного числа?
7) Все количественные числительные имеют два лексических значения: «число» и «количество», – а данные?
8) Сочетаются ли они с именами прилагательными?
9) Образуют ли порядковые числительные?
10) Создают ли в сочетании с именами существительными синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»?
СЛАЙД №18 Признаки числительных (вопросы 1, 4, 5, 7, 9, 10) [4]
Слова тысяча, миллион, миллиард входят в счетную систему, они единственные названия чисел 1000, 1 000 000, 1 000 000 000, их можно заменить цифровыми обозначениями. Данные числительные, как и все количественные, имеют два лексических значения: «число» и «количество», участвуют в образовании составных числительных (тысяча триста тридцать, два миллиона сто одиннадцать), образуют порядковые числительные (миллиардный, тысячный), в сочетании с именами существительными создают синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»: тысяча конвертов, миллион тракторов, миллиард лет.
СЛАЙД №19 Признаки существительных (вопросы 2, 3, 6, 8) [4]
Как и существительные, слова тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода: тысяча – ж. р., миллион, миллиард – м. р.; к слову тысяча можно поставить моя, к словам миллион и миллиард можно поставить мой: моя тысяча, мой миллион, мой миллиард; образуют формы множественного числа: тысячи вещей, миллионы тетрадей. Если слова тысяча, миллион, миллиард употреблены во множественном числе, то они имеют значение неопределенного количества. Данные слова роднит с существительными и то, что они могут сочетаться с именами прилагательными и местоимениями-прилагательными: моя тысяча, эта тысяча, другой миллион, последняя тысяча. От слов тысяча, миллион, миллиард, как и от других существительных, можно образовать новые слова при помощи суффиксов субъективной оценки: книжонка – тысчонка, стульчик – миллиончик и т.д.
6. СЛАЙД №20, 21, 22. Повторить склонение числительных.
Упр. 249. [1, с. 197]Работа у доски. Просклоняйте: 127 гектаров, 800 дней
7. Игра «Кто больше?». [3]
Подберите как можно больше однокоренных слов различной частеречной принадлежности к слову один.
Один – единица, единый, уединиться, в одиночку, объединение, одиночка, одиночество, единство, уединение, одинаковый, единение, единичный.
8. СЛАЙД №23, 24. Повторить. [2]
В течение 5 минут вспомните и назовите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные.
«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна, «Пятьсот миллионов Бегумы» Ж.Верна.
9. Работа с учебником: стр. [1, с. 198-199]
А) упр. 246 (количественные числительные)
Запишите фразеологизмы в столбик, используя вместо цифр имена числительные. Рядом дайте толкование фразеологизма с помощью синонима.
В (2) счёта, в (2) шагах, в (1) миг, в (1) мгновение — выполняет 1-й вариант;
В (1)минуту, в (1) секунду, гнаться за (2) зайцами, как дважды (2) — выполняет 2-й вариант;
Как свои (5) пальцев, между (2) огней выполняет 3-й вариант.
Проверяем вслух «по цепочке». Даём толкование фразеологизмов.
Задание, выделенное зелёным цветом выполняем обязательно.
1. Какие имена числительные: количественные или порядковые – вы употребили? Докажите правильность своего ответа.
Задание на выбор:
2. Составьте с каждым фразеологизмом предложение (оценка «4»); составьте небольшой рассказ на определённую тему (оценка «5»).
Включите один из фразеологизмов в свой небольшой рассказ.
Какую роль играет фразеологизм в вашем рассказе?
Б) упр. 247 (порядковые числительные).
Запишите фразеологизмы без скобок, употребляя вместо цифр порядковые числительные. Укажите падеж, число, род (если есть).
В (1) время, в (1) голову, в(1) очередь, в (1) рядах, из (1) рук, (1) делом.
Какие порядковые числительные одинаковы по своей грамматической форме?
Чем отличаются от них другие числительные?
Каков смысл каждого из фразеологизмов? Какую роль играет в них одно и тоже имя числительное? Проверьте себя по фразеологическому словарю.
Употребите уместно любой из фразеологизмов в своём тексте.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
По учебнику:
1.Упр. 243, 244, Упр. 248. –выполнить письменно задания, выделенные цветом.
Упр.250 выполнить полностью письменно.
Дополнительно:
2.Подберите синонимы к фразеологизмам с первого взгляда – сразу.
3.Сделайте синтаксический разбор предложений.
Один рубит, семеро в кулак трубят. Семеро одного не ждут.
Индивидуальное сообщение:
1.Как называть годы с начальной двойкой? две тысячи двенадцатый год или двух тысяч (или тысяче?) двенадцатый год? [2]
2. В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного количества: много книг, мало времени, несколько человек и т.д. Почему до сих пор ученые-лингвисты не могут прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так называемых неопределенно-количественных слов? Постарайтесь привести как можно больше доводов.
Список использованной литературы
Д.Дейкина И Т.М.Пахнова. Русский язык: Учебник – практикум для старших классов.- М.: Вербум-М, 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
2. Елена Александровна Глазина. Дидактический материал из папки «10 Русский «
3. Алла Ивановна Захарчук. Дидактический материал.
4. Татьяна Валерьевна Елисеева. Дидактический материал из папки «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку«
От учителя. Автор урока благодарен Н.М.Рухленко,с.Орлик, Белгродская обл.при разработке урока был использован её материал урока.
12