Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синтаксический разбор простого предложения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

города Набережные Челны Республики Татарстан











Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Синтаксический разбор простого предложения»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Пилипенко Наталья Викторовна













Набережные Челны 2010





Тема: Синтаксический разбор предложения.


Пилипенко Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2 категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»
города Набережные Челны Республики Татарстан





Пояснительная записка.

Тип урока.

Комбинированный

Форма урока.

Коллективная, индивидуальная

Цели.

Познавательные

  1. Познакомить учащихся со схемой синтаксического разбора простого предложения.

  2. Научить выполнять синтаксический разбор простого предложения.

  3. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

  4. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие

  1. Развитие орфографической зоркости.

  2. Развитие логического мышления.

  3. Коммуникативных умений.

  4. Познавательного интереса к русскому языку.

Воспитательные

  1. Воспитание бережного отношения к слову, толерантности.



Оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран





Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Повторение пройденного.

Учитель:

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами изучали на прошлых уроках и которые понадобятся нам сегодня.

А) Фронтальная беседа.

  • На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

  • Какие предложения мы называем повествовательными? Какие – вопросительными? Какие – побудительными?

Б) Задание 1.

Даны предложения. (Слайд 2)

Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

Спой мне песню//

Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

Ребята не Москва ль за нами//

Зажужжи коса как пчелиный рой//



Ваша задача – выписать предложения

1 ряд – повествовательные

2 ряд – вопросительные

3 ряд – побудительные.

При списывании расставьте знаки препинания.



(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.)

Проверка выполнения задания на местах и на доске.

В) Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корнях слов»

Ещё раз внимательно перечитайте предложения и найдите слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». (Слайд 3)

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?

Объясните написание слова «вестник».

Г) Работа с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 1999

Раздел «Орфография». Задание 1. Распределите слова с выделенными буквами по таблице в зависимости от того, можно или нельзя проверить непроизносимый согласный.



  1. Работа по основной теме урока.

Учитель.

Ребята, составьте теперь с одним из данных слов (см. предыдущее задание) двусоставное, распространённое предложение.

(Ответы выслушиваются, предложение одного из учащегося записывается на доске, этот же учащийся разбирает его по членам предложения.)



Мы с вами практически начали работать по основной теме урока – выполнять синтаксический разбор простого предложения. Нам осталось только дать характеристику этому предложению. Посмотрите, в какой последовательности это надо делать. (Слайд 4)



Рефлексия. Какие действия надо произвести, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? (Разобрать по членам и дать характеристику)



Давайте разберём ещё одно предложение вместе:

Присядем, друзья, перед дальней дорогой.



  1. Закрепление.

А) Выполнение синтаксического разбора предложений:

На заре у ворот появились три всадника.

В долине пар белеет тонкий.

Старший брат мой – школьник.

Небо высокое и прозрачное.



Б) Работа в парах.

Сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения:

Петька отправился на рыбалку.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, как справились с заданием. (Слайд 5)



  1. Рефлексия.

Ребята, что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения?



  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Опираясь на схему, данную в параграфе 44 вашего учебника, сделайте синтаксический разбор простых предложений (упражнение 217)













Список использованной литературы


1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2007

2. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989

3. 1С: Репетитор. Русский язык. – АОЗТ «1С», 1999













































Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: