Методическая разработка внеклассного мероприятия КВН по русскому языку

ГБОУ НПО ПУ №5

Профессиональное училище №5











Методическая разработка

внеклассного мероприятия

КВН по русскому языку

(среди учащихся I курса)









Подготовила

преподаватель литературы:

Богомазова Е.В.











Белгород, 2012 год

КВН по русскому языку среди учащихся I курса

(по командам)

Цели:

  1. В занимательной форме выявить знания учащихся по русскому языку по разделам: орфография, лексикология, фразеология, синтаксис.

  2. Развитие интереса к предмету «русский язык», творческих способностей учащихся, выразительного чтения, сценических способностей.

  3. Воспитание уважения к русскому языку, творчеству поэтов и писателей, к красоте родной речи.


Оборудование: задания на карточках, кроссворды, эмблемы стенгазеты, предметы быта для инсценировки фразеологизмов, высказывания поэтов и писателей о русском языке, плакаты, рисунки с изображением фразеологизмов, пословицы, поговорки, скороговорки в аудиозаписи, музыкальный центр, презентация к заданиям.





Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Конкурсы.

Задания №1. Представление команды: название, девиз, эмблемы, стенгазета.

Девиз – 1 балл; эмблемы – 2 балла; стенгазеты – до 5 баллов; кроссворды – 5 баллов.

Задание №2. Разминка О или Ё (1 балл за верный ответ)

Горяч…, мальч…нка, вооруж…нный, ш…лк, ш…рох, хорош…, беч…вка, ж…лудь, ш…колад, ж…сткий, ноч…вка, уч…ный, ключ…м, медвеж…нок, жж…ный, копч…ный, ш…рстка, ч…рт, ч…ткий, плеч…м, ж…лтый.

Задание №3. Исправь ошибку (1 балл)

  1. Я был с Сергеем в кинотеатре, который окончил 9 классов.

  2. Мальчик из кастрюли наливал в стакан компот.

  3. Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного.

  4. Врач предложил больному каждый день взвешивать себя.

Задание №4. Образовать сложные слова (1 балл)

  1. Паровой, ходить –

  2. Радио, любитель –

  3. Лед, колоть –

  4. Копать, земля –

  5. Пешком, ходить –

  6. Сосать, пыль –

  7. Падать, листья –

  8. Ловить, рыба –

  9. Мясо, рубить –

  10. Тушить, огонь –

  11. Птицы, ловить –

Задание №5. Хитрый вопрос (1 балл)

  1. Чем оканчивается день и ночь? (Ь)

  2. Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

  3. Как топор превратить в его рукоятку? (топор-топорище)

  4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)

  5. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре? Какого рода это слово? (трио, средний род)

Задание №6. Общее задание. Убери кляксу. (2 балла)


ло

Какие слова были написаны до того, как на лист упала клякса? Можно ли не убирая кляксы определить род этих слов?



Ответ: все слова среднего рода: крыло, зеркало, стекло, чучело, весло, одеяло.

ло

ло

ло

ло

Задание №7. Прочитать высказывание о русском языке (по 1 баллу)

Задание №8. Закончить фразеологизм (1 балл)

  1. Волков бояться …

  2. Нет дыма …

  3. Куй железо, …

  4. На безрыбье…

  5. Не гордись званием, …

  6. Знает кошка, …

  7. Под лежачий камень …

  8. После драки …

  9. Не говори «гоп», …

  10. С миру по нитке, …

  11. Дружба дружбой, ….

  12. Не рой другому яму …

  13. Не плюй в колодец, …

Задание №9. Как вы понимаете фразеологизм?

Заморить червячка (перекусить).

Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

Задание №10. Придумать задание для другой команды (2 балла)

Задание №11. Игра в слова (1 балл)

Подобрать противоположные по смыслу слова. Какая это часть речи?

налево –

быстро –

вдали –

устно –

шумно –

пасмурно –

ярко –

далеко –

весело –

здесь –

крепко –

глубоко –

сильно –

холодно –


Задание №12. Конкурс капитанов. (2 балла)

Как образовались слова? Сегодня, сейчас

Сегодня – из местоимения сего (сей-этот) и имени существительного дня (день)

Сейчас – от местоимения сей и существительного час.

Задание №13. (2 балла) и 14 задание совместно.

У доски. Выходят по 1 представителю от каждой команды.

  1. Какому слову соответствует схема.


    А: украсил

    Б: пр…брежный

    В: препод…ватель

    Г: сверхмощный

    А: бесце…ный

    Б: предра…светный

    В: земл…тр…сение

    Г: пере…смыслены

  2. Найдите слово с приставкой

пре

при

А: пр…лететь

Б: пр…красный

В: пр…городный

Г: пр…обрести

А: пр…одолеть

Б: пр…землиться

В: пр…старелый

Г: пр…следовать

Задание №14. Впишите буквы (2 балла)

1-й команде 2-й команде


А


А


А

Н


К




И

К


А


А


А

Н

К




И

К


А


А


А

Н

К




И

К



А


А

Н

К




И

К


А


А

Н

К




И

К


А


А

Н

К




И

К

ОТВЕТ: барабан, сарафан, караван, банан, сазан, баран


ОТВЕТ: кортик, коврик, козлик, кролик, ключик



3-й команде. Если вы правильно впишите буквы, то получится наречие

О

Т



Д

А

ОТВЕТ:

Откуда

О

Т



Д

А


Отсюда

О

Т



Д

А


Оттуда



4-й команде. Впишите в четыре клетки (в каждую клетку по букве!) слово «ЛАСТОЧКА».






Л

А

С

.



Задание №15. Угадай фразеологизм и объясни его (1 балл)

На листах изображены рисунки к фразеологизмам:

водить за нос, носить на руках, с луны свалился, провалился на экзамене.

Задание №16. Отгадай загадку – пословицу (1 балл)

  1. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела в спине. (ЭГОИСТ)

  2. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. (САМОУВЕРЕННЫЙ)

  3. Ел, да устал, спал, да намаялся. (ЛЕНИВЫЙ)

  4. Язык без костей, что хочет то и лопочет. (БОЛТУН)

Задание №17. Скороговорки (2 балла)

Произнести четко и быстро скороговорки.

  1. 33 корабля лавировали, лавировали, так и не вылавировали.

  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  3. Клара украла у Карла кораллы.

  4. На дворе – трава, на траве – дрова.

Задание №18. Изобразить фразеологизм без слов. (4 балла)

Тянут билеты с фразеологизмами. Готовятся 3 минуты в команде. Затем изображают, а другие команды отгадывают (по 1 баллу)



Задание №19. (1 балл)

В презентации листы с рисунками-подсказками. Команды должны с помощью них ответить на вопрос: Как об этом говорят?

  1. Об очень большой тесноте в помещении.

  2. О полной тишине.

  3. О первых признаках появления чего-нибудь радостного.

  4. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину.

  5. Об удачливом, счастливом человеке.

  6. О состоянии тоски, тревоги.

  7. О том, к чему трудно придраться.

  8. О забывчивости, плохой памяти.

  9. О том, кто сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

  10. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.



Задание №20. Конкурс капитанов (4 балла) 3 минуты

Капитаны команд тянут карточки с заданием: дан отрывок стихотворения, высказывания, необходимо вставить пропущенные буквы и ответить на вопрос.

Задание №21. Заменить фразеологизм одним словом. (1 балл)

  1. Клевать носом (засыпать)

  2. На всех парусах (быстро)

  3. Не покладая рук (усердно)

  4. Надуть губы (обидеться)

  5. Спустя рукава (небрежно)

  6. В час по чайной ложке (медленно)

  7. Сесть в лужу (опозориться)

  8. Вставлять палки в колеса (мешать)

  9. Перемывать косточки (сплетничать)



Задания №22.

Выразительное чтение стихотворений наизусть любого автора или собственного сочинения.

  1. Подведение итогов. Определение команды — победителя.



Литература:

    1. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

    2. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов. Русский язык в школе, №5 1999

    3. Евлампиева Е. А. «Внеклассные мероприятия по русскому языку» Чебоксары: «КЛИО», 1999

    4. Афанасьева П. В. «Изучение орфографии с помощью компьютерной программы» Русский язык в школе, №5 2009

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: