Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 406
ВОУО ДО города Москвы
Конспект урока русского языка
в 6 классе
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Манаева Ольга Вячеславовна
Москва 2014
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
сформировать навык написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
способствовать развитию речи, логического мышления и умения обобщать изученный материал;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
таблицы – схемы о правописании н, нн в суффиксах причастий и прилагательных,
карточки с рецептами блюд,
перфокарты,
компьютерная презентация по теме.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Оформление тетрадей. Запись темы.
Проверка домашнего задания.
Упражнение 109. Учащиеся «по цепочке» разбирают предложения домашнего задания, объясняют постановку знаков препинания при причастных оборотах. В это время два ученика выполняют на доске морфологический разбор причастий (завязанных, свисавших).
Работа с перфокартой.
Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных ( работа с таблицей-схемой, вывешенной на магнитной доске).
После того как учащиеся под руководством учителя повторят правило, они приступают к выполнению задания.
ветреный день | серебряная посуда | |
государственный план | вещь ценна | мужественный поступок |
нежданный гость | земляной вал | торжественный день |
травяной покров | ястребиный клюв | барабанная дробь |
песчаный берег | пчелиное гнездо | овсяное поле |
глиняный сосуд | стеклянная рама | башенный кран |
старинная вещь | картинная галерея | кожаная сумка |
оловянные солдатики | утиный крик | деревянные кони |
безветренное утро | подлинный экземпляр | лунная ночь |
Объяснение нового материала.
Работа с таблицей – схемой, вывешенной на магнитной доске.
Учащиеся под руководством учителя разбирают правило написания н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, опираясь на алгоритм, представленный в таблице.
-нн- | |
1) нет приставки | 1) есть приставки, кроме не- |
2) нет зависимых слов | 2) есть зависимые слова |
3) слово образовано от гл. несов. вида | 3) слово образовано от гл. сов. вида |
4) в кратких страдательных причастиях | 4) слово оканчивается на –ованный, -ёванный |
Первичное закрепление материала.
а) Задание: от данных глаголов образовать прилагательные, а затем причастия двумя способами: с помощью приставки и с помощью зависимых слов (на доске дан образец выполнения задания):
грузить – гружёный, выгруженный, гружённый тюками.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Печь, морозить, кипятить, солить, пугать, купить, студить, дать, встретить.
(По ходу выполнения задания ученик графически выделяет изучаемую орфограмму).
б) А теперь давайте отправимся в ресторан «Сладкая жизнь» и узнаем, как готовятся изыски кулинарного искусства: торты и пирожные.
Класс делится на три группы (по рядам ). Каждой группе выдаётся карточка с рецептом.
Задание: вставьте пропущенные буквы, графически объясните изучаемую орфограмму.
1 вариант. Клубника со сливками.
Способ приготовления.
Выраще…ую собстве…ыми руками клубнику помыть и очистить от зеле…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую в магазине, а также не подойдет для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлажде…ым.
2 вариант. Фруктовый салат.
Способ приготовления.
Очище…ые, нареза…ые кубиками консервирова…ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезе…ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Все это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.
3 вариант. Торт «Трюфель».
Способ приготовления.
Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом, поставить у окна на освеще…ое солнцем место. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами и оформле… в виде плете…ой корзинки.
После выполнения задания представитель от каждой группы объясняет написание слов с пропущенными буквами, а остальные члены группы дополняют или исправляют его ответ. После ответа каждой группы на экран проецируется слайд презентации со вставленными буквами (слайд № 1 – 1 вариант, слайд №2 – 2 вариант, слайд №3 – 3 вариант).
в) Работа с текстом.
Коллективное составление меню. Через несколько минут состоится открытие ресторана, а повар не знает, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Давайте поможем повару восстановить текст.
Под диктовку учителя ученики записывают предложения (один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях). В предложениях находятся слова с изучаемой орфограммой, графически объясняется их написание.
Меню.
Салат из белокоча…ой маринова..ой капусты с фруктами.
Закуска из пече…ого или туше…ого птичьего мяса.
Яйца, фарширова…ые сельдью.
Капуста острая, моче…ая по-китайски.
Клюкве…ый суп с ма…ыми клецками.
Кукуруза, жаре…ая с луком.
Рулеты из рыбного филе, отваре…ые с укропом.
После выполнения задания ученик еще раз формулирует правило написания н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке.
Домашнее задание.
Составить и записать рецепт своего любимого блюда, чтобы в нем встречались слова с изученной орфограммой; орфограмму № 52 записать в Дежурную тетрадь и выучить, подготовиться к орфографической диктовке.
Список использованной литературы
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2008 г.;
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.;
Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка ( 5 – 8 класс). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г.;
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2009 г.