Конспект урока «Сжатое изложение на основе упражнения «Старый пень»» 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

города Балаково Саратовской области











Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

Сжатое изложение на основе упражнения

«Старый пень»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Смирнова Тамара Ивановна











г. Балаково

2012


Тип урока: урок развития речи

Знать: что такое текст; способы сжатия текста

Уметь: — формулировать основную мысль текста;

— выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

— сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;

— писать сжатое изложение


Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. 1. Организационный момент урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Вводная беседа:

— На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Что значит – сжатое изложение?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Да, сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.


II. 2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем.

(текст в учебнике упр. 137, кроме того, он спроецирован на экран, в течение урока здесь ведётся показательная работа)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам данный рассказ?

— Докажите, что этот отрывок является текстом?

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Учитель предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно, подумать, о чем он?)

— Какова тема текста (то есть о чем этот рассказ)?

— Какова основная мысль текста (то есть его идея)?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)


— Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Неопределённые местоимения»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(учащиесяся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (работа с толковыми словарями)

— Текст делится на абзацы — микротемы.

На экране: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План:

  1. Грибники вокруг старого пня.

  2. Старый пень возгордился.

  3. Молчание деревьев

  4. «Я ваш царь!»

  5. » Ничего ты не царь»


-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

— Вам предстоит создать текст-изложение этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста:

— обобщение

— исключение

— упрощение.

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(Сравним: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся отмечают, что он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

III. Итог.

На следующем уроке учащиеся пишут сжатое изложение, используя отобранный материал.


Приложение .

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.




































Список использованной литературы




  1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М. «Просвещение», 2009 г.

  2. Т. В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской « Русский язык. 5 класс». М. «Экзамен», 2006 г.















Свежие документы:  Конспект урока английского языка по теме «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: