ГБОУ НПО ПУ №5
Профессиональное училище №5
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
КВН по русскому языку
(среди учащихся I курса)
Подготовила
преподаватель литературы:
Богомазова Е.В.
Белгород, 2012 год
КВН по русскому языку среди учащихся I курса
(по командам)
Цели:
В занимательной форме выявить знания учащихся по русскому языку по разделам: орфография, лексикология, фразеология, синтаксис.
Развитие интереса к предмету «русский язык», творческих способностей учащихся, выразительного чтения, сценических способностей.
Воспитание уважения к русскому языку, творчеству поэтов и писателей, к красоте родной речи.
Оборудование: задания на карточках, кроссворды, эмблемы стенгазеты, предметы быта для инсценировки фразеологизмов, высказывания поэтов и писателей о русском языке, плакаты, рисунки с изображением фразеологизмов, пословицы, поговорки, скороговорки в аудиозаписи, музыкальный центр, презентация к заданиям.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Конкурсы.
Задания №1. Представление команды: название, девиз, эмблемы, стенгазета.
Девиз – 1 балл; эмблемы – 2 балла; стенгазеты – до 5 баллов; кроссворды – 5 баллов.
Задание №2. Разминка О или Ё (1 балл за верный ответ)
Горяч…, мальч…нка, вооруж…нный, ш…лк, ш…рох, хорош…, беч…вка, ж…лудь, ш…колад, ж…сткий, ноч…вка, уч…ный, ключ…м, медвеж…нок, жж…ный, копч…ный, ш…рстка, ч…рт, ч…ткий, плеч…м, ж…лтый.
Задание №3. Исправь ошибку (1 балл)
Я был с Сергеем в кинотеатре, который окончил 9 классов.
Мальчик из кастрюли наливал в стакан компот.
Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного.
Врач предложил больному каждый день взвешивать себя.
Задание №4. Образовать сложные слова (1 балл)
Паровой, ходить –
Радио, любитель –
Лед, колоть –
Копать, земля –
Пешком, ходить –
Сосать, пыль –
Падать, листья –
Ловить, рыба –
Мясо, рубить –
Тушить, огонь –
Птицы, ловить –
Задание №5. Хитрый вопрос (1 балл)
Чем оканчивается день и ночь? (Ь)
Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)
Как топор превратить в его рукоятку? (топор-топорище)
Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре? Какого рода это слово? (трио, средний род)
Задание №6. Общее задание. Убери кляксу. (2 балла)
ло | Какие слова были написаны до того, как на лист упала клякса? Можно ли не убирая кляксы определить род этих слов?
Ответ: все слова среднего рода: крыло, зеркало, стекло, чучело, весло, одеяло. |
ло |
ло |
ло |
ло |
Задание №7. Прочитать высказывание о русском языке (по 1 баллу)
Задание №8. Закончить фразеологизм (1 балл)
Волков бояться …
Нет дыма …
Куй железо, …
На безрыбье…
Не гордись званием, …
Знает кошка, …
Под лежачий камень …
После драки …
Не говори «гоп», …
С миру по нитке, …
Дружба дружбой, ….
Не рой другому яму …
Не плюй в колодец, …
Задание №9. Как вы понимаете фразеологизм?
Заморить червячка (перекусить).
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Задание №10. Придумать задание для другой команды (2 балла)
Задание №11. Игра в слова (1 балл)
Подобрать противоположные по смыслу слова. Какая это часть речи?
пасмурно – ярко – далеко – весело – здесь – | крепко – глубоко – сильно – холодно –
|
Задание №12. Конкурс капитанов. (2 балла)
Как образовались слова? Сегодня, сейчас
Сегодня – из местоимения сего (сей-этот) и имени существительного дня (день)
Сейчас – от местоимения сей и существительного час.
Задание №13. (2 балла) и 14 задание совместно.
У доски. Выходят по 1 представителю от каждой команды.
Какому слову соответствует схема.
| |
А: украсил Б: пр…брежный В: препод…ватель Г: сверхмощный | А: бесце…ный Б: предра…светный В: земл…тр…сение Г: пере…смыслены |
Найдите слово с приставкой
при | |
А: пр…лететь Б: пр…красный В: пр…городный Г: пр…обрести | А: пр…одолеть Б: пр…землиться В: пр…старелый Г: пр…следовать |
Задание №14. Впишите буквы (2 балла)
1-й команде 2-й команде
А |
| А |
| А | Н |
| К |
|
|
| И | К | |
| А |
| А |
| А | Н | К |
|
|
| И | К | |
| А |
| А |
| А | Н | К |
|
|
| И | К | |
|
| А |
| А | Н | К |
|
|
| И | К | ||
| А |
| А | Н | К |
|
|
| И | К | |||
| А |
| А | Н | К |
|
|
| И | К | |||
ОТВЕТ: барабан, сарафан, караван, банан, сазан, баран |
| ОТВЕТ: кортик, коврик, козлик, кролик, ключик |
3-й команде. Если вы правильно впишите буквы, то получится наречие
Т |
|
| Д | А | ОТВЕТ: | Откуда | |
О | Т |
|
| Д | А |
| Отсюда |
О | Т |
|
| Д | А |
| Оттуда |
4-й команде. Впишите в четыре клетки (в каждую клетку по букве!) слово «ЛАСТОЧКА».
|
|
|
| Л | А | С | . |
Задание №15. Угадай фразеологизм и объясни его (1 балл)
На листах изображены рисунки к фразеологизмам:
водить за нос, носить на руках, с луны свалился, провалился на экзамене.
Задание №16. Отгадай загадку – пословицу (1 балл)
Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела в спине. (ЭГОИСТ)
Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. (САМОУВЕРЕННЫЙ)
Ел, да устал, спал, да намаялся. (ЛЕНИВЫЙ)
Язык без костей, что хочет то и лопочет. (БОЛТУН)
Задание №17. Скороговорки (2 балла)
Произнести четко и быстро скороговорки.
33 корабля лавировали, лавировали, так и не вылавировали.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Клара украла у Карла кораллы.
На дворе – трава, на траве – дрова.
Задание №18. Изобразить фразеологизм без слов. (4 балла)
Тянут билеты с фразеологизмами. Готовятся 3 минуты в команде. Затем изображают, а другие команды отгадывают (по 1 баллу)
Задание №19. (1 балл)
В презентации листы с рисунками-подсказками. Команды должны с помощью них ответить на вопрос: Как об этом говорят?
Об очень большой тесноте в помещении.
О полной тишине.
О первых признаках появления чего-нибудь радостного.
О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину.
Об удачливом, счастливом человеке.
О состоянии тоски, тревоги.
О том, к чему трудно придраться.
О забывчивости, плохой памяти.
О том, кто сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.
Задание №20. Конкурс капитанов (4 балла) 3 минуты
Капитаны команд тянут карточки с заданием: дан отрывок стихотворения, высказывания, необходимо вставить пропущенные буквы и ответить на вопрос.
Задание №21. Заменить фразеологизм одним словом. (1 балл)
Клевать носом (засыпать)
На всех парусах (быстро)
Не покладая рук (усердно)
Надуть губы (обидеться)
Спустя рукава (небрежно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сесть в лужу (опозориться)
Вставлять палки в колеса (мешать)
Перемывать косточки (сплетничать)
Задания №22.
Выразительное чтение стихотворений наизусть любого автора или собственного сочинения.
Подведение итогов. Определение команды — победителя.
Литература:
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов. Русский язык в школе, №5 1999
Евлампиева Е. А. «Внеклассные мероприятия по русскому языку» Чебоксары: «КЛИО», 1999
Афанасьева П. В. «Изучение орфографии с помощью компьютерной программы» Русский язык в школе, №5 2009