Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов



МБОУ «МАтюшинская СОШ»

Верхнеуслонского района РТ





Проектная работа

ТЕМА: «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»





Подготовила:

Саматова Дания Вахидовна ,

учитель русского языка и литературы












2013 год


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

 1.  Организация проектной и исследовательской деятельности школьников:  

1.1.Принципы проектной и исследовательской работы…………………………5

2. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку:

2.1 Цели и задачи исследовательской и проектной работы…………………8

2.2 Формы организации проектной и исследовательской работы…………9

2.3 Этапы проектной работы…………………………………………………10

2.4 Практическая значимость проектной работы школьников……………17

3. Проектная технология на уроках русского языка и литературы ………24

4. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования……………..37

5. Заключение…………………………………………………………………42

6. Оценка проекта……………………………………………………………42

7. Список использованных источников и литературы……………………43










Введение

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, которая связана в свою очередь с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, — особенность ФГОС нового поколения. Произошёл поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Цель данной работы:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС. Задачи: активизация познавательной активности школьников; развитие навыков исследовательской работы; использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет;

За последние годы стали очень актуальны в современной школе учебно-исследовательские и проектные работы. Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Кроме того, ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, обеспечивает формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа. Информационные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания уроков. Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета. В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества. На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения у школьников. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, порталом информационной поддержки ЕГЭ, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и др.Представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по ЕГЭ и коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

1.Организация проектной и исследовательской деятельности школьников

1.1  Принципы проектной и исследовательской работы

И проектная, и исследовательская работа, основанная на личностно-деятельностном подходе, очень гибка и предполагает ряд принципов:

  • Принципы доступности, посильности обучения, сотрудничества, личной значимости. Следует учитывать не только возрастные возможности школьников, но и их личностные возможности. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция

  • Принцип сотрудничества. Совместный поиск и передача практических навыков ведения исследования определяет общение между учителем-руководителем и учеником-исследователем. Распределение обязанностей в группе, умение с уважением и вниманием выслушивать, обсуждать, находить примеры реализации предложенных идей – всё это способствует развитию коммуникативных навыков и умения сотрудничать.

  • Принцип добровольности. Очень важно создать интерес к работе у каждого ученика. Деятельность, проводимая формально, без внутренней мотивации, не даёт педагогических результатов. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

  • Принцип личной значимости в большей степени связан с выбором темы. Учитывая круг интересов учеников, оказывая помощь в выборе направления поисковой работы, нельзя исключать и учёт педагогических интересов руководителя, что предполагается принципом сотрудничества. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Тема проекта должна отвечать целям и задачам исследовательской и проектной деятельности как новым технологиям в школьном образовании, т.е. она соответствует задачам развития личности и выбирается без принуждения, интересна исследователю, расширяет знания учащихся о мире и о самом себе, интересна руководителю.

2. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку

2.1 Цели и задачи исследовательской и проектной работы

По своей специфике исследовательские и проектные работы ориентированы на развитие личности учащихся. Поэтому задачи данной педагогической технологии связаны с задачами развития личности школьников.:

  • развитие личности через познание мира, других людей, самапознание;

  • развитие исследовательских умений;

  • развитие самостоятельности в приобретении знаний;

  • развитие творческой инициативы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • развитие потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений;

  • развитие ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования по русскому языку образовательные цели определяются через ключевые компетенции: коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую.

Лингвистическая компетенция – это умение применять знания о самом языке, лингвистике как науке. Учащиеся должны:

  • иметь представление об исследовательской работе по русскому языку;

  • знать имена и научные биографии учёных-русистов, результаты исследований по русскому языку;

  • расширять и углублять знания о русском языке, полученные при изучении различных разделов школьного курса;

  • умения языковой рефлексии;

  • умение сформулировать тему, цели и задачи лингвистических исследований.

Коммуникативная компетенция предполагает способность к общению , готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Выполняя проектную работу учащиеся расширяют и систематизируют научные знания о языке, полученные путём поиска в справочной, научно-учебной и научной литературе; создают и редактируют текст научного стиля речи; совершенствуют виды речевой деятельности (публичное выступление, беседы на лингвистические темы); учатся отстаивать свою точку зрения.

Культуроведческая компетенция решается через владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения и осознания норм речевого этикета, использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков, формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2.2 Формы организации проектной и исследовательской работы Метод проектов даёт бесконечный простор для творчества учителя и учащегося. Главное в нём планирование результата при решении той или иной практической задачи, и ориентация на самостоятельную работу учеников. Проектная работа в школе может проводится как: 1) урочная деятельность и 2) внеклассная форма. В первом случае проект тематически связываю с программой и проходит он непосредственно на уроке. Кроме традиционных форм проведения исследовательской деятельности включаю интересные для учащихся формы: экскурсии, походы, встречи…

Финальной частью проектной работы является представление научному сообществу. В нашей школе организована работа , она организует научно-практическую конференцию школьников по всем предметам, где представляются проектные работы. Обычно они носят характер отчёта о проведённом учебном исследовании. Лучшие работы учащиеся направляют на районные, республиканские конференции, конкурсы.

2.3 Этапы проектной работы

Этапы и задачи работы

Форма занятий

Деятельность руководителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия ученика

1.Предварительный


Подбор письменных и устных заданий творческого и исследовательского характера


Выполнение заданий, получение навыков самостоятельного анализа языкового материла. Рефлексия: подготовка к ЕГЭ, интерес к творчеству поэта

Р:волевая саморегуляция; К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Систематизация, расширение и углубление знаний о языке

Работа кружка по подготовке к единому экзамену

Рассказ об особенностях повторения темы через проект

Формирование позитивного отношения к новым видам работы

П: анализ, классификации, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог

Развитие речевой и языковой рефлексии

Самостоятельная работа (подбор языкового материала(отрывки из произведений М.Цветаевой)

Вовлечение в исследовательскую работу через задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор материала.

Самостоятельные наблюдения за речевым поведением, подбор языкового материала по конкретной проблеме

П: анализ, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

2.Выбор проблемы исследования: анализ изобразительно-художественных средств и сложных синтаксических конструкций в произведениях М.Цветаевой.

Коллективное

Организация обсуждения возможных проблем исследования. Помощь в формировании групп.


Формулирование проблемы, объединение в группы:

  1. ССП

  2. Виды придаточных в СПП

  3. Предложения сложной синтаксической конструкции (задание повышенной сложности)

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

3. Изучение литературы по теме

Формирование практических навыков работы со справочной и научной литературой

Самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном кабинете с бумажными и электронными носителями информации

Помощь при подборке научной литературы

Чтение, анализ подобранного материала, конспектирование, оформление схем

П: умение структурировать знания, К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4.Целеполагание. Формирование исследовательских умений формулировать тему, ставить цели и задачи исследования

Групповая

Консультирование по вопросам формулирования темы, понимания целей и задач

Постановка цели и задачи работы, подготовка к сбору языкового материала

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

5.Сбор языкового материала

Самостоятельная групповая работа


Сбор языкового материала, проведение анализа предложений, фиксирование полученных данных

Р: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

6.Анализ и обработка полученного языкового материала

Самостоятельная групповая работа

Консультация по вопросам лингвистического анализа

Лингвистический анализ

Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.Обобщение результата анализа

Самостоятельная групповая работа

Консультация при обобщении и выборе способов представления результатов исследования

Систематизация и обобщение результатов работы, работа над созданием проектного продукта


8.Создание и редактирование текста

Самостоятельная групповая работа

Консультирование, помощь в правке аннотации

Редактирование и оформление работы

П: анализ, синтез К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

9.Подготовка к представлению результатов работы



Отбор материала и подготовка к защите

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

10.Оценка и самооценка

Рефлексия над продуктом и результатом исследовательской деятельности



Обсуждение перспективных планов

Рефлексия на продукт и результат проведённой работы


П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).



2.4 Практическая значимость – неотъемлемая часть проектной работы школьников. Это прежде всего определяется ценностью проекта как учебного пособия. Выполненные в рамках классного краткосрочного проекта по русскому языку «Повторение изученного» компьютерныные презентации на тему «Зачёт по теме «Причастие», «Морфология как раздел языкознания», «Обобщающее повторение частей речи», «Обобщающее повторение по теме «Морфемика» полезны не только при подготовке к итоговой аттестации, но и учащимся средних классов при изучении новых тем. Учащимися 9 класса было подготовлено пособие по фразеологии. Оно было задумано как сборник тренировочных заданий для учащихся 5-6 классов и включило в себя сборник упражнений, информацию из истории фразеологических оборотов. Такие работы делают изучение фразеологии на уроках русского языка разнообразнее и интереснее.

Вот собранный материал для пособия «Изучаем фразеологизмы».

Представьте себе на минуту учащегося, которому в басне «Крылова «Демьянова уха» окажутся непонятными выражения: мой свет, сыт по горло, нужды нет, ей-же-ей, на славу, что за счёты, не давал ни отдыху ни сроку, сбирается с последней силой, без памяти, ни ногой. По всей вероятности, он не сможет понять и самой басни – перечисленные обороты настолько органичны для неё, что без них творение баснописца перестало бы существовать. Вам интересно: откуда взялись эти обороты?

Экскурс в историю устойчивых оборотов речи. Выступление учащихся –языковедов (о происхождении фразеологизмов, фразеологических словарях):

а) «Знаете ли вы…»:

  • « Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», — говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

  • Как объяснить, например, фразеологизмы бить баклуши, точить лясы (балясы), во всю Ивановскую, попасть впросак, гол как сокол? Для объяснения происхождения (этиологии) можно использовать книги «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молоткова, «Крылатые слова» Н.С.Ашукина и М.Г.Ашукиной, «Из жизни слова», «Путешествие в слово» Э. Вартаньяна.

б) «Это интересно»:

  • А как появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу Оказывается, они не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как обозначению части лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения: показать нос, натянуть нос, водить за нос. Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой( тем самым нос – от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

  1. Выступление учащихся-журналистов с презентацией подготовленных статей для газеты (защита каждой статьи проходит по плану: выступление-защита, название рубрики, примеры (задания, задачи), схема расположения в газете, заголовки, шрифт)

а) «Из глубины веков» :

  • Фразеологизм на воре шапка горит происходит от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: «На воре шапка горит!». Один человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.

  • Фразеологизм казанская сирота . После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.

  • Фразеологизм канитель тянуть. В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли метал и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить : канитель тянуть, т.е. медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка – одного корня с проволокой, которую приходилось очень долго волочить, тянуть.

б) «Фразеологизмы в художественных произведениях»:

  • В какой сказке А.С.Пушкина есть выражение: в путь-дорогу снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, спору нет, дал слово, делать нечего?(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

  • В каких баснях И.Крылова встречаются следующие фразеологизмы: а) ни охнуть ни вздохнуть; ноги протянуть; горю пособить; б) глаза разгорелись; хоть видит око, да зуб неймёт; оскомину набить; в) быть в диковинку; откуда ни возьмись; лезть в драку; придавать духу?(а)»Волк и журавль»; б)»Лисица и Виноград»; в)»Слон и Моська»)

  • Из какого произведения взяты эти фразеологизмы: есть где разгуляться; ушки на макушке; тут, как тут; постоять головой; сдержать клятву; стоять до конца?(«Бородино» М.Ю.Лермонтов)

в) «Дело мастера боится» (защита проводится в форме выполнения заданий всеми учащимися)

  • Задание 1. Прочитайте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологическими единицами. Ваша задача – указать фразеологизмы, пользуясь их признаками.

1.Засучив рукава, я доставал выскользавших из рук живых рыб, бросал на дно лодки. 2. Ребята работали засучив рукава. 3. Никиту как ветром сдуло с веранды. 4. Ярче синеет лёд посредине Дона, где ветром сдуло снег. 5. Пётр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. 6. Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. 7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 8.Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

(ответ: 2,3,5,7)

  • Задание 2. Составьте пары со свободными словосочетаниями и фразеологизмами. Объясните, почему в одном случае это свободное словосочетание, а в другом – фразеологическая единица.

В двух часах, правая рука, держаться в тени, намылить голову, заварить кашу, утереть нос, чёрным по белому, со дна моря достать.

  • Задание3. Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему?

Золотые зубы, золотые руки. Медвежья услуга, медвежья берлога. Волчий хвост, волчий аппетит. Важная деталь, важная птица. Горькая микстура, горькая правда. Приходить в голову, приходить в школу. Выйти из комнаты, выйти из положения. Сбивать с дерева, сбивать с толку. (Золотые руки, медвежья услуга, волчий аппетит, важная птица, горькая правда, приходить в голову, выйти из положения, сбивать с толку. Это устойчивые сочетания, обозначающие единые понятия).

  • Задание 4. Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

Принести стул, принести пользу. Поднять тревогу, поднять занавес. Отдать книгу, отдать честь. Глубокое озеро, глубокое уважение. Короткое пальто, короткое замыкание.( принести пользу, поднять тревогу, отдать честь, глубокое уважение, короткое замыкание. Слова употреблены в переносном значении).

  • Задание 5.

Какие прилагательные (они должны быть общими для каждой группы слов) могут превратить следующие слова во фразеологизмы:

А) век, середина, правило (золотой);

Б) удар, система, затмение (солнечный);

В) суп, шут, чучело (гороховый);

Г) полюс, буря, поле (магнитный).

Задание 6.

Ответьте фразеологизмом на вопросы: как говорят о человеке:

  • который часто меняет свои решения;

  • у которого слова не расходятся с делом;

  • которого трудно заставить поверить чему-либо;

  • очень скромном, тихом, кротком;

  • робком, незаметном;

  • который с трудом, с неохотой трогается с места, принимается за что-либо;

  • который вдруг понял истинное положение вещей, настоящую правду;

  • который пришёл некстати, не вовремя;

  • который держится неестественно прямо;

  • очень болтливом

(Семь пятниц на неделе; хозяин своего слова; Фома неверующий; воды не замутит; тише воды, ниже травы; тяжёлый на подъём; глаза открылись; нелёгкая принесла; будто аршин проглотил; язык без костей).

Задание7.

Запишите фразеологизмы с указанными словами. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно записал возможно большее количество фразеологизмов. И не забывайте, что « и тебе всегда, как другу, оказать готов услугу русской речи государь по прозванию Словарь».

Белый, ветер, взять, войти, волосы, время, вступить, выбиться, глаза, голова, дело, день, дорога, душа, земля, камень, нос, язык.

г) «Вопросы-шутки» (Переменка «Полминутки для шутки»)

  • НЕ цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.

  • Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

  • Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много? (Со всех ног, без задних ног, на все руки (мастер, во все глаза, все уши прожужжать).

  • Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус? (Горькая правда, горький опыт)

  • Какого цвета может быть тоска? Тоска (скука) зелёная.

Цель работы :

  • повторить и обобщить изученное о фразеологии, фразеологических оборотах; выявить глубину знаний изученного материала. Уметь отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение, правильно использовать их в письменной и устной речи; показать многообразие, разнородность фразеологизмов.

  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

  • обогащать фразеологический запас, уметь видеть богатство, силу и красоту русского языка, пробудить интерес к изучению русского языка и литературы.

  • создать проект газеты: подготовить и оформить материал для статей, изучить историю происхождения заданных фразеологизмов как интересных фактов из истории народа,подобрать иллюстративный материал из произведений художественной литературы.

  • подготовить рисунки, иллюстрирующие фразеологические обороты.

Средства обучения: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями, словари русского языка (орфографический,  толковый, фразеологический

Форма: проект, газета «Языкознание для всех»       

 Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

  1. Проектная технология на уроках русского языка и литературы

В своей педагогической деятельности использую творческие проекты. Приведу пример работы по созданию учащимися 7 класса творческого проекта по повести А.А.Лиханова «Последние холода». К этому времени дети уже владеют навыком создания компьютерных презентаций. Класс был разбит на группы. Каждая группа получила задание – представить свои главы книги в виде презентации. В каждой группе были определены ответственные за отбор содержания, редакторы, аниматоры, музыкальные и художественные редакторы (они отвечали за подбор иллюстраций ). Было дано индивидуальное задание – проанализировать текст повести и выявить особенности мастерства А.А.Лиханова в изображении трудного времени жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Была организована встреча с сельским библиотекарем, которая подготовила выставку книг писателя, подборку журналов; группа «информатиков» собрала материал о жизни и творчестве писателя из интернета (были скачены фотографии, иллюстрации, которые впоследствии легли в основу презентаций). Были написаны отзывы о книге, возникшие в процессе чтения вопросы, которые вошли в презентации. В ходе проведения Недели русского языка и литературы учащиеся представили свои творческие наработки в виде компьютерных презентаций. Была составлена единая презентация, включающая наработки всех групп. Такая работа заинтересовала ребят, жизнь сверстников периода Великой Отечественной войны заставила их по-новому взглянуть на многие жизненные вопросы. В процессе работы ученикам неоднократно приходилось обращаться к Интернет-ресурсам, что, несомненно, способствовало расширению кругозора, а также приучало работать с информацией. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

        Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников. Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. И в этом особая социальная значимость цифровых материалов.

     Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю – новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.

Исследовательские и проектные работы формируют у учащихся самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самосознанию. Работа по методу проектов является педагогической деятельностью повышенного уровня.  Поэтому этот вид работы не может быть вписан только в урочную деятельность и чаще всего проводятся в форме элективных, факультативных курсов и за рамками основного образования. Кроме этого, проекты и УИР (учебно-исследовательские работы) интересны для родителей, которые могут оказать поддержку своим детям при ведении проектной и исследовательской работы.

Метод проектов реализую на своих уроках, во внеклассной работе по русскому языку, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций). Школьникам 6-9 классов интересно не только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и во мнениях товарищей. Подростковому возрасту наиболее адекватна групповая проектная работа. В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно изменяется, так как для старшеклассников сама учебная деятельность – средство реализации в перспективе жизненных планов, возникает множество мотивов, которые могут быть удовлетворены через исследовательскую работу по русскому языку: стремление к личностному самоопределению, самостоятельности, автономности, поиску собственного «Я», рефлексии, языковой и речевой, потребности в общественном признании своей деятельности.

Учащиеся 11 класса провели исследовательскую работу по русскому языку на тему : «Разнообразие конструкций сложного предложения в произведениях Марины Цветаевой»

Цель:

  • изучить использование различных конструкций сложного предложения в стихотворном тексте на материале творчества М.Цветаевой

Задачи:

  • отработать умения различать ССП, СПП, БСП,

  • повторить изобразительно-художественные средства языка на материале анализируемых предложений;

  • расширить представления учеников о типах сложных синтаксических конструкций;

  • развивать умение составлять и «читать» схемы сложного предложения;

  • воспитывать любовь к поэзии.

В процессе работы (сбор языкового материала, анализа и обработки полученного языкового материала, обобщения результатов анализа) учащимися был собран материал, необходимый для повторения и закрепления знаний о сложном предложении, подготовки к ЕГЭ.

Разминка. Буриме

Задание. Сочините стихотворение по рифмам

…кочевье

деревья

грозди

звёзды

вспять

спать

А вот как звучит стихотворение с этими рифмами:

Мировое началось во мгле кочевье:

Это бродят по ночной земле – деревья,

Это бродят золотым вином – грозди,

Это странствуют из дома в дом – звёзды,

Это реки начинают путь – вспять!

И мне хочется к тебе на грудь – спать.

-Чьё это стихотворение? (Марина Цветаева. «Версты» 150)

Редактирование. Расставьте знаки препинания в предложении (предложения на слайде):

1.Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года который для русской литературы был ознаменован двумя событиями «конца» и «начала» в этом году умер последний великий лирик XIX века – Фет и впервые заявило о себе новое литературное движение – символизм в октябре 1892 года Д.С.Мережковский выступил с публичной лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Ключ (проверьте ):Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, который для русской литературы был ознаменован двумя событиями «конца» и «начала» : в этом году умер последний великий лирик XIX века – Фет, и впервые заявило о себе новое литературное движение – символизм: в октябре 1892 года Д.С.Мережковский выступил с публичной лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

2.Сорока семи лет от роду скажу что всё что мне сужден было узнать узнала до семи лет а все последующие сорок – осознавала.

Ключ:Сорока семи лет от роду скажу, что всё, что мне сужден было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок – осознавала.

Выполнение заданий для закрепления

Задание 1. Какая(-ие) схема(-ы) построена(-ы) правильно? Устно охарактеризуйте это (-и) предложение(-я).

1.Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,

я утверждаю, что – невинна.

(«Пригвождена…») ,, , , .

2.Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари.

(«Стихи Блоку» 5) , , .

3.А когда бы вы опять

Бросились в капкан науки,

Я осталась бы стоять,

Заломив от счастья руки…

(«Я сейчас лежу ничком…») , .

4.У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звенят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, —

В них царицы спят и цари.

(«Стихи Блоку» 5) , , .

5.Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою — как никто другой.

(«Я тебя отвоюю у всех земель…») , ,

Ответ: 2,3

Задание 2. Соотнесите предложения и схемы. Ответы запишите в виде цифр и букв. Определите изобразительно-художественное средство, используемое автором в рассматриваемом примере.

1.Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

(эпитет) а) , — , — , — , , — —

2.Город во мгле засыпает,

Серп серебристый возник,

Звёздами снег осыпает

Твой воротник.б) , и .

(метонимия, метафора)

3.День встаёт – свет поют,

Полдень бьёт – в лад встают,

Вечер в лоб – сказки вьют,

Ночь в обход – нас не ждут.

(метонимия, метафора) в) , , .

4.В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

(эпитеты) (Из книги «Вечерний альбом». «Маме»)

г) , , и .

5.Ветры спать ушли – с золотой зарёй,

Ночь подходит – каменной горой,

И с своей княжною из жарких стран

Отдыхает бешеный атаман.

(«Стенька Разин», эпитеты, олицетворение)д) , ,

1.в) 2.д) 3.а) 4.б) 5. г)

Задание 3. Составьте схемы этих предложений.

1.Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

(«Стихи к Ахматовой»)

2.Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

(Из книги «Волшебный фонарь». «Бежит тропинка с бугорка»)

3.Вечерний дым над городом возник,

Куда-то вдаль покорно шли вагоны,

Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,

В одном из окон полудетский лик.

(Из книги «Вечерний альбом». «Встреча»)

Задание 4. Расставьте знаки препинания в следующем предложениии (знаки не расставлены)

Работа у доски.

1.Когда я гляжу на летящие листья

Слетающие на булыжный торец

Сметаемые – как художника кистью

Картину кончающего наконец



Я думаю (уж никому не по нраву

Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид)

Что явственно жёлтый, решительно ржавый

Один такой лист на вершине – забыт.

(«Когда я гляжу на летящие листья»)

Ключ:

Когда я гляжу на летящие листья,

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые – как художника кистью,

Картину кончающего наконец,



Я думаю (уж никому не по нраву

Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),

Что явственно жёлтый, решительно ржавый

Один такой лист на вершине – забыт.

(«Когда я гляжу на летящие листья»)

2.Ты меня никогда не прогонишь

Не отталкивают весну!

Ты меня и перстом не тронешь

Слишком нежно пою ко сну!



Ты меня никогда не ославишь

Моё имя – вода для уст!

Ты меня никогда не оставишь

Дверь открыта и дом твой пуст!

Ключ:

Ты меня никогда не прогонишь:

Не отталкивают весну!

Ты меня и перстом не тронешь:

Слишком нежно пою ко сну!



Ты меня никогда не ославишь:

Моё имя – вода для уст!

Ты меня никогда не оставишь:

Дверь открыта, и дом твой пуст!

(« Ты меня никогда не прогонишь»)

Работа с текстом

(1)Ты проходишь своей дорогою (а)

И руки твоей я не трогаю (б)

Но тоска во мне – слишком вечная (в)

Чтоб была ты мне – первой (г) встречною.

(2)Сердце сразу сказало: «Милая!»

(3)Всё тебе – наугад – простила я,

Ничего не знав – даже имени!

(4)О люби меня, о люби меня!

(5)Вижу я по губам – извилиной,

По надменности их усиленной,

По тяжёлым надбровным выступам:

Это сердце берётся – приступом!

(6)Платье – шёлковым, чёрным панцирем,

Голос с чуть хрипотцой цыганскою,

Всё в тебе мне до боли нравится, —

Даже то, что ты не красавица!

(7)Красота, не увянешь за лето!

(8)Не цветок, — стебелёк из стали ты,

Злее злого, острее острого,

Увезённый – с какого острова?

(9)Опахалом чудишь, иль тросточкой, —

В каждой жилке и в каждой косточке,

В форме каждого злого пальчика, —

Нежность женщины, дерзость мальчика.

(10)Все усмешки стихом парируя,

Открываю тебе и миру я,

Всё, что нам в тебе уготовано,

Незнакомка с челом Бетховена! (Из книги «Юношеские стихи» «Подруга» 9)

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении (1) должны стоять запятые? 

  1. а,б,в,г

  2. б,в,г

  3. а,б,в

  4. б,в

  1. Среди предложений 1-10 найдите сложное предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

( 10)

  1. Из предложений 2-4  выпишите все частицы (не, даже)

  2. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании нежность женщины (предложение 9).( Управление)

  3. Среди предложений2-7 найдите сложные, в состав которых входит односоставное определённо-личное. Напишите номера этих сложных предложений. (4,7)

  4. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (надбровным)

Тестирование

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звенят ( )

И гробницы, в ряд, у меня стоят,

В них царицы спят, и цари.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.



  1. Как объяснить постановку двоеточий в данном предложении? 

В сновидящий час мой бессонный, совиный

Так я вдруг поняла:

Я знаю: не сердце во мне, — серцевина

На всём протяженье ствола.

(«В сновидящий час мой бессонный, совиный»)

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 


Среди казарм(1) и шахт(2) и школ(3)

Чтобы душа не билась(4)

Я гору знаю(5) что в престол

Души преобразилась.

(«ICI –HAUT» 3)


  1. 1,2,3,5

  2. 1,2,4,5

  3. 3,5

  4. 2,3,5

Алгоритм самооценивания:
1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

4. Требования к результатам

Исследовательские и проектные работы учащихся помогают реализовать требования к результатам, установленным ФГОС

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:


Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию , формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, традициям, языкам, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.


1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Литература. Родная литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,

участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е)рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.



Заключение

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Умение пользоваться методом проектов, ИКТ – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Разработки и результаты проектных и исследовательских работ использую в учебной деятельности: серия презентаций по жизни и творчеству писателей и поэтов XIXXX вв, внеклассные мероприятия «Хочу всё знать», с учащимися 7-8 классов создала проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»; в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 8-9 классов создали интегрированный творческо — исследовательский проект «Здесь Родины моей начало», посвящённый юбилею посёлка . Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время.

Оценка проекта

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение информационно-коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образованию и используется в представленных подходах к оценке его качества.































Список использованных источников и литературы



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и  науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3. Проектная деятельность в основной и старшей школе/ Под ред. А.Б. Воронцова, — М., Просвещение, 2010.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

5. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. Серия «Работаем по новым стандартам».М.»Просвещение»2012

6. www.ed.gov.ru

7. www.standart.edu.ru

8. www.isiorao.ru

9. www.school-collection.edu.ru

10. www.school.edu.ru

.









Свежие документы:  Викторина «Наш край Кузбасс» 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: