Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
города Балаково Саратовской области
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
Сжатое изложение на основе упражнения
«Старый пень»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Смирнова Тамара Ивановна
г. Балаково
2012
Тип урока: урок развития речи
Знать: что такое текст; способы сжатия текста
Уметь: — формулировать основную мысль текста;
— выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
— сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;
— писать сжатое изложение
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
I. 1. Организационный момент урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Вводная беседа:
— На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».
— Что значит – сжатое изложение?
(ответы учащихся)
— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
— Какие же кратко, а какие — подробно?
(ответы учащихся)
Да, сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
II. 2. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста учителем.
(текст в учебнике упр. 137, кроме того, он спроецирован на экран, в течение урока здесь ведётся показательная работа)
2. Осмысление текста.
Беседа:
— Понравился ли вам данный рассказ?
— Докажите, что этот отрывок является текстом?
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
3. Чтение текста учащимися.
(Учитель предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно, подумать, о чем он?)
— Какова тема текста (то есть о чем этот рассказ)?
— Какова основная мысль текста (то есть его идея)?
(ответы учащихся: осуждение гордого пня)
— Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
— Какой урок можно извлечь из данного текста?
(ответы учащихся)
— Как бы вы назвали этот рассказ?
Варианты: — «Старый пень»
— «Притча о гордом человеке»
— «Ты не царь»
— Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4. Словарно-лексическая работа.
— Какое слово в этом тексте является ключевым?
(учащиесяся отвечают: гордость)
— Подберите синонимы к слову гордость.
Гордость, зазнайство, высокомерие.
— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (работа с толковыми словарями)
— Текст делится на абзацы — микротемы.
На экране: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
5. Выделение микротем и составление плана
— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
— Что мы составили для рассказа?
План:
Грибники вокруг старого пня.
Старый пень возгордился.
Молчание деревьев
«Я ваш царь!»
» Ничего ты не царь»
-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
5. Сжатый пересказ.
— Вам предстоит создать текст-изложение этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста:
— обобщение
— исключение
— упрощение.
6. Отбор нужной информации.
— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)
— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.
— Верно, его можно сделать покороче.
(Сравним: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)
— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.
(учащиеся отмечают, что он важен для раскрытия темы)
— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
— Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:
— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.
III. Итог.
На следующем уроке учащиеся пишут сжатое изложение, используя отобранный материал.
Приложение .
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
Список использованной литературы
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М. «Просвещение», 2009 г.
Т. В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской « Русский язык. 5 класс». М. «Экзамен», 2006 г.