Мастер класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»

МОУ «Средняя школа с.Алымовка»






Мастер класс

Самсоновой С.И., учителя русского языка и литературы


«Повышение эффективности урока через развитие

творческих способностей обучающихся»






































2011 год

Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению.

Исследования показывают, что именно в детском возрасте открываются неограниченные возможности для формирования и развития способностей к

творческой деятельности, которые без целенаправленного и планомерного воздействия могут так и остаться нереализованными.

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации обучающихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема мастер класса — «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся».

Актуальность — творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности обучающихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов школьников.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

  • отсутствие нравственного ориентира.

Следовательно, цель работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей обучающихся на уроках. Для достижения этой цели были поставлены задачи:

  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.

Основной задачей на уроках русского языка и литературы считаю — обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках ставлю перед собой задачу — научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала обучающихся — одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?

Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений;

  • рецензирование сочинений;

  • дидактические, ролевые игры;

  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;

  • творческие задания на дом.

Таким образом, деятельность педагога заключается, прежде всего, в развитии у обучающихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приёмы, активизирующие творчество обучающихся, и специальные творческие уроки. Результаты детского творчества будут самыми разнообразными: сочинения, стихи, рисунки, тесты.

Рассмотрим некоторые виды работ, направленные на развитие творческого потенциала обучающихся.

1.Сочинение считаю основным видом творческой работы. Творческие темы создают условия для раскрытия творческих возможностей детей, для их индивидуального развития. Рассмотрим способы и приёмы создания творческого сочинения.











Лимерик (англ.) – нелепица.

Схема построения лимерика:

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвёртая – действия героя.

Пятая строка – итоговая характеристика.

Жило-было имя существительное.

Не любило ошибки, потому что было очень чувствительное.

Оно придумало правила,

А потом себя поправило.

И было оно очень умное и грамотное.

Васильев Саша, 6 класс

В романе девушка Татьяна

Романтична и скромна.

Сидела дома на диване

И в сумерках письмо ждала.

Была уж больно влюблена.

Горбачёва Наталья, 9 класс


Конструирование загадки

Первая операция – отстранение.

Дадим предмету такое определение, словно видим его впервые в жизни.

Вторая операция – ассоциация и сравнение.

Объектом ассоциаций является не предмет в целом, а одна из его характеристик. Выбираем другой предмет для сравнения.

Третья операция – метафора.

Даём предмету метафорическое определение.

Четвёртая операция – привлекательная форма загадки.

1.Карандаш – это палочка, которая оставляет след на светлой поверхности.

2.Светлая поверхность – это не только бумага, но и снежное поле. След карандаша напоминает тропинку на белом поле.

3.Карандаш – это нечто такое, что прочерчивает чёрную тропу на белом поле.

4.Он на белом – белом поле

Оставляет чёрный след.

Сказка «наизнанку»

Очень нравится ученикам «выворачивать наизнанку» сказочную тему.

Три поросёнка злые, а волк добрый.

Золушка, жестокая девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…

Старая сказка в новом ключе

В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретёт необычную окраску.

Приключения золотой рыбки в ХХI веке…

Материал для персонажа

Из характерных особенностей персонажа можно вывести и его приключения.

Пусть героем будет деревянный человек. Деревянный человек должен опасаться огня, пилу, термитов, бобров, в воде он не тонет…

Продолжение сказки

Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на этот вопрос и будет новой сказкой.

Золушка вышла замуж за Принца. Она неряшливая, в засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело можно проводить время с её сёстрами, привлекательной мачехой…

Салат из сказок

Это история, в которой живут персонажи различных сказок.

Красная шапочка повстречала в лесу Буратино и Мальвину…

Бином фантазии

Возьмём два любых слова: генерал и велосипед. Возникают такие варианты соединения слов:

Генерал на велосипеде, велосипед генерала, генерал с велосипедом.

Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

Генерал едет по улице на велосипеде. Он всегда берёт с собой велосипед, даже на совещание…

Особое внимание на уроках уделяю развитию ассоциативного мышления обучающихся. Различные ассоциации возникают у школьников при чтении художественных текстов. Например, знакомя детей среднего звена со стихотворениями о зиме, говорю, что каждому человеку свойственно своё восприятие самого холодного времени года (читаю детям стихи о зиме разных авторов, стихотворения могут прочитать наизусть сами ребята – индивидуальное задание к уроку). Все слушают и отмечают, какой образ создают поэты. Далее предлагаю представить зиму — волшебницей или в каком-то другом образе. Фантазии детей нет конца:


Зима, как девочка, прибежала к нам внезапно, укрыла деревья шубками, накрыла головы пышными шапочками, веточки одела в пушистые рукавички. Ходит она по полям, по дорогам, никто её не видит, но все знают: красавица — зима пришла.

Чудинова Даша, 6 класс

Пришла Зима! У неё множество дел: укрыть землю белоснежным пуховым одеялом, чтобы она не замёрзла во время суровых стуж, сковать реки крепким льдом, надеть на деревья тёплую одежду, украсить окна прекрасными узорами, чтобы они радовали людей. Много у Зимушки – труженицы дел.

Егорова Кристина, 6 класс

Работа над миниатюрами продолжается не один день. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребятам. Следующий этап (после проведённых уроков) растягивается на 1-2 недели. Получаю работы обучающихся, просматриваю их, указываю недочёты, ошибки, говорю, как сделать миниатюру лучше, интереснее, подсказываю нужное слово или образ. Необходимо, чтобы ребёнок воспринял редактирование собственного сочинения не как наказание, а как необходимое звено творческой работы. (Ведь и писатели переписывают, переделывают свои произведения по многу раз).

Творческие темы необходимо давать с учётом возрастных особенностей детей: у пяти, шестиклассников это в основном проблемы взаимоотношения с окружающим миром, у семиклассников и постарше – вопросы дружбы, товарищества, искусства, а у старшеклассников – добра и зла, совести, поиски собственной позиции, своего места в жизни, собственного «Я». В процессе работы у ребят растёт мастерство, глубже, красочнее, сочнее становятся язык, образ. Поле творческой деятельности можно расширять, чтобы выявлять индивидуальность учеников, развивать способности, любознательность, прививать вкус к слову.

2.Повышению эффективности урока способствует такой вид работы, как развитие детского словотворчества через различные упражнения и приёмы.

Очень любят ребята сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: “Разве это стихи?” Оказывается, да – и мы решили попробовать.

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Она

  1. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

  1. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

  1. Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученьесвет, неученье – тьма

  1. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга
Она–
интересная,фантастическая
Рассказывает,развлекает,воспитывает
Ученье–свет,неученье–тьма
Книга.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во –первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

Строчка первая: тема (существительное)

Строчка вторая: определение (два прилагательных)

Строчка третья:  действие (три причастия, глагола, деепричастия)

Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

Строчка пятая: действие (три причастия, глагола, деепричастия)

Строчка шестая: определение (два прилагательных)

Строчка седьмая: тема (существительное)

Любовь

Взаимная, светлая

Крепнет, помогает, возвышает

Поцелуй, ласка, грусть, тоска



Угнетает, угасает, меркнет

Холодная, горькая



Разлука

Вот какие диаманты сочинили одиннадцатиклассники:

Революция

Ужасная, смертельная

Губит, уничтожает, вредит

Кровь, смерть, милосердие, вера

Верить, любить, спасать

Святая, праведная

Религия

Суханова Надежда, 11 класс

Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта ) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Уверена, что писать синквейны, диаманты можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

В своей практике использую разнообразные виды домашнего задания, направленные на сознательное усвоение грамматики и развитие детского словотворчества. Например, составление юмористического рассказа с использованием словарных слов. Этот вид очень нравится ученикам 5-7 классов. Дети учатся составлять рассказы, не забывая о сюжетной линии и словах-исключениях, написание которых легко запоминается в результате такой деятельности.

Я услышал за окном шорох. Это был друг Женя. Он шёл через трущобы, потому что шов на его жёлтых шортах лопнул. Он позвал в чащобу за крыжовником. Мы пошли по шоссе. Вскоре Женя проголодался, достал шоколад «Шок» и стал есть. А вечером мы страдали от изжоги, за что нас прозвали обжорами.

Составление тестов, кроссвордов, викторин по темам требует знания грамматики и подталкивает учеников «заглянуть» в теоретический материал. Стремясь сделать учебный процесс более интересным, соответствующим требованиям современного урока, стараюсь не забывать о физических возможностях детей. Поэтому учитываю их способности, условия выполнения творческого задания. Указываю дополнительную литературу, учу пользоваться справочниками, выделять главное, формировать основную мысль коротко, на правильном литературном языке. Домашние задания способствуют развитию орфографической зоркости.

Воспитание человека, гражданина — задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество — самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя — развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», — эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы обучающиеся смогли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых.

Список использованной литературы:

1.Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. — С.53-56.

2.Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. — 2001. — № 6. — С. 21-25.

3.Гончаров С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005.- № 1.- С. 76-84.

4.Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.

5.Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. — С.99-101.

6.Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. — 2006. — № 3. — С. 48-57.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Гражданская война в России 1918-1920г.г"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: