Методическая разработка на тему: Местоимение как часть речи в школьном изучении. (для работы на уроках русского языка в 6, 7, 10-11 классах)

МБОУ «Покровская СОШ №2»









Методическая разработка на тему:

Местоимение как часть речи в школьном изучении.

(для работы на уроках русского языка в 6, 7, 10-11 классах)







Ядрихинская надежда Марковна, учитель русского языка и литературы.

























2014 год.

Местоимение как часть речи в школьном изучении.

Введение. Метапредметная сущность понятий «система» — порядок, «классификация» — деление по признакам.


ЧАСТЬ 1. Система частей речи в школьном изучении.


Системой мы называем определённый порядок в расположении, форму организации, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Школьная программа предусматривает «узнавание» — классификацию — всех частей речи в конце 7-го класса, в дальнейшем эти знания углубляются и формируются в систему.

Но существует и другой путь: от общего к частному, когда вначале преподносятся сведения о существующей системе частей речи, а затем последовательно восполняются знания о её элементах. Части речи в школе можно и нужно классифицировать и изучать в их системе.

Уже в 5-ом классе при изучении раздела «Морфология» можно предложить детям начать собирать сведения о существующих в русском языке частях речи, предварительно поговорив о том, что любое написанное или произнесённое слово, любое слово речи является её частью. Составленная схема будет работать универсально: это материал для зачёта, для устного ответа, для работы в группах, для индивидуальных заданий, для маленьких проверочных пятиминуток, для интерактивного повторения. Она будет работать и тогда, когда дети перейдут в 6-ой класс при изучении местоимений, и в 7-ой класс, например, при изучении причастий. Часть речи «причастие» склоняется, и мы можем заострить внимание детей на названии и месте причастия в нашей схеме частей речи. Ведь по логике вещей это должно быть «имя причастие» и упоминаться в схеме наряду с другими именными частями речи.

Пригодится схема и в 10-м классе, и как свёрнутые знания при выполнении тестовых заданий из КИМов при подготовке к ЕГЭ.



ЧАСТЬ 2. Местоимение в системе частей речи.


Местоимение – замечательная часть речи. Изучая местоимение в школе, благодаря особенностям этой замечательной части речи, в 6-м классе можно повторить некоторые сведения обо всех именных частях речи, поскольку местоимение словно бы заменяет собой то, что они называют. Смысл и роль местоимений скрыт в названии: это не то, что имеет место, а то, что употребляется вместо имени, слово-модель. ВМЕСТО ИМЕНИ – вот расшифровка названия МЕСТОИМЕНИЕ. Шестиклассники легко изучат сведения о разрядах местоимений и их названия и так же легко забудут их. Схема частей речи, а точнее, представление о системе частей речи поможет и в этом случае. Ведь все местоимения отвечают на вопросы именных частей речи. Более того, сами вопросы к именным частям речи являются местоимениями и служат «ключом» к логическому восприятию сведений сразу о 4-х разрядах местоимений: вопросительных, относительных, неопределённых и отрицательных. Указательные местоимениям отличим от местоимённых наречий «тогда», «там», тоже благодаря вопросам. Притяжательные местоимения похожи на притяжательные прилагательные и указывают на принадлежность. Их распознаём по вопросу о принадлежности: чей? (и его формам). Есть свои способы идентификации – распознавания – и для определительных местоимений: каждое из них обозначает место предмета по отношению к множеству предметов в виде признака предмета.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Упражнение в чтении и письме"

Расшифровка названия и соотнесённость местоимений с вопросами к именным частям речи помогут безошибочно распознать местоимения среди других слов.

Подобную работу с привлечением всех знаний о системе частей речи, с их соотнесением можно построить и при изучении, например, наречий, категории состояния, причастия и деепричастия, союза, частицы.

Таким образом, представление о частях речи как о системе, графическое её воплощение решает задачи формирования метапредметных компетенций, понятий «система», «классификация», помогает актуализировать внимание, создаёт условия для применения поисково-исследовательского, эвристического метода при изучении каждой новой единицы системы, логического воспроизведения любого из её элементов.



































Список использованной литературы

1. Русский язык. Учебник для 6 класса. Баранов Н. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. М., Просвещение, 2011 г.

2. Русский язык. Учебник для 7 класса. Баранов Н. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. М., Просвещение, 2012 г.

3.Д. Э. Розенталь. Морфология и орфография. М., Оникс, 2011 г.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: