«Не только думать словами, но и думать о словах…» (урок-исследование) 5 класс

13


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

г.Калининска Саратовской области»









Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Не только думать словами,

но и думать о словах…»

(урок-исследование)





подготовила

учитель русского языка и литературы

Храпкова Ольга Владимировна











г. Калининск — 2011




Тема: «Не только думать словами, но и думать о словах…» (урок-исследование)


Цель:

  • показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;

  • дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему;

  • повторить и закрепить знания учащихся о справочной литературе;

  • совершенствовать навыки работы со словарями;

  • развивать устную речь обучающихся;

  • развивать интерес к знаниям;

  • воспитывать интерес к книге, к слову.

Оборудование:

  • словари;

  • карточки с текстом;

  • рисунки ребят.


Лексическая работа

  • Языкознание — наука о языке, лингвистика.

  • Лексикология — раздел языкознания, изучающий лексику.

  • Лексика – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Её интересует лексическое значение, смысл слова. Лексика рассматривает исторические изменения, происходящие в словарном составе языка, изучает слова с точки зрения их происхождения и употребления.

  • Лексическое значение словазакрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

  • Лексикография — раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей

  • Лексикограф — специалист по лексикографии.

  • Орфография — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи

  • Орфографический словарь – словарь, в котором даны правильные написания слов.

  • Толковый словарь – словарь, содержащий в себе толкования каждого слова, значения.

  • Этимология — раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

  • Этимологический словарь — словарь, содержащий в себе происхождение того или иного слова или выражения.

  • Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования производных слов и их строение.

  • Эпитет — в поэтике: образное, художественное определение.

  • Фразеологизмы – в языкознании: устойчивое выражение с самостоятельным значением.

  • Синоним — в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением.

  • Антоним — в языкознании: слово, противоположное по значению другому слову.









Как прекрасно слово само по себе!

В.Солоухин

ХОД УРОКА

1.Организационный момент, приветствие.

2. Поэтическая минутка (Звучит музыка Шостаковича «Душа»)


Владимир Солоухин


Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Подумай, как бы им не ранить

ТОГО, КТО слушает тебя.


Каким же должно быть наше слово?

Оно не должно быть злым, осуждающим Ничего нельзя говорить с целью уязвить ближнего. Если не спрашивают, не говори, не торопись с ответом, но и не скупись на добрые, ласковые слова.


3. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы


Учитель


  1. Ребята, скажите, а есть ли у вас любимая книга? …вид спорта? …цвет? …певец? …песня? (Учащиеся называют то, что они любят.).

  2. Есть ли у вас любимое слово? Назовите его.


— Какой вывод мы можем сделать?

Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое нами и не любимое. Все, даже слова. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к ним, воспринимаем слова как нечто естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам потому, что мы ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов.

Учитель.

Слово – единое целое. А раз так, то почему бы не рассматривать слово в единстве его различных характеристик? Цель подобной работы совпадает с целевой установкой Л.Успенского, который в книге «Слово о словах» писал, что радость и удача его работы заключается в том, чтобы не только «думать словами», но и «думать о словах».


— Итак, тема нашего урока «не только думать словами, но и думать о словах..».

Откройте тетради, запишите дату, тему урока и эпиграф, к нему мы вернёмся в конце урока.

Цель урока: показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;

дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему.


Библиотекарь

— Ребята, вы любите читать словари? Часто ли обращаетесь к ним? Уверена, что многие из вас дадут отрицательные ответы или зададут встречный вопрос: “А что может быть интересного в словарях, чтобы их читать?”

Действительно, словарь — это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа — творца языка.

Это действительно прекрасно – узнавать новые слова. Однако в огромном море слов можно и “утонуть”. Поэтому нам нужна хорошая опора – плот, чтобы держаться на плаву. Вот такой основой в море слов является справочная литература – те книги, которые нам разъясняют смысл слов и новых понятий, их значение, историю и правильное написание. Сегодня мы познакомимся с различными видами словарей, посмотрим, как строится словарная статья, выясним значение словарей в жизни человека.


  1. Работа по теме урока


Учитель

— Сегодня мы познакомимся поближе с одним из слов, которое для нас является дорогим и близким. Это слово… ДОРОГА. Представим его себе. Как вы думаете, слово, которое звучит как [дAрогъ], – какое оно: мягкое или твердое?.. легкое или тяжелое?.. мужественное или женственное?.. угловатое или округлое?.. темное или светлое?.. звонкое или приглушенное?.. храброе или трусливое? (Ответы ребят)


— Итак, большинство считает, что говорить мы будем о слове достаточно твердом, тяжелом и мужественном, угловатом и темном, звонком и храбром. Это слово – дорога.



— Перед вами будущий текст. Почему будущий, потому что в том варианте, в котором он существует, его нельзя назвать текстом. Что для этого необходимо сделать? (Восстановить последовательность предложений в тексте).

В необычном городе (неисправленный текст)

Текст (карточки)

2. Я подошел и спросил: “Уважаемое слово, кто вас обидел?”

5. Мне так жаль стало бедные слова, что я решил никогда не обижать их, но пока это мне не всегда удается.

1.Однажды я попал в страну без Орфографии. Смотрю: идет слово, грустное и обиженное, все неправильно исправленное и перечеркнутое.

4. Я пригляделся и с трудом разобрал корявые буквы: ДАРОГА.

3. А оно в ответ: “Разве ты не знаешь, в какой город попал? Это ведь страшный для слов Безорфографинск. Здесь не любят и обижают слова, ведь это город двоечников”. – “Но почему вы не переедете в другой город, где вас не будут обижать?” — удивился я. А слово грустно ответило: “Мне ничего не поможет, потому что я – словарное слово, меня везде найдут и изуродуют. Вот идет слово ДАРОГА, посмотри, что с ним сделали!”


Чтение исправленного текста

  • Как нужно относиться к словам?

  • Всегда ли мы правильно пишем слова, знаем их значения? А если мы чего-то не знаем, мы обращаемся … к словарям.

Библиотекарь

— Поэтому наш урок сегодня и посвящён словарям, именно они являются путеводителями в мире слов. Очень точное определение словарю дал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!”

Скажите, пожалуйста, какие словари вы знаете? (ответы детей).


В мире словарей

I. Работа с орфографическим словарём


— Необходимо не только уметь работать со словарём, но и использовать его в работе. Словарей много, и задачи у них разные. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Мы с вами сегодня — исследователи, с помощью словарей будем изучать слова, получать новые сведения о них.

Итак, слово ДОРОГА — словарное слово. Что это значит? (правописание слова нужно запоминать, сверяться с орфографическим словарём)

— Что это за словарь? (ответы детей)

— Давайте найдём наше слово в орфографическом словаре. Кто объяснит, как это сделать?(ответы детей)

II. Работа с толковым словарём.

Учитель

— Мы выяснили, как правильно написать это слово. А сейчас мы обратимся с вами к толковому словарю. Толковать – значит объяснять значение чего-либо.

— Что это за словарь? (ответы детей)

Но вначале особые слова хочется сказать о первом создателе толкового словаря В.И. Дале. Что вы знаете о нём?

Сообщение ученика

Владимир Иванович Даль (1801-72). Этот талантливый человек был и врачом, и моряком. Не был языковедом, но стал им по призванию, так как любил родной язык, умел вслушиваться в живую народную речь. Путешествуя по миру, по России, он записывал незнакомые слова и их значение, а затем все свои записи объединил и систематизировал.

Прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов, составивший 4х томный «Толковый словарь живого великорусского языка». Первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля вышло в 1863-1866 гг. Даль оставил в наследство потомкам замечательный словарь «Пословицы русского языка».


Библиотекарь

Жизнь не стоит на месте какие-то слова исчезают, появляются новые, поэтому сейчас чаще пользуются словарём Сергея Ивановича Ожегова, русского лингвиста, т.е.учёного который изучает язык, в нашем случае — русский язык.

— Как пользоваться этим словарём?

Какие сведения о слове мы можем узнать, используя толковый словарь? (ответы)


Заглянем в толковый словарь


Сообщение ученика

Способ подачи материала. Значение слова в словаре раскрывается с помощью краткого определения. Если значений несколько, то они даются под порядковыми номерами. Обязательно приводятся примеры употребления слова в каждом значении.

Особые приметы. Слово имеет пометы, характеризующие его с точки зрения употребления (книжн. – книжное, высок. – высокое, офиц. – официальное, прост. – просторечное и т.д.). Указываются особенности его произношения и ударения. Даются его основные грамматические показатели.


Учитель


  • Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначными.)

— Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте. Давайте определим, в каких значениях употребляется слово ДОРОГА в следующем стихотворении и запишем в тетрадь.


Выразительное чтение стихотворения.



Владимир Островой


Подумайте только.

Как много

Значений у слова ДОРОГА

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанный в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…


Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!»

Подумайте только, как много

Значений у слова ДОРОГА.

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.


— Итак, в каких значениях употребляется слово ДОРОГА (Проверка задания)

-Какая дорога самая романтичная, по вашему мнению? (звёздная)

-Так давайте с вами и побываем на звёздных дорогах…


Физминутка для глаз


III. Работа с этимологическим словарём.


Библиотекарь.

— Как же появилось слово ДОРОГА? Откуда оно к нам пришло? Об этом мы с вами узнаем, познакомившись с очень интересным словарём, который рассказывает о происхождении слова. Это этимологический словарь. Он рассказывает о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веков. Читая словарь, мы узнаем, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт.

— Итак, слово ДОРОГА. Проведите исследование, основанное на сопоставлении языковых фактов.

— Сделайте вывод, с каким словом, по вашему мнению, следует сопоставлять слово ДОРОГА, какое из данных слов было далеким «прародителем» сегодняшней дороги. (Ученики высказывают свое мнение, учитель подводит итог исследованию.)


УЧАЩИЙСЯ. Л.Успенский в книге «Слово о словах» отмечает, что слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и до сих пор в некоторых славянских языках. «Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по “дорам” – лесистым просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – дороги».


УЧАЩИЙСЯ. А В.Волина в книге «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь» отмечает, что дорогой мог быть назван проход, выкорчеванный в лесу, просека, расчистка (где выкорчеваны, выдраны деревья) или же просто лесная тропа.


— Какой же вывод мы можем сделать?

Каждое из этих слов могло стать прародителем современного слова ДОРОГА, т.к. имеют они одинаковый смысл, но применялись в разных местностях.


  1. Работа со словообразовательным словарём.


Учитель

— У слова ДОРОГА, как и у многих других слов, есть родственники. Только у них разные приставки, суффиксы, но обязательно один… корень. Посмотрим, из каких же частей они могут состоять.

— Подберите однокоренные слова к существительному ДОРОГА и разберите их по морфемам. (Дорога – дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье, дорожник и т.д.)


Библиотекарь

Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в чем-то сходны. Как в семье: дети в чем-то повторяют своих родителей, но во многом они другие. И эту работу по поиску однокоренных слов нам облегчает словообразовательный словарь.


Способ подачи материала. Словарь построен в алфавитном порядке. В данном словаре приведены очень подробные сведения о том, каким образом появлялись и появляются новые слова в русском языке. Так же автор словаря показывает какими словообразовательными способами это осуществляется. Очень полезная в школе вещь, поскольку не всегда осознаёшь, какие слова могут оказаться родственными или каким образом они появились на свет. Используя этот словарь, можно безошибочно разобрать слова по составу, образовать множество новых однокоренных слов.


Давайте присмотримся повнимательнее хотя бы к некоторым словам из большого семейства «родственников» слова ДОРОГА. Перечислим их значения.


Давайте вновь заглянем в «Словарь…» Даля и посмотрим значения некоторых из этих слов.

Это интересно


Учащийся

Дорожникв совр. русск. яз. – специалист по строительству дорог, городских улиц; раньше (см. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) – дорожный дневник, который ведут в пути; гостинец, привозимый с дороги; плотницкий инструмент – рубанок.

Учащийся

Подорожник – сорная луговая, обычно придорожная трава; пирожок, закуска, взятая в дорогу (разг.); в словаре В.И. Даля: печенье, выпеченное перед отъездом кого-либо из дому; хлебное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места; подорожные грабители, разбойники.


Библиотекарь

Поскольку многие значения слова вышли из обихода, сейчас мы можем сказать: столичные дорожники, городские дорожники. Раньше, используя различные значения слова, можно было построить такие словосочетания: исписанный до корочки дорожник, записи в дорожнике, черствый дорожник, плотницкий дорожник, острый дорожник. А это означает, что с потерей даже одного значения слова уходит в небытие целый мир, и это невосполнимая утрата для языка.


VI. Работа c фразеологическим словарём


Библиотекарь

— В русском языке есть необычные сочетания слов, которые мы называем устойчивыми. Как они называются? (фразеологизмы).


— Очень много устойчивых сочетаний собрано во фразеологическом словаре.


Учащийся

Способ построения статьи. Словарь построен в алфавитном порядке. Словарная статья включает в себя заголовок, грамматические и стилистические пометы, справочную часть.

Особые приметы. Приводятся фразеологизмы, наиболее часто используемые в устной речи и художественной, а также научно-популярной литературе.


— Давайте вспомним такие выражения, в которых употребляется слово дорога.


Фразеологические обороты

  • стать (встать, стоять) поперек дороги;

  • проторить (найти) дорогу;

  • счастливой дороги;

  • присядем на дорогу (дорожку);

  • сойтись на дороге;

  • на дороге не валяется;

  • туда ему и дорога;

  • перейти (перебежать) дорогу;

  • открыть дорогу;

  • идти своей дорогой и т.д.


— Объясните смысл наиболее понравившихся.


VII. Работа со словарём синонимов


Учитель

Слова могут избирательно «относиться» друг к другу. Они также могут дружить и ненавидеть.

— Как называются слова, которые дружат?

Синонимы, потому что – это слова, близкие по смыслу. Они обозначают схожие признаки, действия или предметы. Синонимы объединяются в синонимические ряды.


— Подберите к слову ДОРОГА синонимы.


Учащийся

Способ подачи материала. Словарь построен в алфавитном порядке. Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений.


— Для чего необходим словарь синонимов?

Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. Конечно, мы не хотим, чтобы наша речь была угловатой и неприятной для слуха, чтобы в ней постоянно повторялись одни и те же слова. В этом нам поможет словарь синонимов. А еще он очень полезен обучающимся и всем, кто занимается литературной деятельностью



VIII. Работа со словарём антонимов.


— Подберите к слову ДОРОГА антоним.


Способ подачи материала. Словарь построен в алфавитном порядке. В словаре помещены широкоупотребительные в современном русском языке антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях раскрываются значения антонимов, приводятся сведения об антонимической синонимике, гнездах антонимов, а также примеры из произведений художественной литературы, иллюстрирующие употребление антонимов. Словарь поможет учащимся овладеть выразительными средствами русского языка.

V. Работа со словарём эпитетов


Библиотекарь

— Давайте поиграем, пусть каждый из вас представит перед собой дорогу и подберёт к этому слову в течение минуты как можно больше эпитетов.

дорога – хорошая, плохая, новая, старая, широкая, узкая, прямая, ровная, извилистая, гладкая, ухабистая, мокрая, мощеная, асфальтированная, бетонная, проселочная, окружная, горная и т.д.

Учитель

— Проверим задание. А вот в словаре к слову дорога записано 202 эпитета.


-Какую роль выполняют эпитеты?

Эпитеты играют важную роль в любом тексте, будь то роман, научный доклад или школьное сочинение. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывания более точными, подчеркивает индивидуальный признак предмета или явления.

  1. Итог урока

Библиотекарь


— Подведём итог. С какими словарями мы сегодня работали?

— Каково значение словарей?

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи.

Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения.

Словари расширяют наше познание языка, способствуют развитию речи, логического мышления.

Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека.

Помощь, которую они нам оказывают при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики и химии и др. наук, мы, несомненно, оценим. А школьная дружба со словарями сохранится у нас на всю жизнь.


Учитель


— Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы объясните смысл высказывания?

— Мне, как и еще многим миллионам людей, повезло называть своим родным языком русский. В детстве мне очень нравилось плясать под мамину «Калинку-малинку», представляя себе яркую ягодку с дрожащей на ней дождевой каплей и, даже, как будто ощущая ее вкус на кончике языка.

— А как же хотелось поскорее вырасти и стать похожей на пушкинскую царевну-Лебедь, ту, которая «…сама-то величава, выступает, будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит»!

— В школе меня очаровал язык произведений Николая Васильевича Гоголя, такой образный и сочный, ласкающий слух. И навсегда запомнились слова великого писателя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

— В русском языке сложная грамматика, но он очень красив. Сколько красивых и мудрых слов родились в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы и языка! Пушкин, Лермонтов, Фет, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин… Этот перечень не имеет конца…


— Языку учат не только на уроках литературы и русского языка. Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному, и в этом нам помогают СЛОВАРИ.

Заключительное слово библиотекаря

— Исчерпаны ли все виды работы со словарями на сегодняшнем уроке? Конечно, нет. Это только начало пути в мир словарей, в океан слов, собранных в них.

Необходимо пользоваться словарями и не только в школе, но и тогда, когда вы станете взрослыми Эти словари, о которых мы сегодня говорили, применяются чаще других, но есть еще словари, которые применяются людьми определённых профессий словарь математических терминов, словарь юного биолога, словарь журналиста и др.

Если вы научитесь работать с этими словарями, то сможете работать и с остальными.



Заключительное слово учителя.

— Задумайтесь, как много человек получает уже при рождении: маму и папу, которые будут просто любить его всю свою жизнь; «малую родину», любовь к которой он сам понесет через годы в своем сердце; родной язык, на котором ему скажут первые в жизни слова: «Здравствуй, малыш!». Мама станет петь ему на этом языке самые ласковые колыбельные песни и рассказывать добрые сказки. Малыш подрастет и произнесет свое самое первое в жизни слово на родном языке, заставив родителей весело спорить о том, что же он сказал: «мама» или «папа». А потом он нарисует на листочке странное существо и старательно выведет под ним первые каракули — свое имя. Так он будет расти, набираться ума-разума и учиться любить и понимать свой родной язык. И нужно научить его не только «думать словами, но и думать о словах».

Домашнее задание

Творческая работа «Хочу рассказать о слове…»

  • Слово, которое меня удивило (поразило, окрылило и т.п.).

  • Как мне открылась тайна слова.

  • Слово и словари.

  • Энциклопедия одного слова.

  • Может быть дано задание, выполняемое по желанию: нарисовать свой образ слова ДОРОГА.

  • Составьте (по рядам) словарные статьи о словах:

1-й ряд – школа;
2-й ряд – урок;
3-й ряд – учитель.

  • Составьте свои словарики лесных, полевых или снежных слов.


Рефлексия урока.

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

  • Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать …

    • Мне больше всего удалось …

    • Я могу себя похвалить за…

    • Я могу похвалить одноклассников за…

    • Меня удивило…

    • Для меня было открытием то, что …

    • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

    • На будущее я учту…


Комментирование оценок.

Спасибо за сотрудничество







Список использованной литературы


1. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. С. 31.

2. Белов В.И. Длиною в жизнь. Повести, рассказы, очерки. Кишинев, 1984.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989.

4. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. М.: Просвещение, 1989.

5. Славиньский Я. К теории поэтического языка // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 270.

6. Солоухин В.В. Камешки на ладони. М.: Сов. Россия, 1977. С. 157.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.Соловейчик, 6-е изд. М.: Политиздат, 1988. С. 90.

8. Толстой Н.И. И.И. Срезневский-диалектолог // Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. 1981. Вып. 573. С. 3.











Свежие документы:  Россия в современном мире, 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: