Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время.
Опыт работы учителя
русского языка и литературы
МОУ СОШ №3 с. Кочубеевское
Кочубеевского района
Пивневой Татьяны
Евгеньевны
2013г.
Содержание
Введение.
Исследовательская деятельность обучающихся — одно из направлений модернизации современного образования.
Цель исследовательской деятельности.
Содержание исследовательской деятельности.
Формы организации исследовательской деятельности.
Результат исследовательской деятельности.
Учебный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности.
Роль нестандартных заданий в организации исследовательской деятельности.
Схема работы над нестандартными заданиями исследовательского характера.
Заключение.
Результативность.
1
Введение
Исследовательская деятельность обучающихся — одно из направлений модернизации современного образования.
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни. Становится важным формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс специальных методов обучения, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому в совершенствовании форм, методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним и т.п. играют существенную роль.
Под интересом в методическом плане понимаю «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» 1.
Проблему интереса к изучению русского языка в школе связываю с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее — удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.
1Баранов М. Т. Пути развития у школьников V—VIII классов
интереса к уроку русского языка.— В сб.: Воспитание интереса к уро
кам русского языка. М., 1965, с. 4.
2
Исследовательская деятельность учащихся — это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания. Она связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в отличие от практикума, служащего для наблюдения за теми или иными языковыми явлениями).
Цель исследовательской деятельности — сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, в том числе развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Содержание исследовательской деятельности — это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений — коммуникативных, логических, информационных, организационных.
Исследовательская деятельность включает в себя:
постановку проблемы;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
оценку результатов;
собственные выводы.
Формы организации исследовательской деятельности: урок; интегрированный курс (метод проектов как метод обучения), спецкурс, факультатив, индивидуально-групповые занятия; исследовательская деятельность как специфический вид занятий.
Противоречия:
— между теоретическими сведениями, полученными учащимися на уроках русского языка и практическим их применением;
— между высоким содержанием курса русского языка и дефицитом учебного времени;
— между необходимостью формирования навыков свободного владения речью (устной и письменной) и большим объемом языковых норм.
Ведущая идея опыта:
Создание на уроке условий:
— для подготовки ученика, умеющего самостоятельно мыслить;
3
— аргументировано доказывать свою позицию или подход к решению той или иной проблемы;
— владеющего приемами умственной деятельности;
— для формирование внутренней позиции ученика к миру в процессе развития самосознания.
Личная концепция учителя:
— формирование определенного уровня человеческих взаимоотношений;
— усиление практической направленности в преподавании русского языка на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
— реализация задачи формирования навыков коммуникации в системе изучения разделов лингвистики с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
— формирования комфортной психологической атмосферы на уроках: доброжелательности, моральной поддержки, эмоционального контакта с классом;
— поиск активных форм и методов совершенствования коммуникативных знаний, умений и навыков учащихся.
Нормативной базой для проведения исследовательской деятельности является учебный план образовательного учреждения, составленный на основе федерального и регионального.
Результат исследовательской деятельности.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт — полученное знание о технологии исследования, интеллектуальное умение, развитие логического мышления.
Отчет об итогах исследовательской деятельности учащиеся могут представить в виде проекта.
Учебный проект — это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учить:
— исследованию (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
— выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания продукта проектирования;
4
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);
— представлению результатов своей деятельности и хода работы;
— презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (компьютерной презентации или сценических представлений и др.).
Работу над учебным проектом провожу в течение всего года и включаю несколько этапов: предварительный выбор учеником темы с учётом моих рекомендаций; составление плана, изучение школьником литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление ученика, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме.
Темы учебных проектов намечаю в соответствии с рекомендациями Министерства образования и предъявленные в форме высказываний учёных и писателей о русском языке, языковых явлениях, например:
« Язык всем знаниям и природе ключ». (Г. Державин)
«Народ выражает себя в языке своём». ( И. Срезневский)
«Язык народной приметы»
« Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа»
( И. Срезневский)
«Речевая среда как основной фактор, влияющий на количество орфоэпических ошибок»
« Роль заимствованных слов в лексике русского языка»
«Великий лексикограф земли русской».
Защиту проектов провожу в рамках ученических итоговых конференций.
Роль нестандартных заданий в организации исследовательской деятельности.
В своей работе также использую нестандартные задания, которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т. е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать»2. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.
Вот несколько заданий указанного рода.
1)Какими частями речи являются слова: блестящий (огонёк) – блестящий (талант), бегающие (дети) – бегающие (глаза)? Первое-причастие, второе- прилагательное, так как указывает на признак предмета.
2 Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку, 1983.
5
2)Сгруппируйте по смысловому или грамматическому признаку
слова: мотоцикл, автомобиль, трактор, пароход; доч.., грач.., вещ..,
рож..; ножницы, карандаши, очки, сливки.
Исключите из каждого ряда одно слово, не имеющее этого признака.
Основная трудность — выявить единый общий признак, который объединит отдельные слова, т. е. преодолеть противоречие общего и единичного 3.
Построение проблемных ситуаций, их решение требуют, как мы видим, различных переносов в знании, обобщений.
Нестандартные задания различны по установке, определяющей характер деятельности учащихся: одни из них предполагают опознание как языковых явлений, так и их признаков (значение слова, грамматические значения и т. д.), другие их объяснение, приведение доказательств и т. п. Первые обычно называют опознавательными, вторые — объяснительными.
Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознание и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно лингвистическую проблему — опознать лингвистическую суть «соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.
Занимательные задания включают игры (игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены), рассказы о языке (ситуативные — с реальными ситуациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики), диалоги занимательного характера (один участник диалога загадывает какое-либо явление, а другой путем
вопросов и ответов на них первого участника по принципу «да», «нет» его «отгадывает», т. е. находит искомое).
Исследовательские задания могут быть различными; интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученику (не ученому, даже не студенту) предлагается вести исследование (конечно, посильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «В творческой лаборатории писателя», «Лингвистика и «порошок», «Врун не всегда был обманщиком?» и т. д.
Считаю, что важной стороной деятельности по воспитанию интереса учащихся к изучению русского языка в школе являются специальные задания по работе с литературой, это помогает в решении основных задач — «приобщить учащихся к работе с книгой», «помочь им вырабатывать самостоятельность мышления». Речь идет, с одной стороны, о заданиях, связанных с активизацией работы с научно популярной литературой о языке, которая и по самой своей сути призвана увлечь читателей
3 Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку, 1983.
6
соответствующей наукой; с другой — о заданиях, направленных на формирование интереса у учащихся к работе со школьным учебником, словарями.
Использование многообразия нестандартных заданий (как известных, так и вновь создаваемых) в учебном процессе требует постоянного совершенствования собственных знаний, творческого подхода к
предмету, умения органически включать соответствующие материалы в занятия по русскому языку.
В работе с учащимися всегда необходимо представлять педагогическую ценность задания: 1) воспитательное значение задания, его идейно-воспитательный потенциал и т. д., 2) его учебную цель, 3) какие элементы лингвистического образования имеются в виду, 4) необходимо ли это задание, 5) почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно и т. д., 6) сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание или ему должен помочь учитель (в чем?), 7) место задания в учебном процессе (изучение нового, его закрепление, повторение, контроль знаний), как задание связано с предыдущей и последующей работой учащегося, 8) соотношение задания со школьным учебником, 9) что дает работа над заданием, циклом заданий для совершенствования практической подготовки учащегося.
Нестандартные задания направлены на умственное развитие учащихся. Но одновременно они решают и идейно-воспитательные задачи.
В работе с различными нестандартными заданиями стараюсь организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию языка, даже при внешне формальных заданиях
понимали, что за формой, представленной в задании, находится содержание, форма существует в единстве с содержанием.
Схема работы над нестандартными заданиями исследовательского характера.
Для работы над нестандартными заданиями исследовательского характера, теми из них, которые содержат проблемные ситуации, использую следующую схему:
1.Принятие задания:
а) понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;
б) общее понимание его смысла, разграничение известного и нового;
в) мотивированность в восприятии задания — для чего нужно его выполнение?
2.Процесс выполнения задания:
а) определение места задания в изучаемой области знаний;
б) раскрытие противоречия, несогласованности компонентов и т. п., которые лежат в основе его;
в) установление последовательности действий при выполнении задания;
г) составление ориентировочного плана его выполнения;
д) действия по этому плану.
3.Результат — ответ к заданию.
4.Анализ выполнения задания.
7
Заключение.
Метод исследований в настоящее время активно утверждается в современной школе, в том числе и при обучении русскому языку. Эта технология предполагает организацию совместной или индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным! предъявлением результатов своей деятельности.
Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по этому методу?
Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.
Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления acсоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.
В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Эта технология позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно-смысловой переработки текста.
Моя задача состоит в том, чтобы из носителя готовых знаний превратиться в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, повысить качество их знаний, развить интерес к изучению русского языка.
Результативность.
За последние три года наблюдается позитивная динамика учебных достижений:
— все учащиеся усваивают программный материал, за последние три года % обученности составил — 100%;