Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
г.Челябинска
Патриотическое воспитание на уроках русского языка
статья (обобщение опыта работы).
Автор: Шеина Татьяна Павловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №13
г. Челябинска, высшей категории
Челябинск, 2013
Патриотическое воспитание подрастающего поколения наряду с обучением является главной задачей современной школы, которая должна реализовываться ею в повседневной работе – классной и внеклассной. Нужно воспитывать так молодежь, чтобы она со всем юношеским пылом полюбила свою страну, полюбила ее не только сознанием, но и всеми пятью чувствами человека.
Быть патриотом – это значит любить свою Родину, уважать многонациональный народ и его славное историческое прошлое, ценить его культуру, любить свой родной язык, природу своей страны и ее несметные богатства, в том числе созданные трудом людей.
Патриотические чувства формируют печать, радио, телевидение, участие самих подростков в деятельности страны.
Немалое влияние на воспитание патриотических чувств своих детей оказывают родители. Но особая роль принадлежит школе, которая проводит работу по патриотическому воспитанию систематически с I по XI класс, концентрируя все источники влияния на учащихся. Каждый учебный предмет должен внести свой вклад в дело воспитания патриотических чувств учащихся. Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи.
Русский язык также располагает определенными возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:
Формировать у детей любовь и преданность Родине;
Развивать у них любовь и уважение как к своему, так и народам других стран, героическому прошлому нашей страны;
Воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
Формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать ее;
Как известно, на уроках учащихся воспитывают содержание предмета, деятельность учащихся на уроке, а также личность учителя и методы, применяемые им.
В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для патриотического воспитания школьников: во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в начале каждого учебного года и специальная тема «Общие сведения о языке», завершающая школьный курс русского языка в 9 классе. Во-вторых, дидактический материал, используемый для целей обучения: тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, а также темы сочинений и темы для составления предложений.
Общие сведения о языке и функциях русского языка в современном мире создают условия для формирования любви и уважения к русскому языку как языку великого русского народа и одному из международных языков, во-вторых, уважения к другим языкам и народам – их носителям.
Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, любовь к родной природе, гордость героическими и трудовыми подвигами простых людей.
Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические темы (составление тематических словариков, подбор художественных и публицистических текстов патриотического содержания, запись рассказов героев войны и труда, и т.п.), который используется на уроках.
Обогащение словарного запаса школьников общественно-политической лексикой расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины, о величайших свершениях нашего народа. Задача учителя состоит в том, чтобы одновременно пробудить у учащихся чувство гордости за дела народа и желание активно участвовать в жизни нашей великой страны.
Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к общественно-политическим явлениям жизни нашей страны.
В курсе русского языка V—IX классов можно выделить два этапа работы над воспитанием патриотизма.
На первом этапе (V—VII классы) происходит подготовительная работа по накоплению языкового материала, второй этап (VIII—IX классы) предполагает формирование умений в связном изложении рассуждать на общественно-политические темы, носящие обобщенный характер.
Главным делом ребят школьного возраста является учеба. Воспитание правильного отношения к учебе через отрицательный пример мы находим в работе по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Многие тексты также служат воспитанию нравственных начал: честности и взаимопомощи (изложение по рассказу А. Гайдара «Совесть»), чуткости и отзывчивости к чужому горю («Из письма М. Горького»), трудолюбия («Из письма М. Горького сыну»). Сюда же относятся упражнения на материале пословиц о труде, о нравственных правилах и т.д.
В учебник V—VI класса включено около 20 текстов под общей рубрикой «Отечество мое», прямо направленных на сознание величия нашей Родины, воспитывающих чувство гордости за дела и свершения человека. Среди этих текстов много таких, которые рисуют малые и большие уроки нашей Родины, показывают их красоту или значение в жизни страны (см. текст К. Паустовского «Мещера», стих Л. Татьяничевой «Урал», «Дон», «Сахалин» и др.)
Многие из этих текстов представляют образцы публицистического стиля, эмоционально воздействуют на ученика, влияют на формирование у него умений передавать личное отношение к высказанному, на усвоении разнообразной общественно-политической лексики.
Особое значение для воспитания гордости за нашу Родину имеют тексты о защите Отечества (см. тексты К. Ваншенкина «Минское шоссе», А. Коваля – Волкова «Носите ордена», «Город-герой Тула», «Город-герой Москва», «Город-герой Волгоград» и др.) Из этих текстов ученики не только узнают о подвиге народа в Великой Отечественной войне, но и в силу эмоционального их воздействия проникаются мыслью о том, что защита Отечества – первейшая обязанность гражданина.
Сочинения в VII классах также дают возможность учащимся поработать над построением связных высказываний на темы общественно-политической жизни «Люби и охраняй природу», «Книга – друг и учитель человека» и др.
Это еще не сочинения-рассуждения, но они привлекают внимание учащихся к явлениям общественной жизни через конкретные факты ее проявления, такие, которые доступны учащимся данного возраста.
Обучение в VIII—IX классах (второй этап воспитания патриотизма) ставит учащихся на новую ступень. На первый план выступает задача научить школьников строить связное публичное высказывание, раскрывающее общественно-политическое понятие.
Учебник и «Дидактический материал для VIII—IX классов дают богатый материал для бесед на общественно-политические темы.
Важно при этом использовать словарную работу, предлагаемую в учебнике большое количество слов, выделенных рамками для запоминания, относится к общественно-политической лексике: президиум, президент, специальность, профессия, традиция, секретарь, плакат, кандидат, депутат, конгресс, мировоззрение, девиз, дискуссия…
Эти и многие другие слова, предназначенные для орфографической работы, составляют тот лексический план, который будут использовать школьники в своих сочинениях на патриотические темы.
Непосредственно связаны с воспитанием школьников и тексты в упражнениях других разделов курса. Это описание памятника, (я даю описание «Орленка»), о бережном отношении к природе, о профессии строителей, своими руками преобразовывающих землю и мн.др.
Все эти тексты позволяют повторить сведения о типах высказываний (повествование, описание, рассуждение), функциональных стилях речи (научном, деловом, публицистическом), учат на образцовых примерах построению текстов разных стилей и типов речи.
Для описания могут быть использованы темы, в которых выражается идея сочинения: «Родина помнит своих героев», «Они отстояли Родину», «Их имена и дела бессмертны», «Человеку по работе воздается честь» и т.д.
Все эти темы требуют раскрытия одной из сторон патриотизма – любви к Родине.
При работе над этими сочинениями ученики собирают нужный материал из разных источников: из учебников русского языка, литературы, истории, из художественных произведений, биографии знаменитых людей. Немаловажный источник информации для сочинений – краеведческая работа, различные внеклассные мероприятия (школа смотрела) к/ф «Сталинград», учащиеся написали отзывы, которые были опубликованы в школьной газете «Лестница».
Итак, мы видим, что воспитание любви и преданности к Родине заложено в самой программе по русскому языку, а уроки русского языка превращаются в средство воспитания активной личности.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации М., 2012.
Ладыженская Т.А. О чем хотят писать в своих сочинениях школьники 4-11 классов. М., 2003.
Павлов И.П. Темы и содержание сочинений учащихся II—XI классов городских и сельских школ. М., 2006.
Иванова Э.В. Экзаменационное сочинение на патриотическую тему в восьмом классе. – Русский язык в школе, 1975, № 6 с 121-124.
Тростенцова Л.А, Ладыженская Т.А. и др. Учебник русского языка для 5,6,7 кл. М. «Просвещение», 2012.