Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
«Лексика. Фразеология»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Андреева Екатерина Александровна
г. Москва
2014
Цели и задачи:
1)проверить знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология»;
2)развивать умение учащихся работать с текстом
Контрольная работа
Часть 1
1.Укажите слова, которые не являются синонимами:
а)учитель-преподаватель б)злой- жестокий в)думать – мыслить г)глубоко-мелко
2.Укажите слова, которые являются антонимами:
а)очи – глаза б)болезнь – недомогание в)поднимать- опускать г)старательный-усердный
3.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХ примчали:
а)неологизм б)устаревшее в)заимствованное г)многозначное
4.Укажите слова с иноязычными корнями:
а)акваланг б)челобитная в)фонетика г)терраса д)пахать
5.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Дубровский хорошо знал СИИ места:
а)архаизм б)историзм в)неологизм г)диалектизм
6.Укажите исконно русские слова:
а)агнец б)белый в)цитата г)глава д)голова
7.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Мы поехали в лес, или, как говорят у нас, в ЗАКАЗ:
а)общеупотребительное б)устаревшее в)диалектизм г)профессионализм
8.Укажите самое старое слово:
а)кроссовки б)ботфорты в)пейзаж г)магнитофон
9.Определите значение выделенного устаревшего слова в предложении В ХОЛЕ да в почёте всяк умён:
а)забота, уход б)сильный мороз в)свобода в проявлении чего-нибудь д)обилие материальных ценностей, денег
10.Восстановите пословицу, вставив на месте пропуска диалектное слово
Сладко , да дело знает
а)говорит б)рассказывает в)бает г)толкует
11.Какое сочетание слов не является фразеологизмом:
А)хороший товарищ б)играть роль в)закадычный друг г)заклятый враг
12.В каком ряду приведены фразеологизмы-синонимы:
а)кот наплакал, видимо-невидимо
б)шутливый, ироничный
в)попасть впросак, попасть в трудное положение
г)от альфы до омеги, от корки до корки
Прочитайте текст
(1)Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — раскрытие скрытого.
(4)В основе многих загадок лежит метафора. (5)Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6)Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7)Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет (книга, письменная речь).
(8)Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10)Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11)Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству.
13.Определите тему текста:
а)загадка б)метафора в)народные традиции г)роль загадки в воспитании
14. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
а)Загадка как жанр народного творчества восходит к глубокой древности.
б)В основе любой загадки лежит метафора.
в)При помощи загадок старшее поколение передавало свой опыт младшему.
г)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего.
15.К какому стилю относится текст?
а)разговорный б)публицистический в)официально-деловой г)научный
16.Найдите среди предложений 10-11 слово со значением «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»________________________
17.Какое из слов является термином:
а)метафора б)поколение в)сообразительность г)творчество
Часть 2
1.Дайте определения:
Синонимы –
Антонимы –
Диалектизмы –
Профессионализмы –
Общеупотребительные слова –
Заимствованные слова –
Исконно русские слова –
Неологизмы –
Архаизмы –
Историзмы –
2.Выпишите из предложений синонимы:
Командир хвалил Ваську за смелость и решительность. Мария Дмитриевна, медсестра, тоже превозносила его талант разведчика и безудержную отвагу.______________________________________________
3.Выпишите из предложения антонимы:
Смотри же, без меня тут не ленись, не хандри, а работай. ______________
4.Замените архаизмы современными синонимами:
Вирши — __________________
Брег — ____________________
Десница — _________________
Ланиты — __________________
5.Подберите к иноязычным словам синонимы:
Фантазия — ___________________
Комфортный — ________________
Дискуссия — __________________
Аргумент — __________________
6.Объясните фразеологизмы:
Лезть в бутылку — ________________________________
Дать голову на отсечение — _________________________
Перемывать косточки — ___________________________
Кануть в Лету — _________________________________
7.Замените слово фразеологизмом:
Бездельничать — ___________________________________________
Обманывать — _____________________________________________
Мало — ___________________________________________________
Быстро — __________________________________________________
Список использованной литературы:
1.Нарушевич А.Г., Голубева И.В. «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2014. – С. 17-30.
2.Поникарова Л.А., Бабаркина О.А. «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012. – С. 4-41.
Ответы:
Часть 2 | |||
1 | г | 2 | Смелость – решительность — отвага, хвалил — превозносила |
2 | в | 3 | Ленись — работай |
3 | б | 4 | Стихи, берег, правая рука, щеки |
4 | а, в, г | 5 | Мечта, уютный, спор, доказательство |
5 | а | 6 | Горячиться, быть уверенным, сплетничать, исчезнуть |
6 | б, д | 7 | Бить баклуши, водить за нос (вешать лапшу на уши), кот наплакал (с гулькин нос), сломя голову |
7 | в | 8 |
|
8 | б |
|
|
9 | а |
|
|
10 | в |
|
|
11 | а |
|
|
12 | г |
|
|
13 | а |
|
|
14 | б |
|
|
15 | г |
|
|
16 | традициям (традиция) |
|
|
17 | а |
|
|