«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу» Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

ГАОУ ДПО

«Институт развития образования»







Проектная работа:

«Мониторинг качества знаний

по русскому языку учащихся 8 класса

по разделу» Предложения с обращениями,

вводными словами и междометиями»





Работу выполнила:

Мингазова Ф.А.,учитель

русского языка и литературы

Черемшанской средней

общеобразовательной школы

Апастовского муниципального района

Республики Татарстан

Рецензент: О.В.Волкова,

доцент кафедры методики

преподавания русского языка

и литературы ГАОУ ДПО

«ИРО РТ», к.п.н.



Казань — 2010


1. Контрольный диктант с грамматическим заданием


Утро


Случалось ли вам встать однажды с постели раньше обыкновенного и встретить самое раннее утро не в доме, а где-нибудь у реки или в лесу? Значит, вам хорошо знакомо чувство ра(з, с)каяния, запоздалого сожаления, что все пред(ы, и)дущие утра (сколько тысяч их было) вы бе(з, с)заботно и бе(з, с)возвратно проспали. Проспали самое лучшее, что так просто и легко дарила вам жизнь.

Именно чувство ра(з, с)каяния я и должен отметить прежде всего, а потом уж восторг, и певучесть в душе, и легкость, и радость оттого, что вот это-то утро все-таки не пропало даром.

(В. Солоухин)


Задания.


  1. Прочитайте текст, соблюдая правильную интонацию.

  2. Укажите вводные слова и вводные конструкции. Какую роль они играют в тексте?

  3. Выпишите слова, раскрывая скобки. Объясните их написание.

  4. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
























2. Самостоятельная работа

I вариант

Задания.


  1. Составьте и запишите по два предложения со словами кажется, видно, возможно, чтобы в одном случае они были членами предложения, в другом –вводными словами.

  2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Друзья мои читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно развивают ум, помогают вырабатывать характер, формирует вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они без сомнения повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.

  1. Прочитайте стихотворение А. Кушнера. О какой роли вводных слов говорит поэт? Во всем ли вы согласны с ним?

Вводные слова

Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом

От них кружится голова, И радуюсь всему подряд.

Они мешают суть сберечь Меня. Как всех, не раз, не два

И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова,

И все ж удобны потому, И чаще прочих среди них

Что выдают легко другим, Слова «во-первых», «во-вторых»,

Как мы относимся к тому, Они, начав издалека,

О чем, смущаясь, говорим. Давали повод не спеша

Мне скажут «К счастью…» Собраться с мыслями, пока

И потом Не знаю, где была душа.

Пусть что угодно говорят,


  1. Напишите сочинение «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?»












II вариант.

Задания.


  1. Замените вводные слова вводными предложениями.

  1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. 2) Дождь, казалось, не только не утихает, но еще больше усиливается. 3) Ничто: ни холод, ни снег, ни ветер – не остановит их в пути.

  1. Составьте три предложения, включив в них вводные слова знаете ли, представьте себе, подумать только. Для какого стиля речи характерно употребление таких вводных слов?

  2. Списать предложения. В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

1)В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественный реки, бескрайние леса. 2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину. (Н.Рубцов.) 4) Допетровская Россия не знала «Светской» живописи. 5) Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев.)

4. Составьте диалог, употребляя обращения по данной ситуации: встретились два друга; они беседуют о пользе занятий в математическом кружке.

























3.Работа с текстом

Книга может быть оружием. Есть книги-бойцы, пробитые пулями. Есть книги, которые сжигали на кострах, но от пламени их костров не рассеивался, а, наоборот, сгущался мрак. Книга, которая может быть названа Книгой с большой буквы, которая несет прометеев огонь своего создателя и похожа на факел, без сомнения, мрак разгоняет, приближая час торжества разума.

(По С. Бэлзе.)


Задания.


  1. Озаглавьте текст.

  2. К какому стилю речи относится данный текст? Докажите.

  3. Найдите в тексте устойчивые сочетания. Что они означают?

  4. Подберите синонимы к слову создатель.

  5. Выпишите второе предложение, обозначьте в нем грамматическую основу.

  6. Выпишите слова с изученными орфограммами и назовите их.




















  1. Вариативная (разноуровневая ) работа по карточкам


Карточка №1

1. Скажите, где выделенные слова являются вводными. Поставьте знаки препинания. Разберите по членам предложения, в которых выделенные слова не являются вводными.

  1. Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев. (И..Тургенев.) 2) Звание литератора всегда казалось для меня самым завидным. (А.С.Пушкин.) 3) В этом лесу должно быть много ежевики и других ягод. 4) Должно быть я сбился с пути и попал в самую чащу леса. (В.Арсеньев.) 5) Ты видно ветеринар а не доктор. (М.Шолохов.) 6) Солнце еще не было видно.

2. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу обращения.

1)Овладевайте наукой … обогащайтесь знаниями. 2) … любите и уважайте труд – источник радости. 3) Старайтесь быть всегда первыми в учебе и труде … . 4) Великое счастье … приносить пользу Родине.


3. Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.

Укажите значения вводных конструкций.

Определите стилистическую функцию вводных конструкций.

«Ну, можете представить себе эдакой какой(нибудь), то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной так сказать нет в мире. Вдруг перед ним свет так сказать некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой(нибудь) эдакой, можете представить себе Невский проспект, или там, знаете какая(нибудь) Гороховая, черт воз..ми! или там эдакая какая(нибудь) Литейная; там шпиц эдакой какой(нибудь) в воздухе; мосты там висят эдаким чертом можете представить себе безо всякого, то есть, прик..сновения – словом Семирамида, сударь, да и полно!»


4.Какую книгу вы любите и почему? В своем рассуждении используйте вводные слова и вводные предложения.



Карточка №2

1.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните вводные слова. Определите их значение.

1) Книги как известно издавна почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению сейчас ее следы потеряны. Может быть когда-нибудь она будет найдена.

2) По мнению Николая Рериха отсутствие книг в доме – красноречивое свидетельство пустоты сердца и духа. На Востоке, писал он, самым благовидным подарком считается книга.


2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1) Школьники знакомятся с различными достижениями науки и техники. 2) Юноши и девушки задают вопросы, узнают новое, интересное в науке. 3) Ребята стремятся к глубокому изучению техники, так как это поможет выбору будущей профессии.


3.Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.

Укажите значения вводных конструкций.

Определите стилистическую функцию вводных конструкций.

Однажды и(с,сс)ледуя низовья реки Имана в Уссурийском крае я нашел гнездо болотной совы. Это гнездо к моему удивлению помещалось на маленькой, н..чем не защище(н,нн)ой кочке. Насколько я помню в гнезде лежали шесть беспомощных совят видимо таких же обжор, как и птенц.. горихвосток.

К такому предпол..жению я пришел конечно не случайно. Большинство сов ведут ночной образ жизни, однако родители найде(н,нн)ых мною совят охотились за мышами как мне удалось убедит..ся позднее и ночью и днем.

Очевидно сильно подросшие совята нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, что(бы) поймать нужное ко(л,лл)ичество грызунов.


  1. Составьте рассказ о просмотренном вами кинофильме, используя вводные слова и сочетания слов.



Карточка №3


  1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

  1. Я ближнего люблю, но ты природа-мать для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков) 2) Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов.) 3) Приди ко мне любезный друг. (М.Лермонтов..) 4) Ты не пой соловей под моим окном. (А.Кольцов) 5) Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружи. (С.Есенин.) 6) А я остаюся с тобою родная моя сторона. (М.Исаковский.)

  1. Составьте по два предложения с каждым из следующих слов, чтобы в одном это были вводные слова, а других – члены предложения.

Образец. Эта задача кажется мне легкой.. Эту задачу, кажется, я

решу быстро.

Говорят, действительно, может быть, верно, напротив.

3.Спишите, расставляя знаки препинания, объясняя написание слов с орфограммами.

Укажите значения вводных конструкций.

Определите стилистическую функцию вводных конструкций

Купечество да гражданство меня смущает. Говорят я им солоно приш..лся, а я вот ей-богу если и взял с иного, то право без всякой (не)нависти. … Зачем же в самом деле к нам ревизор? Послушайте Иван Кузьмич нельзя ли вам для общей нашей пользы всякое письмо, которое пр..бывает к вам в почтовую контору, входящее и и..ходящее знаете этак немножко ра..печатать и прочитать: не содерж..т..ся ли в нем какого(нибудь) донесения или просто переписки. Если же нет, то можно опять запечатать; впрочем можно даже и так отдать письмо, распечата(н,нн)ое.


4.Напишите письмо кому-нибудь из родных или товарищей, используя обращения.



































5.Тестовые задания


Тест №1


1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

На дворе не было (1) видно (2) ни зги.

Видно (3) еще письмо не дошло по адресу.

1) 3

2)1,2,3

3)1,2

4) 1,3

2. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Поезд мчал меня (1) к счастью.

Станция (2) к счастью (3) была недалеко.

    1. 1,2,3

    2. 2,3

    3. 1

    4. 1,3


  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Как (1) по-вашему (2) все получилось не так уж плохо? Он все сделал (3) по вашему (4) указанию.

    1. 1,2

    2. 1,2,3,4

    3. 3,4

    4. 1,3,4

  1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

В этот вечер шел сильный дождь (1) и дышалось особенно легко.

1) сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая

3) простое предложении с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4) сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна


Тест № 2

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я (1) знаете (2) не пойду туда.

Вы это (3) знаете?

  1. 1,2,3

  2. 3

  3. 1,2

  4. 1,3


  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Друзья (1) прекрасен наш союз.

Земля родная (2) о тебе и сны, и думы наши.

Здравствуй (3) красавица Волга.

  1. 1,2,3

  2. 1,3

  3. 3

  4. 2,3


  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Очевидно (1) сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.

Впрочем (2) писательство имеет и свои хорошие стороны.

Это все (3) очевидно.

  1. 1,2,3

  2. 1,2

  3. 1,3

  4. 2,3

  1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Решение Лизы сняло с его сердца камень (1) и весь дом сразу ожил.

  1. сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая

  2. простое предложение с однородными членами, перед союзом И ставится запятая.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

  4. Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна


Тест №3


1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?


К несчастью его (1) никто (2) конечно (3) не остался равнодушным.

К несчастью (4) проливные дожди продолжали затапливать поле.

1) 2,3,4

2) 1,2,3,4

3) 1,4

4) 2,3


2. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?


По всей видимости (1) случилось что-то из ряда вон выходящее.

В-пятых (2) и в-последних (3) проект вообще не отвечает своему назначению.

1) 1,2,3

2) 1,3

3) 2,3

4) 1,2


3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Матвей Лезинский (1) разумеется (2) не знал еще (3) к своему несчастью (4) местных обычаев.

Я (5) вряд ли (6) успею вернуться.

1) 1,2,3,4

2) 1,2,3,4,5,6

3) 3,4,5,6

4) 3,4,5


4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Они плохо переносят изматывающую жару (1) и работа движется очень медленно.

  1. предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая

  2. предложение простое, осложненное однородными членами, поэтому перед союзом И нужна запятая.

  3. Предложение сложное, сложносочиненное, есть общий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится

  4. Предложение простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна




Ключи:


Тест №1 : 1(1); 2(2); 3(1); 4(4).

Тест №2; 1(3); 2(1); 3(2);4(1).

Тест №3: 1(1); 2(1); 3(1); 4(1).














  1. Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы


Задания на умения и навыки

Примеры

Выпишите из изученных художественных произведений предложения с обращениями (6 предложений)

Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А.Пушкин)

Подберите текст, в котором встретились бы вводные слова или вводные конструкции


Выпишите из изученных произведений предложения, в котором имеются вводные слова или вводные конструкции

Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно.(И Тургенев.)

Прочитайте предложения. Найдите в них обращения. Какое место они занимают в предложении?

Опять я ваш, о юные друзья!

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы и долго, долго помнить буду твой гул в вечерние часы.

Последняя туча рассеянной бури, одна ты несешься по ясной лазури. (А.Пушкин)



















Использованная литература:


1. Русский язык: учеб. для 8 кл.тат.ср. общеобразоват. школы

/Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова,Г.Х.Хамзина и др. – Издательство «Магариф», 2007.

2. И.В.Текучев.Контрольные и проверочные работы.8 класс.- М.: «Экзамен», 2003.

3. Диктанты и изложения. 5-8 кл. /Л.Н.Ситникова. –Волгоград, «Учитель», 2008.

4.Сборник диктантов : /Ф.Ю.Ахмадуллина, Л.И.Коновалова, Ф.С.Камалова и др. . – Казань, « Магариф» 1997.

5. ЕГЭ 2010. Русский язык: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова и др. – М.: Эксмо, 2009.








Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Письмо слов, предложений с изученными буквами"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: