Эти «капризные» частицы
Консультации в 11 классе
Подготовка к ЕГЭ
Задание В2
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
МОУ-СОШ №1
г.Петровска Саратовской области
Саплина Любовь Григорьевна
2011 год
Имея немалый опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ и проводя глубокий анализ результатов тестирования, я пришла к выводу, что легких тем в курсе русского языка нет. И все-таки тема «Частицы» относится к числу самых трудных, потому что чаще всего неверно ребята выполняют задания ЕГЭ по части В2.
Хотелось бы отметить, что эта тема необыкновенно интересна прежде всего тем, что частицы имеют возможность передавать разные чувства, создавать определенную эмоциональную настроенность речи, и значит, возможность показать ученикам богатство нашего языка.
Планирование темы «Частицы»
1-2.Частица как часть речи .
3.Словообразующие и формообразующие частицы .
4.Отрицательные частицы.
5.Значение частиц.
6.Различение частиц НЕ и НИ на письме
7.Творческая работа.
Прежде всего надо показать возможности частиц, что «при помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания»
Это определение более ясно, более понятно ученику, чем то, которое говорит, что «частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям»
1 занятие.
Частица как часть речи.
Цель занятия: показать особенности частицы как служебной части речи, формировать умение отличать частицы от других частей речи.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
II.Запись текста.
И.С.Тургенев «Записки охотника»:
А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул- и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо!. Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе.
Как вольно дышит грудь. Как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!
Задание:
Назовите известные вам части речи в этом отрывке.
Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти.
Зачем же они в речи?
Сделайте вывод и докажите, что в тексте есть частицы.
Прочитайте этот текст без частиц. Подтвердить вывод о роли частиц.
Вывод:
Частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, вопроса.
Они не являются членами предложения: к ним не поставить вопроса .Не имеют самостоятельного лексического значения.
III.Работа с текстом.
1.На столах тексты А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»
Задание: найти частицы и определить их роль в произведении.
2. Текст Ф.Кривина: Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ…)
БЫ- мечтает.
ЛИ- сомневается(и спрашивает)
ЖЕ- утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!
Попробуйте ничего не утверждать.
Попробуйте ни о чем не мечтать.
Сможете прожить?
Не сможете!
Задание: сформулировать вывод о частицах БЫ, ЛИ, ЖЕ.
IV.Мини-диктант:
Молния вспыхивает как будто в самой бричке…В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Н.Толстой)
Задание:
-Какова цель употребления в речи слова КАК? (Для выражения чувств говорящего — восхищения. Это восклицательная частица. Именно такие частицы делают предложение восклицательным)
V.Домащнее задание :
Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ в произведениях любого автора.
VI.Вывод занятия по вопросам:
1.Что такое частица?
2.С какой целью употребляется частица в предложении, тексте:
А) для образования наклонений глагола,
Б) для внесения в предложение утверждения или отрицания,
В) для передачи различных смысловых оттенков.
3.Что общего у частиц с другими служебными частями речи?
4.Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?
5.На какие группы делятся частицы?
VII.Запись в тетрадь- справочник доказательство:
А) Частица не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
Б) Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
В) Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.
Г) Оно служит для образования наклонения глагола, или сравнительных степеней прилагательных и наречия, или неопределенных местоимений. Значит, это частица.
2 занятие.
Частица как часть речи.
Цель занятия:
Учить ребят отличать частицы от знаменательных частей речи
Ход занятия:
I.Орг. момент.
II.Проверка домашнего задания.
1)Расскажите, что вы узнали о частицах на прошлом занятии.
2)Прочитайте отрывки из произведений, где используются частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ.
III.Запись текста, данного на доске:
Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
-Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы…(Л.Н.толстой)
Задание:
1)Найдите в данном тексте частицы.
2)Какова цель употребления частиц БЫ,НЕ, ВСЕ-ТАКИ, НИ?
IV. Решение «Лингвистических задач»:
1.Чем отличаются эти предложения?
Солнце встает. Вот и солнце встает.
2.Одинакова ли роль частицы ВОТ в следующих примерах?
Что могло быть до или после сказанного?
1)Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
2) И вот у Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот остановился.
3)Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл- и вот сама
Идет волшебница зима.
4)Вот мой Онегин на свободе.
5)Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.
Сообщение ученика (заранее подготовленного) о роли частиц в данных примерах.
V.Делаем соответствующие выводы и записи в тетрадь:
Указательная разговорная частица ВОТ имеет несколько значений:
1)она указывает на кого- либо, на что-либо. Что находится в непосредственной близости, перед глазами ;
2)указывает на прибытии чего-либо, на осуществление, на наступление чего- либо;
3)указывает на то, что именно этот предмет вам предлагают;
4)употребляется для привлечения внимания;
5)указывает на последовательность действий, на смену явлений, происходящих перед глазами, иногда повторяясь перед каждым последующим предложением;
6)в восклицательных предложениях она усиливает их эмоциональную окраску;
7)в сочетании с частицами ВЕДЬ, ТО-ТО, УЖ образует сложную частицу, которая усиливает выразительность высказывания: вот ведь, вот то-то, вот уж.
С частицей ВОТ довольно много фразеологических оборотов: вот так штука, вот те крест, вот где собака зарыта и т.д.
VI. Домашнее задание: Работа со словарем фразеологизмов. Выписать 6-8 фразеологизмов с частицей ВОТ.
3 занятие:
Формообразующие и словообразовательные частицы.
Цель занятия: познакомить с разрядами частиц, с формообразующими и словообразовательными частицами; совершенствовать умение отличать частицы от других частей речи.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
II.Проверка домашнего задания
1.Ребята читают из домашнего задания фразеологизмы с частицей ВОТ.
2.Рассказать о значениях частицы ВОТ
III.Запись стихотворений:
1.Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостью блистает,
И облачком зефир играет,
И тихо зыблется тростник.
2.Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…
Задание:
Проанализировать отрывки, доказать, что в предложении есть частицы.
Вывод: Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, БЫ, ДАВАЙ, ДА называют формообразующими частицами, так как они используются для образования наклонений глагола.
IV.Запись темы занятия.
1.Образование наклонений.
Пример повелительного наклонения уже есть.(см. выше)
Вспомним о сослагательном наклонении:
Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (попутно скажем, чем является ДА в предложении)
2.Образование неопределенных местоимений с помощью частиц –ТО, -ЛИБО, КОЕ-, которые по своей роли сближаются с морфемами.
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
Задание:
Привести примеры с неопределенными частицами.
3.Образование форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый) осмысляем, анализируя предложение:
Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом.
V.«Исследуем» роль частиц –КА, — ЖЕ, ТО –в «Сказке о попе и о его работнике Балде»
(тексты на столах)
VI. Итог занятия.
-Какую функцию в речи выполняют частицы?
-Какие частицы относятся к формообразующим?
-Какие частицы мы назовем словообразовательными?
-Почему они так называются?
VII.Домашнее задание:
Провести исследование: «Формообразующие и словообразовательные частицы в стихах А.С.Пушкина»
4 занятие:
Отрицательные частицы.
Цель занятия:
Повторить известные ребятам случаи употребления отрицательной частицы НЕ, познакомить с отрицательным и положительным смыслом предложений с частицей НЕ, совершенствовать навык раздельного написания НЕ с разными частями речи.
Ход занятия:
I .Орг . момент.
II.Проверка домашнего задания.
III.Запись эпиграфа к занятию:
«Что же было предметом его поэзии? Немеет мысль перед бесчисленностью его (Пушкина) предметов. Чем он не поразился и перед чем не остановился!»(Н.В.Гоголь)
Переходим к примерам, которые подтверждают слова Гоголя и дают возможность говорить о теме занятия.
1)Нева всю ночь
IV. На доске отрывки из стихотворений.
Задание:
Найдите частицы в текстах и определите их значение.
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
2)Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем…
3)Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней…
;)Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче, мой приятель.
V.Опорная запись в тетрадях:
НЕ:
1.Отрицательное значение
1)всего предложения,
2)отдельного слова.
«.Положительное значение:
Не мог не помочь(т.е. помог)
3.Риторический вопрос
НИ:
1.Отрицательное значение в предложении без подлежащего:
Вокруг ни души.
2.Усиление отрицания:
Нет ни души.
3.Обобщенное значение с отрицательным местоимением и наречием в сложном предложении:
Кто б ни был ты…
VI.Диктант с графическим и устным комментированием.
Птицы хорошо отличают доброго человека от злого. Пушкин был добрый и доверчивый человек и не мог не любить птиц. И они не могли не быть доверчивы к нему.
Никто и никогда не постигнет Пушкина. Он всегда открытие. Вдохновение и потому тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожидан, нов и необычайно современен,
(Неожидан, неожиданный- нет отрицания, синоним- внезапен; необычайно- нет отрицания. Синоним- удивительно)
(Богатейший материал для закрепления и проведения проверочных работ дают нам «Станционный смотритель», «Барышня- крестьянка», «Метель»)
VII.Домашнее задание:
Исследование стихотворения А.С.Пушкина «Еще дуют холодные ветры…»
5 занятие:
Значение частиц.
Цель занятия:
Поговорить с ребятами о значении частиц в русском языке, подтвердить свое определение примерами из текста.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
II.Запись мудрой мысли .
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании. Что нельзя было бы передать русским словом» (К.Паустовский)
Задание: найдите частицу и обведите ее. Каково ее происхождение?
Сообщение ученика о происхождении частицы БЫ.
От глагола быть в значении «существовать, быть»образовалось целое гнездо слов. Прежде всего это частицы.В древнерусском языке сослагательное (условное) наклонение тоже было… Для образования сослагательного наклонения в древнерусском языке к причастию на Л(писалъ, думалъ) нужно было прибавить глагол быти в форме прошедшего времени(он называлось аорист). Например,сослагательное наклонение от глагола писать выглядело так:
(я) быхъ писалъ,
(ты, он)бы писалъ,
(мы)быхомъ писали,
(вы) бысте писали,
(они) быша писали.
Постепенно система времен в языке менялась…не стало аориста. А форма его 2-3-го лица ед. числа от глагола бытии сохранилась как частица бы, образующая сослагательное наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.
III.Запись отрывка из стихотворения Пушкина «Разлука»
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Задание: обведите все служебные части речи.( из 33 слов- почти половина служебных)
Докажите. Что среди служебных частей речи есть частицы.
Почему НИ?
Назовите формообразующие частицы. Какое наклонение образуется с помощью частицы БЫ. А какое с помощью ДА, ПУСТЬ?
А только ли в роли частицы выступает ДА?
IV.Исследование текста.
Задание: В каком значении употреблено ДА в следующих предложениях, как меняется тональность предложений?
1.Пошел назад да воротился.
2.А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
3.Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Сообщение ученика о частице ДА.
А теперь посмотрим, какую роль играет частица ВОТ.
А.С.Пушкин более 1000 раз употребил эту частицу. Почему?
Запишите предложение :.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Приводим еще примеры употребления частицы ВОТ в романе «Евгений Онегин»:
«Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток….
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется…»
«Вот пять шагов еще ступили…»
«И вот уже трещат морозы…»
«Вот бегает дворовый мальчик».
Домашнее задание:
Придумать предложения или сочинить (подобрать) текст, употребив следующие выражения: как ни торопились…; как ни старались…; не раз говорили…; ни один человек…; ни разу не удалось…; ни днем ни ночью; во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало.
7 занятие:
Урок творчества.
Цель занятия:
Уметь находить частицы в тексте; привести ребят к выводу, что частицы употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
Слово учителя. На этом занятии мы повторяем стиль литературного языка, пользуемся справочными материалами.
II.
Чертим таблицу:
Публицистическо-философский стиль | Художественный стиль | |
Ли, ль, не, ни. да ну ,ну, ну и, вот, разве, неужели, -ка, авось, же, чай ,даже, даже и, ведь и, уж, вряд ли, как раз, едва ли, вон, а вон, пускай, давай и т.п | Да, что за, вот, вот так, это, только, все, все-таки, не, ни, как, лишь, лишь только, пусть, еще, именно, ли и т.п. | Используются все частицы |
III.Работа с текстом.
Задание: приведите примеры, когда в художественном произведении автор использует частицы для передачи речи героев.
1.Записываем в первую графу отрывок из «Гусара» А.С.Пушкина от слов:
Эге! Смекнул в минуту я:
Кума-то, видно, бусурманка!
Постой, голубушка моя!…
И с печки слез – и вижу: склянка.
Понюхал: кисло! что за дрянь!
Диалог Онегина и Ленского:
…Скажи, которая Татьяна?»
— Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. –
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт…»
2.Для второй рубрики (публицистика) берем примеры из статей о А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове и т.п.
3.В третьей рубрике записываем «Вакхическую песню» или )»как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!»
IV.Составьте речь (тема любая!) по типу речи Тараса Бульбы о товариществе, используя различные частицы.
V.Напишите миниатюру, начав ее словами: «Что за день!» (иди «Что за утро»), а закончив – «Вот счастье! Вот чудо!»
VI.Продолжи строчки, сохранив картину, нарисованную И.С.Тургеневым, запиши предложения с частицами вот, даже, неужели и т.д
Внезапно ветер налетел и промчался, воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния…
VI.Напиши восторженное эссе о каком-нибудь писателе, художнике, композиторе (или об одном его произведении), включив модальные частицы.
(Творческим может быть сочинение по картине, причем интереснее оказываются те работы, которые станут продолжением данного начала. Например, к картине И.И.Левитана «Март» даю такое начало:
Левитан уловил неуловимое – первые мгновения весны. Лошадка, запряженная в крестьянские сани, смирно дожидается своего хозяина. Дверь в дом не закрыта. Эта деталь не случайна. Как ни жмурится март, все же быть весне! Мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его. Не потому ли человек забыл прикрыть дверь?)
Для проверочной работы, для «исследований» я брала такие тексты, как:
1)…Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них…. Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов…И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…Но грустит ли в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок — нет, они ни о чем не спрашивают, ничему не дивятся, не чувствуют той сокровенной души, которая всегда чудится человеческой душе в мире, окружающем ее, не знают ни зова пространства, ни бега времени. А я уже и тогда знал все это. Глубина неба, даль полей говорила мне о чем-то ином, как бы существующим помимо них, вызывали мечту и тоску о чем-то недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и к чему…
Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто все тот же – только тут еще блещет низкое солнце – и все также одинок я в мире. Вокруг меня,
куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склоненных стеблей, — затаенная жизнь перепелов. (По Бунину).
VII.Домашнее задание:
Ты показываешь Санкт-Петербург, свой родной город: 1)поэту-иностранцу, или 2)музыканту из Италии, или 3)бизнесмену из Америки. Составь текст небольшой и яркий, в котором бы отразилось твое восхищение городом и желание, чтобы Петербург поразил всех.
Литература:
1.Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык.- М., 1987
2.Тексты из произведений И.С. Тургенева, А.С.Пушкина, И.Бунина, Л.Н.Толстого.
3.Справочные материалы «Русский язык» М.Т.Баранова, Т.А. Костяевой.
4.Учебники под ред. В. В. Бабайцевой.
5.Журнал «Русский язык в школе» №2 . 1995г.