ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Конспект урока грамматики
в 6 глухом классе
на тему «Предложения с однородными членами»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кузьменок Татьяна Александровна
Смоленск
2012
Цели урока:
1. Образовательная: закрепить знания об однородных членах предложения, учить выделять в предложениях однородные дополнения, определения, обстоятельства; учить конструировать предложения с однородными членами, используя для связи союзы и, а, но; формировать умение правильного употребления запятых при однородных членах.
2.Развивающая: развивать речь, создавая условия сознательного употребления однородных членов в предложениях, активизировать мыслительные процессы учащихся.
3. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность мышления.
4. Коррекционная: корригировать речь и произношение.
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование:
плакат «Однородные члены предложения»,
раздаточный материал – таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»,
карточки с текстом «Грачи прилетели»,
репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»,
конверты с разрезными предложениями,
индивидуальные наборные полотна,
карточки с текстами для сравнения,
репродукция картины А. Пластова «Летом»,
карточка с деформированным текстом для описания картины «Летом»
Ход урока
Деятельность учащихся | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
— Мы с вами продолжаем изучать предложения с однородными членами. Проверим домашнее задание. Вы должны были написать и рассказать о выходных днях, используя предложения с однородными членами.
— Давайте вспомним, какие члены предложения мы называем однородными? Посмотрите на наше дерево (указывает на плакат на доске, на котором изображено предложение с однородными членами в виде дерева (плакат использовался на предыдущих уроках)). Помните, мы выяснили, что однородные члены, как будто от одного родителя, как братья-близнецы, они относятся……..(предлагает закончить фразу) и отвечают на…………………
Вспомним, что мы уже знаем об однородных членах. (В ходе беседы на доске составляется кластер (См. приложение), а учащиеся заполняют первую колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал», распечатанной на листах А4.
Учитель предлагает заполнить вторую колонку таблицы (время 2-3 мин.), затем заслушивает ответы учащихся (при затруднении учитель задаёт наводящие вопросы)
— Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить ……. и научиться…….. (предлагает сформулировать цель урока, закончив фразу)
|
Учащиеся зачитывают свои рассказы, называют изученные однородные члены (подлежащие и сказуемые) из своих предложений.
Заканчивают фразу: Однородные члены предложения относятся к одному слову и отвечают на одинаковые вопросы.
В конце беседы у учащихся получаются следующие записи в таблице:
Учащиеся зачитывают: — Хочу узнать, какие ещё члены могут быть однородными, какими ещё союзами могут соединяться однородные члены предложения. ………….выяснить, какие ещё члены могут быть однородными, какими ещё союзами могут соединяться однородные члены ……………и научиться составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи. | ||||||||||||||
2.Стадия осмысления | |||||||||||||||
Речевая разминка | |||||||||||||||
— Сейчас в полном разгаре весна. Все мы ей радуемся. Почему? — Хорошо. Ответьте на вопрос, употребляя предложение с однородными членами: Какие дни наступают весной? Запишем это предложение. Какие члены предложения здесь являются однородными? — Верно. Чтобы выяснить, могут ли быть однородными и другие второстепенные члены, поработаем с текстом. Вы получили карточки с текстом (См. приложение). Необходимо выписать предложения с однородными членами, определить, какие члены являются однородными и определить, чем они связаны. (Учащимся с невысоким уровнем речевого развития выдаются карточки, в которых уже выделены предложения с однородными членами. Необходимо только определить по вопросу, какую синтаксическую роль они выполняют и к чему относятся) | — Потому что стало тепло. — Потому что ярко светит солнышко. — Весной наступают тёплые, ясные, солнечные дни. — В этом предложении однородные определения. | ||||||||||||||
Работа с текстом | |||||||||||||||
Карточка с текстом Грачи прилетели! Художник Саврасов приехал в деревню и поселился в небольшом домике. Он хотел рисовать весну, но не мог найти тему для картины. Мартовское солнце светило часто, но грело слабо. Однажды утром художника разбудили птичьи крики. Саврасов распахнул окно. Что же он увидел? Снег стал мокрым и рыхлым, как вата. Небо было не пасмурным, а ясным. Птицы с ликующими криками летали в нём, кружили над гнёздами. Саврасов схватил холст и прямо на подоконнике сел рисовать. Он весело напевал. Ещё вчера всё вокруг было печальным, а сегодня пришла весна! | |||||||||||||||
— О чём вы прочитали? — Верно. Вот эта картина, которая так и называется «Грачи прилетели» (показывает репродукцию картины)
Проверка данного задания, выяснение, чем связаны однородные члены в выписанных предложениях. — Рассмотрим, какие знаки препинания нужно ставить при этих союзах. Что вы заметили в записанных предложениях? — Я расскажу вам лингвистическую сказку: Жили-были 3 брата-короля, у каждого брата было своё королевство. Первого брата звали «Союз а», второго – «Союз но», а третьего – «Союз и». У каждого брата были верные служанки, запятые. Они всегда стояли перед своими королями, готовые выполнить приказ. У первых двух братьев были хорошие служанки, а у Союза и – ленивая. И вот однажды Союз и так разозлился на свою служанку-запятую, что прогнал её. Решил, что лучше уж делать всё самому, чем терпеть такую служанку. С тех пор перед союзом и запятая не ставится. По ходу рассказа учитель прикрепляет на магнитную доску схемы: , а , но и — А теперь давайте поупражняемся в составлении предложений с однородными членами, используя известные нам союзы. Закрепим умение ставить знаки препинания перед этими союзами. | — О художнике, который рисовал весну. Учащиеся замечают, что однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены; отмечают, что однородные члены в этом тексте связаны не только известным им союзом и, но и другими союзами: а, но. — Перед союзом и нет запятой, перед а, но есть запятая. | ||||||||||||||
Работа с наборным полотном | |||||||||||||||
-Вы получили конверты с разрезными предложениями и союзами. Соедините части предложений, используя нужные союзы. | Учащиеся составляют на наборном полотне предложения, потом зачитывают их вслух и записывают в тетради, подчёркивая однородные члены:
| ||||||||||||||
Сравнительный анализ текстов | |||||||||||||||
— Давайте подумаем: так ли необходимы нам однородные члены в предложениях, ведь без них предложения были бы проще, короче. Предлагаю прочитать вам 2 текста и ответить на вопрос: какой текст помог вам представить картину более ярко, точно? | | ||||||||||||||
Текст №1. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над пёстрою поляной. И.Бунин Текст №2. В осеннем лесу очень красиво. Лес стоит над светлой поляной. | |||||||||||||||
| Под руководством учителя школьники наблюдают, что первый текст помогает создать более яркую, красочную картину благодаря использованию однородных определений «лиловый», «золотой», «багряный» и «весёлой», «пёстрою» Делается вывод о том, что однородные члены предложения несут в себе добавочное сообщение, делают текст более точным и ярким. | ||||||||||||||
Работа с репродукцией картины | |||||||||||||||
— Русские художники любили изображать на картинах времена года, показывая, что каждое из них прекрасно. В начале урока мы познакомились с картиной, посвящённой весне. А теперь я покажу вам ещё одну картину, она расскажет нам о лете (показывает репродукцию картины А.Пластова «Летом»). Объявляется конкурс на лучшего экскурсовода. Вы – экскурсоводы, проводите экскурсию для младших школьников. Кто из вас сумеет наиболее ярко и точно описать картину? Обязательное условие – использование однородных членов предложения. Детям предлагается описать картину А.Пластова «Летом», репродукция её вывешивается на доске. | Учащиеся составляют рассказ по картине, дополняя данный им текст нужными однородными членами. (Для учащихся с низким уровнем речевого развития даются слова для справок). Стоял …, … день. Мать и дочь пошли в лес за …. и …. . Они долго бродили по лесу. Наконец они ……. на поляну и ……. отдохнуть. Рядом поставили корзины, наполненные (чем?)…, …..,….. . Яркое солнышко освещает (что?) ……, ……, ….. . Мать и дочь …….., но……., потому что они нашли много ягод и грибов. | ||||||||||||||
Стадия рефлексии | |||||||||||||||
— Итак, мы сегодня не только повторили уже известное об однородных членах предложения, но и узнали что-то новое. Заполните в своих таблицах третью колонку «Узнал»(3-4 мин.) Вопросы к классу: -Вернёмся к целям урока. Смогли ли мы достигнуть этих целей? -Какие впечатления от урока у вас остались? Закончите предложения (устно): Мне понравилось на уроке (что?)………….. Мне было трудно (что?)…………….. | Заполняют таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал», затем зачитывают, проверяют себя и товарищей. — Да, смогли. Заканчивают предложения. | ||||||||||||||
Домашнее задание: На следующем уроке проведём игру «Кто больше?». Данные предложения (выдаются на карточках) нужно распространить однородными членами, подобрав их как можно больше. | |
Приложение 1.
Однородные члены предложения
Приложение 2.
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Карточка с текстом
Карточка с текстом (для учащихся с низким уровнем речевого развития)
Приложение 4.
Карточка с текстами для сравнения
Приложение 5.
Карточка для описания картины А. Пластова «Летом»
Приложение 7.
Карточка с домашним заданием
Список использованной литературы
Воробьёва В.И. , Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. М.: Издательство АСТ, 2002.
Зикеев А.Г. Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3 – 6 классов спец. коррекц. образоват. учреждений I и II видов. – М.: ВЛАДОС, 2005.