Опыт работы по теме»Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время»








Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время.



Опыт работы учителя

русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 с. Кочубеевское

Кочубеевского района

Пивневой Татьяны

Евгеньевны







2013г.




Содержание




Введение.

Исследовательская деятельность обучающихся — одно из направлений модернизации современного образова­ния.


  1. Цель исследовательской деятельности.

  2. Содержание исследовательской деятельности.

  3. Формы организации исследовательской деятельности.

  4. Результат исследовательской деятельности.

  5. Учебный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности.

  6. Роль нестандартных заданий в организации исследовательской деятельности.

  7. Схема работы над нестандартными заданиями исследовательского характера.

  8. Заключение.

  9. Результативность.






















1

Введение


Исследовательская деятельность обучающихся — одно из направлений модернизации современного образова­ния.


Происходящие изменения в общественной жизни требуют раз­вития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информацион­ных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни. Становится важным формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять зна­ния, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко плани­ровать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по со­ставу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образова­тельный процесс специальных методов обучения, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной дея­тельности. Поэтому в совершенствовании форм, методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним и т.п. играют существенную роль.

Под интересом в методическом плане понимаю «такое эмоциональ­ное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей жела­ние познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» 1.

Проблему интереса к изучению русского языка в школе связыва­ю с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого про­цесса осмысления основ соответствующей науки. Нестандартность ра­боты помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее — удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.






1Баранов М. Т. Пути развития у школьников VVIII классов
интереса к уроку русского языка.— В сб.: Воспитание интереса к уро­
кам русского языка. М., 1965, с. 4.



2


Исследовательская деятельность учащихся — это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания. Она связана с решением учащимися творческой, исследователь­ской задачи (в отличие от практикума, служащего для наблюдения за теми или иными языковыми явлениями).


Цель исследовательской деятельности — сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, функциональную гра­мотность как универсальный способ освоения действительности, в том числе развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).


Содержание исследовательской деятельности — это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений — коммуникативных, логических, информационных, организационных.

Исследовательская деятель­ность включает в себя:

  • постановку проблемы;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

  • оценку результатов;

  • собственные выводы.


Формы организации исследовательской деятельности: урок; интегрированный курс (метод проектов как метод обучения), спец­курс, факультатив, индивидуально-групповые занятия; исследовательская деятельность как специфи­ческий вид занятий.


Противоречия:

— между теоретическими сведениями, полученными учащимися на уроках русского языка и практическим их применением;

— между высоким содержанием курса русского языка и дефицитом учебного времени;

— между необходимостью формирования навыков свободного владения речью (устной и письменной) и большим объемом языковых норм.


Ведущая идея опыта:

Создание на уроке условий:

— для подготовки ученика, умеющего самостоятельно мыслить;



3

— аргументировано доказывать свою позицию или подход к решению той или иной проблемы;

— владеющего приемами умственной деятельности;

— для формирование внутренней позиции ученика к миру в процессе развития самосознания.


Личная концепция учителя:

— формирование определенного уровня человеческих взаимоотношений;

— усиление практической направленности в преподавании русского языка на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

— реализация задачи формирования навыков коммуникации в системе изучения разделов лингвистики с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

— формирования комфортной психологической атмосферы на уроках: доброжелательности, моральной поддержки, эмоционального контакта с классом;

— поиск активных форм и методов совершенствования коммуникативных знаний, умений и навыков учащихся.


Нормативной базой для проведения исследовательской деятельно­сти является учебный план образовательного учреждения, состав­ленный на основе федерального и регионального.


Результат исследовательской деятельности.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт — полученное знание о технологии ис­следования, интеллектуальное умение, развитие логического мыш­ления.

Отчет об итогах исследовательской деятельности учащиеся могут представить в виде проекта.

Учебный проект — это результат деятельности учащихся в рам­ках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и на­выки, а именно учить:

— исследованию (рассмотрению проблемного поля и выделе­нию подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постанов­ке задач, вытекающих из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию содержательной деятельно­сти ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необ­ходимого знания;

— выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания продукта проектирования;

4

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);

— представлению результатов своей деятельности и хода работы;

— презентации в различных формах с использованием специ­ально подготовленного продукта проектирования (компьютерной презентации или сценических пред­ставлений и др.).

Работу над учебным проектом провожу в течение всего года и включаю несколько этапов: предварительный выбор учеником темы с учётом моих рекомендаций; составление плана, изучение школьником литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление ученика, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме.

Темы учебных проектов намечаю в соответствии с рекомендациями Министерства образования и предъявленные в форме высказываний учёных и писателей о русском языке, языковых явлениях, например:

« Язык всем знаниям и природе ключ». (Г. Державин)

«Народ выражает себя в языке своём». ( И. Срезневский)

«Язык народной приметы»

« Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа»

( И. Срезневский)

«Речевая среда как основной фактор, влияющий на количество орфоэпических ошибок»

« Роль заимствованных слов в лексике русского языка»

«Ве­ликий лексикограф земли русской».

Защиту проектов провожу в рамках ученических итоговых конференций.


Роль нестандартных заданий в организации исследовательской деятельности.

В своей работе также использую нестандартные задания, которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т. е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать»2. Затруднения в за­даниях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием про­тиворечия или несогласованности либо во внутренней структуре подоб­ного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.

Вот несколько заданий указанного рода.

1)Какими частями речи являются слова: блестящий (огонёк) – блестящий (талант), бегающие (дети) – бегающие (глаза)? Первое-причастие, второе- прилагательное, так как указывает на признак предмета.




2 Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку, 1983.

5


2)Сгруппируйте по смысловому или грамматическому признаку
слова: мотоцикл, автомобиль, трактор, пароход; доч.., грач.., вещ..,
рож..; ножницы, карандаши, очки, сливки.

Исключите из каждого ряда одно слово, не имеющее этого признака.

Основная трудность — выявить единый общий признак, который объединит отдельные слова, т. е. преодолеть противоречие общего и единичного 3.

Построение проблемных ситуаций, их решение требуют, как мы ви­дим, различных переносов в знании, обобщений.

Нестандартные задания различны по установке, определяющей характер деятельности учащихся: одни из них предполагают опознание как языковых явлений, так и их признаков (значение слова, грамматиче­ские значения и т. д.), другие их объяснение, приведение доказательств и т. п. Первые обычно называют опознавательными, вторые — объясни­тельными.

Задания с компонентами занимательности синтезируют и опозна­ние и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно лингвистическую проблему — опознать лингвистическую суть «соответствующих явле­ний, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

Занимательные задания включают игры (игры-загадки, игры-зада­чи, игры-сцены), рассказы о языке (ситуативные — с реальными ситу­ациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатю­ры, включающие элементы фантастики), диалоги занимательного ха­рактера (один участник диалога загадывает какое-либо явление, а другой путем

вопросов и ответов на них первого участника по прин­ципу «да», «нет» его «отгадывает», т. е. находит искомое).

Исследовательские задания могут быть различными; интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученику (не ученому, даже не студенту) предлагается вести исследование (конечно, посильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «В творческой лаборатории писателя», «Лингвистика и «порошок», «Врун не всегда был обманщиком?» и т. д.

Считаю, что важной стороной деятельности по воспитанию интереса учащихся к изучению русского языка в школе являются специальные задания по работе с литературой, это помогает в решении основных задач — «приобщить учащихся к работе с книгой», «помочь им вырабатывать самостоятельность мышления». Речь идет, с одной стороны, о заданиях, связанных с активизацией работы с науч­но популярной литературой о языке, которая и по самой своей сути призвана увлечь читателей


3 Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку, 1983.

6


соответствующей наукой; с другой — о заданиях, направленных на формирование интереса у учащихся к работе со школьным учебником, словарями.

Использование многообразия нестандартных заданий (как извест­ных, так и вновь создаваемых) в учебном процессе требует постоянного совершенствования собственных знаний, творческого под­хода к

предмету, умения органически включать соответствующие ма­териалы в занятия по русскому языку.

В работе с учащимися всегда необходимо представлять педагогическую ценность задания: 1) воспитательное значение задания, его идейно-воспитательный потенциал и т. д., 2) его учебную цель, 3) какие элементы лингвистического образования имеются в ви­ду, 4) необходимо ли это задание, 5) почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно и т. д., 6) сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание или ему должен помочь учитель (в чем?), 7) место задания в учебном процессе (изучение нового, его закрепление, повторение, контроль знаний), как задание связано с предыдущей и последующей работой учащегося, 8) соотно­шение задания со школьным учебником, 9) что дает работа над зада­нием, циклом заданий для совершенствования практической подготов­ки учащегося.

Нестандартные задания направлены на умственное раз­витие учащихся. Но одновременно они решают и идейно-воспитательные задачи.

В работе с различными нестандартными заданиями стараюсь организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали ком­муникативную функцию языка, даже при внешне формальных задани­ях

понимали, что за формой, представленной в задании, находится содержание, форма существует в единстве с содержанием.

Схема работы над нестандартными заданиями исследовательского характера.

Для работы над нестандартными заданиями исследовательского характера, теми из них, кото­рые содержат проблемные ситуации, использую следующую схему:

1.Принятие задания:

а) понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;

б) общее понимание его смысла, разграничение известного и нового;

в) мотивированность в восприятии задания — для чего нужно его выполнение?

2.Процесс выполнения задания:

а) определение места задания в изучаемой области знаний;

б) раскрытие противоречия, несогласованно­сти компонентов и т. п., которые лежат в основе его;

в) установление последовательности действий при выполнении задания;

г) составление ориентировочного плана его выполнения;

д) действия по этому плану.

3.Результат — ответ к заданию.

4.Анализ выполнения задания.

7


Заключение.


Метод исследований в настоящее время активно утверждается в современной школе, в том числе и при обучении русскому языку. Эта техно­логия предполагает организацию совместной или индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным! предъявлением результатов своей деятельности.

Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по этому методу?

Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.

Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления acсоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.

В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательно­сти действий, предпринимаемых для решения проблемы.

Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

Эта технология позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать учеников во все виды речевой деятельности (го­ворение, аудирование, чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе инфор­мационно-смысловой переработки текста.

Моя задача состоит в том, чтобы из носителя готовых знаний превратиться в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, повысить качество их знаний, развить интерес к изучению русского языка.


Результативность.

За последние три года наблюдается позитивная динамика учебных достижений:

— все учащиеся усваивают программный материал, за последние три года % обученности составил — 100%;


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Понятие об имени прилагательном как части речи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: