Голактионова Лариса Викторовна,
МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1,
учитель русского языка и литературы
Методическая система
«Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
В системе обучения русский язык занимает ведущее место. Он является средством обучения другим предметам. В настоящее время перед лингвистическим образованием стоит много проблем, прежде всего связанных с высокими требованиями стандартов, ЕГЭ, вступительных экзаменов в ВУЗы (см.прил.№1, 2). Всё это происходит в то время, когда наряду с падением орфографической и пунктуационной грамотности у школьников снижается уровень речевой культуры. Особенно это наблюдается у учащихся сельской школы, в речи которых можно отметить следующие признаки: насыщенность диалектизмами, чрезмерное употребление сленговых выражений, бедный синтаксис, отсутствие оценочной, высокой лексики в речи, неумение создавать развёрнутое связное высказывание. Это объясняется отдалённостью села от культурных центров, условиями проживания и воспитания (большинство воспитываются родителями с низким речевым уровнем ), а так же недостаточно сформированной мотивацией учебной деятельности учащихся при изучении языковых средств. Одной из важнейших задач учителей- словесников считаю необходимость изменить отношение и учеников, и учителей к урокам русского языка, вернуть интерес к родной речи.
Работая в Кыштовской средней общеобразовательной школе 1 (см.прил.№ 3 ), где большинство учащихся со средним уровнем обучаемости , мною разработана технология «Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении языковых средств изобразительности», которая помогает в решении этих проблем (см.прил.№ 4, 5).
Цель технологии: создание условий для формирования мотивации учебной деятельности на уроках. В соответствии с этим ставлю следующие задачи:
-изучить опыт педагогов(Е.Н. Ильина, Ю.С. Меженко, А.К. Марковой, В.Э. Мильман, И. Якиманской);
-проанализировать результаты диагностики, разработать дидактический пакет;
-разработать рабочую программу, модели уроков;
-развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;
-повысить интерес учащихся к урокам русского языка через урочную и внеурочную деятельность;
-сформировать монологические умения, навыки творческого самовыражения;
-повысить речевую культуру и лингвистическую грамотность.
Данную технологию можно представить несколькими подсистемами (см прил.№6).
Ведущими идеями моего опыта являются:
-личностно-ориентированное обучение;
-идея гуманизации через содержание, через личностный подход к
ученику;
-ориентация на полную успеваемость всех учащихся;
-идея индивидуальности;
-идея обучения с увлечением
Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь на природные задатки недостаточно. Её надо специально формировать, развивать, стимулировать. Более всего использую два основных способа формирования у учащихся нужной мотивации:
1 способ: формирование познавательного интереса ( создание таких условий,
которые ведут к формированию нужной мотивации ).
2 способ: (мотивы долга и ответственности) связан с методами убеждения,
информирования примера.
Набирая детей в пятый класс, знакомлюсь с результатами диагностики направленности учебной мотивации, проводимой психологом школы, с целью выявления степени интереса к русскому языку как к предмету (по методике Т.Д. Дубовицкой), которое показало, что из 20 учащихся высокий интерес проявляют 45% детей, средний 35%, низкий 20% (см. прилож.№7).
Ставлю себе задачу повышения интересу к предмету и намечаю этапы формирования мотивации.
Изучаю нормативные документы ( программу, стандарт ). Определяю и уточняю требования к мотивации выпускников школы .
Выявляю возрастные возможности мотивации.
Изучаю индивидуальные особенности мотивации. Это позволяет дифференцировать обучение.
Анализирую причины снижения мотивации (несформированность самой мотивационной сферы, пробелы в знаниях, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость, низкий уровень усвоения знаний)
Начало и ход формирования мотивации.
Русский язык как учебный предмет обладает большими внутренними мотивационными ресурсами. Высокая мотивация учащихся к изучению предмета лежит в русле самой системы обучения, в особенностях самого учебного процесса. Содержание обучения строю как систему задач для учащихся, подвожу учеников к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, учебную деятельность организую как движение к способу действия и потом – результату. Вследствие этого у учеников возникает внутренняя мотивация к учению. При отборе содержания я придерживаюсь двух принципов:
Первый: каждая новая тема, каждое явление языка изучаю на примере текстов. На любой факт языка предлагаю взглянуть с точки зрения его функционирования в речи (см.прил.№ 8).
Второй: во всех заданиях и упражнениях, где это возможно, для анализа даю отрывки художественных текстов.
Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для ученика причину изучения грамматики, морфемики и других разделов программы. Дети видят, как изучаемое явление может выполнять функцию изобразительного средства.
В отношении каждой единицы, изучаемой в школе, вычленяю и конкретизирую план её усвоения.( Рассмотрим соотношение единиц, разделов школьного курса русского языка и разделы по работе с языковыми средствами изобразительности, прил.№9 ). Изобразительные средства языка представлены в каждом разделе. В нашей методической литературе менее всего разработаны эти темы. Поэтому ставлю себе задачу отобрать и использовать все существующие в методике и дидактике формы и методы обучения. Прежде всего намечаю этапы работы с языковым средством(см.прил.№ 10).
1.Обращение к жизненному опыту учащихся, актуализация впечатлений, наблюдений, образов.
2.Целенаправленное наблюдение над языковыми фактами.
3.Подведение к первоначальному выводу самих учащихся.
4.Уточнение, корректировка и запись определения.
5.Выделение существенных признаков.
6.Применение знаний в новых условиях, в новом материале.
7.Закрепление знаний в творческих упражнениях.
8.Использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения.
9.Углубление понятия в старших классах.
В зависимости от типа урока я стремлюсь формировать соответствующую мотивацию, учитывая, чтобы учащиеся были постоянно мотивированы к действиям: и вначале урока, и в ходе его, и в конце. Для этого использую необходимые приёмы мотивации ( см.прил.№11). Стараюсь чередовать виды работ (разнообразие тренировочных упражнений), различные виды деятельности (репродуктивные и творческие, устные и письменные, трудные и лёгкие). Таким образом, поддержание различных видов мотивации на отдельных этапах урока способствует внутренней связи между частями урока.
Воспитанию положительной мотивации способствует правильная организация урока. В каждом случае руководствуюсь целью помочь воспитаннику поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности. Обеспечение реализации целей обучения осуществляю через включение учащихся в продуманную систему традиционно и нетрадиционно построенных уроков (см. прил.№12): уроки-исследования, погружения, поиски, семинары; учебные проекты, уроки развития речи, уроки-коммуникации, творческие « мастерские» (появившийся в последние годы новый жанр- инновационная педагогическая технология «мастерская», см.прил.№13). Также в своей работе использую блочную, модульную формы организации учебного процесса, элементы проектирования и моделирования, т.к. стандарт по русскому языку и литературе предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, иформационно-коммуникативных умений.(см .прил.№14)).При подготовке к урокам учитываю все дидактические звенья обучения (см.прил.№15).Мною разработаны модели уроков по изучению средств художественной изобразительности(см.прл.№16). Каждое занятие стараюсь проводить, учитывая уровень обучаемости учащихся, использую индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные формы работы. Придерживаюсь основных педагогических принципов обучения (сотрудничества ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог, педагог-родитель, см.прил.№17). Структура подобных занятий предусматривает не менее 4 основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи),активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов).Главным критерием урока считаю включённость в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.
Одним из ведущих средств повышения мотивации учебной деятельности считаю оптимальное использование методов и приёмов обучения. Я в своей работе применяю методы по типологии М.Н. Скаткина и И.Я.Лернера, акцентируя внимание на проблемных . При выборе необходимого метода исхожу из степени трудности материала, а также уровня подготовленности учащихся (см.прил.№18) ).Разноуровневое обучение использую на различных этапах урока, особенно при выполнении домашнего задания. Очень важным методическим приёмом считаю создание проблемной ситуации. Именно этот приём вынуждает учащихся к применению других методов: анализа и синтеза, сопоставления, лингвистического эксперимента (см.прил.№19, 20). Все методические приёмы и формы работы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Немалую роль в моей технологии отвожу и средствам обучения, особенно применению ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), в том числе и компьютерных, которые позволяют формировать у учащихся различные «надучебные» личностные компетентности, усиливают интерес к обучению и повышают качество образования. Использую возможности сети Интернет и компьютерного программного обеспечения. За многие годы работы мною создан кабинет, в котором накоплен богатый материал по предмету: художественные тексты, учебники, таблицы, карточки, картины, раздаточный материал, блоки-схемы, графические конспекты ( см.прил.№ 21),образцы, различные справочники, словари, необходимая методическая литература. Кабинет оснащён современными техническими средствами, мультимедийными материалами. Весь материал систематизирован, что облегчает работу не только учителей, но и учащиеся без труда находят нужное им к уроку. Большее предпочтение при работе над языковыми средствами изобразительности отдаю созданию опорного конспекта (различного по содержанию), а также разрабатываю необходимые памятки для учащихся ( см.прил.№ 22).
Для развития мотивации, а также в целях углубления знаний, веду в 5-8 классах кружок «Риторика» (Т.А.Ладыженская), спецкурс «Русская словесность» (Р.И.Альбеткова), а в 9-11 классах факультатив «Лингвистический анализ текста». Участвуя в нововведениях школы, работая в предпрофильных и профильных классах, мною разработаны и ведутся элективные курсы: «Лексикология русского языка», «Развивайте дар речи», «Средства художественной изобразительности» (см.прил.№23). Особую роль на этих занятиях отвожу включению в самостоятельную работу старшеклассников (лабораторная работа, подготовка рефератов, рецензирование, использование различных лингвистических словарей и справочников, создание творческих проектов ) (см.прил.№ 24). Учащихся, проявляющих высокий интерес к языку, привлекаю к научно-исследовательской работе (см. прил.№ 25).
Управление учебно-познавательной деятельностью — это необходимая составная часть моей технологии. Организуя его, стараюсь сочетать формы устного и письменного, индивидуального и коллективного, текущего и итогового контроля. Из форм коллективного контроля практикую всевозможные виды письменных работ ( контрольные и лабораторные работы, рефераты, проекты, различные виды анализа текста, перфокарты, карточки контроля знаний ,олимпиады, экзамены и т.д.)(см.прил.26). Важное место в системе оценки учебных достижений учащихся занимают тесты( тематические и итоговые). Такой вид контроля помогает подготовить учащихся к ЕГЭ. Основной формой проверки учебных достижений учащихся считаю комплексный анализ текста, вопросы к которому подбираю разноуровневые. Создаются условия для осуществления дифференцированного подхода к учащимся. Все перечисленные формы контроля позволяют взять под постоянное наблюдение учёт знаний, умений и навыков учащихся, установить обратную связь. Деятельность учащихся корректирую с помощью индивидуальных заданий, дополнительных объяснений, вспомогательных примеров: карточек, алгоритмов. Мною отработан оценочно-диагностический инструментарий (см. прил.№27), стремлюсь создать такую базу педагогических измерений, которая бы объективно фиксировала тенденции развития ребёнка. Обеспечивая контроль, оцениваю не только результат, но- главным образом — процесс учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал. Привлекаю учеников к оценочной деятельности, стараюсь сформировать у них адекватную самооценку.
К сотрудничеству активно привлекаю родителей. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учу их объективно оценивать развитие ребёнка, сформированность мотивации его учебной деятельности, не игнорировать специальные возрастные нормы, учиться видеть индивидуально-ресурсную базу развития ученика, сотрудничать с педагогом, осваивать методы систематической помощи ребёнку.
В своей работе я отметила основные, наиболее перспективные направления моей педагогической деятельности. На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с детьми по формированию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности, показал следующее:
— повышение интереса учащихся к моему предмету через урочную и внеурочную деятельность (выбор элективных курсов, экзаменов (см. прил.№7,28 );
-повышение эмоциональной удовлетворённости детей (см.прил. №29 );
-повышение орфографической, пунктуационной, речевой грамотности ( рост качественной успеваемости, результаты экзаменов, олимпиад, 17человек закончили школу с медалью, см.прил.30);
-формирование мотивов долга, оценочных мотивов (см.прил.№ 31,32 );
-стремление ребёнка творчески проявить себя в различных видах коллективной деятельности (см.прил.№33 );
-формирование монологических умений, лингвистической культуры учащихся (см.прил.№34);
-формирование навыков творческого самовыражения ( участие в творческих конкурсах различных уровней, высокая результативность ) (см.прил.№34,35);
-поступление в ВУЗы и СУЗы(72 учащихся) ( НГУ и НГПУ ( филологические факультеты ),СибАГС, Уральская и Томская юридические академии, школа милиции), подтверждение школьных оценок при поступлении, см.прил.№36).
Изложенное позволяет сделать вывод о педагогической эффективности охарактеризованной мной технологии, которая проверена в реальной учебной деятельности (см.прил.№37, «Оценка педагогической методики»(ТРИЗ)). Полученные мною в ходе опытно-поисковой работы промежуточные и итоговые результаты неоднократно обсуждались на методических объединениях, конференциях, семинарах, педагогических советах (см.прил.№38). Опыт моей педагогической деятельности широко распространяется на школьном и районном уровнях (открытые уроки, мастер – классы). Учитель русского языка — это не только предметник, но и носитель изучаемого языка, поэтому я стараюсь постоянно совершенствовать свои знания по предмету, быть в постоянном творческом поиске. За последние три года участвовала в различных конкурсах педагогического мастерства: «Учитель года 2006» ( победитель районного и участник областного ), «Конкурс лучших учителей РФ»(Приоритетный национальный проект «Образование»,2006г., ,победитель), Всероссийский конкурс «БиблиОбраз-2007» ( см.прил39. ).За каким учителем пойдут ученики, какими личностными качествами должен обладать педагог, чтобы увлечь своим предметом,- вот что волнует меня сегодня (см.прил.№ 40 ).
Формируя мотивацию учебной деятельности, стараюсь не просто использовать новые приёмы и технологии обучения, но «работать» и на переориентацию сознания ученика: учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании.
Список использованной литературы:
Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. — 2002. — №3. –с. 105.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006.
Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
.
Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.
1993, №3. – С.31-38.
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17
-ресурс, размещение:https://www.edu.ru.)