Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных (конспект урока русского языка с использованием ИКТ) 6 класс



Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 406

ВОУО ДО города Москвы









Конспект урока русского языка
в 6 классе


Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Манаева Ольга Вячеславовна









Москва 2014

Тип урока: комбинированный.



Цели урока:

  1. сформировать навык написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;

  2. способствовать развитию речи, логического мышления и умения обобщать изученный материал;

  3. воспитывать интерес к изучению русского языка.





Оборудование:

    • таблицы – схемы о правописании н, нн в суффиксах причастий и прилагательных,

    • карточки с рецептами блюд,

    • перфокарты,

    • компьютерная презентация по теме.



ХОД УРОКА



  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Оформление тетрадей. Запись темы.



  1. Проверка домашнего задания.

Упражнение 109. Учащиеся «по цепочке» разбирают предложения домашнего задания, объясняют постановку знаков препинания при причастных оборотах. В это время два ученика выполняют на доске морфологический разбор причастий (завязанных, свисавших).



  1. Работа с перфокартой.

Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных ( работа с таблицей-схемой, вывешенной на магнитной доске).

После того как учащиеся под руководством учителя повторят правило, они приступают к выполнению задания.



длинная дорога

ветреный день

серебряная посуда

государственный план

вещь ценна

мужественный поступок

нежданный гость

земляной вал

торжественный день

травяной покров

ястребиный клюв

барабанная дробь

песчаный берег

пчелиное гнездо

овсяное поле

глиняный сосуд

стеклянная рама

башенный кран

старинная вещь

картинная галерея

кожаная сумка

оловянные солдатики

утиный крик

деревянные кони

безветренное утро

подлинный экземпляр

лунная ночь



  1. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей – схемой, вывешенной на магнитной доске.

Учащиеся под руководством учителя разбирают правило написания н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, опираясь на алгоритм, представленный в таблице.



-н-

-нн-

1) нет приставки

1) есть приставки, кроме не-

2) нет зависимых слов

2) есть зависимые слова

3) слово образовано от гл. несов. вида

3) слово образовано от гл. сов. вида

4) в кратких страдательных причастиях

4) слово оканчивается на –ованный, -ёванный





  1. Первичное закрепление материала.



а) Задание: от данных глаголов образовать прилагательные, а затем причастия двумя способами: с помощью приставки и с помощью зависимых слов (на доске дан образец выполнения задания):

грузить – гружёный, выгруженный, гружённый тюками.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.



Печь, морозить, кипятить, солить, пугать, купить, студить, дать, встретить.



(По ходу выполнения задания ученик графически выделяет изучаемую орфограмму).



б) А теперь давайте отправимся в ресторан «Сладкая жизнь» и узнаем, как готовятся изыски кулинарного искусства: торты и пирожные.

Класс делится на три группы (по рядам ). Каждой группе выдаётся карточка с рецептом.

Задание: вставьте пропущенные буквы, графически объясните изучаемую орфограмму.

1 вариант. Клубника со сливками.



Способ приготовления.

Выраще…ую собстве…ыми руками клубнику помыть и очистить от зеле…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую в магазине, а также не подойдет для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлажде…ым.





2 вариант. Фруктовый салат.



Способ приготовления.

Очище…ые, нареза…ые кубиками консервирова…ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезе…ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Все это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.





3 вариант. Торт «Трюфель».

Способ приготовления.

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом, поставить у окна на освеще…ое солнцем место. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами и оформле… в виде плете…ой корзинки.

После выполнения задания представитель от каждой группы объясняет написание слов с пропущенными буквами, а остальные члены группы дополняют или исправляют его ответ. После ответа каждой группы на экран проецируется слайд презентации со вставленными буквами (слайд № 1 – 1 вариант, слайд №2 – 2 вариант, слайд №3 – 3 вариант).



в) Работа с текстом.

Коллективное составление меню. Через несколько минут состоится открытие ресторана, а повар не знает, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Давайте поможем повару восстановить текст.

Под диктовку учителя ученики записывают предложения (один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях). В предложениях находятся слова с изучаемой орфограммой, графически объясняется их написание.



Меню.

  1. Салат из белокоча…ой маринова..ой капусты с фруктами.

  2. Закуска из пече…ого или туше…ого птичьего мяса.

  3. Яйца, фарширова…ые сельдью.

  4. Капуста острая, моче…ая по-китайски.

  5. Клюкве…ый суп с ма…ыми клецками.

  6. Кукуруза, жаре…ая с луком.

  7. Рулеты из рыбного филе, отваре…ые с укропом.

После выполнения задания ученик еще раз формулирует правило написания н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

  1. Подведение итогов урока.



Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке.



  1. Домашнее задание.



Составить и записать рецепт своего любимого блюда, чтобы в нем встречались слова с изученной орфограммой; орфограмму № 52 записать в Дежурную тетрадь и выучить, подготовиться к орфографической диктовке.















Список использованной литературы


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2008 г.;

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.;

  3. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка ( 5 – 8 класс). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г.;

  4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2009 г.





Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Однородные члены предложения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: