7 Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы Целинного района Алтайского края
Автор Троян Нина Васильевна
Место работы МБОУ «Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Урок русского языка
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (части С) по произведению О. Безымянной «Притча о двух кувшинах»
Класс: 10 класс
Тип урока: Развитие речи. Подготовка к написанию части С.
Цели урока:
Метапредметная цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности
Целенаправленная работа с текстом, активизация общекультурного и личного опыта учащихся.
Способствовать формированию целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Учить работать над созданием сочинения-рассуждения в формате части С ЕГЭ.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
— оценивать ситуацию;
— умение соотнести поступки и события с принятыми этическими нормами.
Регулятивные:
— определить цель (проблему) и задачи деятельности;
-принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Коммуникативные:
— планировать учебное сотрудничество;
— уметь участвовать в коллективном обсуждении;
— создавать устные высказывания и письменные тексты.
Познавательные:
— находить информацию в тексте;
— анализировать и обобщать информацию;
— устанавливать причину и ее следствие;
— осуществлять синтез.
Планируемые результаты урока
Личностные результаты:
— обретение личностных смыслов на уроке, осознание того, что изучение художественного произведения обогащает тебя лично, даёт примеры жизненных ситуаций и определяет причины этих ситуаций.
Метапредметные результаты:
— умение определять цели в работе, планировать свои действия, осмысливать и применять полученную информацию;
— умение рассуждать, работать в группе, слышать другого, уважительно относится к мнению оппонента, логически и грамматически грамотно выражать свои мысли.
Предметные результаты:
— умение работать с художественным текстом, видеть позицию автора, выходить на идею произведения через разные уровни анализа текста.
Методы работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Словарная работа – притча, параллелизм
Ход урока:
I.Индуктор. Подготовка к восприятию темы урока.
Учитель представляет вниманию учащихся презентацию.
— Выскажите свои мнения о том, что станет предметом нашего разговора.
Учитель и ученики выслушивают гипотезы.
II.Целеполагание.
Перед вами текст. Чтение притчи о двух кувшинах.
— Сформулируйте цель и задачи урока.
Цель – результат деятельности.
Задачи – что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи:
Определить проблему текста, идею.
Написать продолжение притчи.
Определить тип, стиль речи.
Вспомнить особенности жанра притчи.
Определить, какую роль играют в тексте изобразительно-выразительные средства.
III.Работа с текстом.
Проблема текста, комментирование текста.
— Дайте определение жанра притчи.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
— Напишите продолжение – краткое нравоучительное заключение.
Притча о двух кувшинах
У одного человека было два кувшина для хранения воды, но стал замечать он, что в одном сосуде вода всегда прозрачная и прохладная, а в другом быстро мутнеет и приобретает неприятный запах. Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны они из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и в мастерстве. Что же так различает их? Присмотрелся он внимательно и понял: тот кувшин, что попроще, без изысков, — пористый и испаряет стенками влагу, тот, что покрыт лаком, не имеет пор и обрекает воду на загнивание. И тогда человек поставил красивый кувшин в угол, чтобы им только любовались, а простой кувшин оставил на прежнем месте, в тени и подальше от разных глаз. Всякий, кто заходил к хозяину в дом, первым делом восхищался красотой кувшина, стоящего на виду, но, как только прикасался к чудодейственной влаге невзрачного кувшина и ощущал прилив силы и бодрости в теле и чистоту мыслей в голове, тут же начинал петь хвалу тому сосуду, от которого было гораздо больше пользы…
Так и среди людей бывает: …
на красивого глазеют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.
(О. Безымянная)
ТЕСТЫ
(Раздаются каждому)
1. Укажите верно сформулированную основную мысль.
а) Бывают кувшины только полезные, а бывают еще и красивые;
б) в доме должны быть полезные и красивые вещи;
в) с лица не воду пить;
г) мудрость и пользу получают не от красивого, а от умного.
2. Определите стиль и тип речи, данного текста.
а) Художественный, рассуждение;
б) публицистический, повествование;
в) публицистический, рассуждение;
г) художественный, описание;
д) художественный, повествование с элементом рассуждения.
3. В чем художественная особенность построения предложения?
Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и мастерстве.
а) Синтаксический параллелизм;
б) экспрессивная функция вводных слов;
в) неполные части сложного предложения;
г) парцелляция
4. Какой, прием использован в предложении?
Так и среди людей бывает: на красивого глазеют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.
а) Эпитеты; в) сравнение;
б) антитеза; г) метафора.
IV.Работа в группах. Аргументация.
Произведения Феликса Кривина.
СВЕТИЛО
В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением.
— Ей бы только добраться до своего потолка, — говорили настольные
лампы. — Тогда в мире сразу станет светлее.
И долго еще, уже заняв места на рабочих столах, настольные лампы
вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь — ого! — стала
большим светилом.
А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь.
Но от этого в мире не стало светлее.
ШКАФ
Он очень содержателен.
И скромен: посмотри –
Он даже носит платье
Не сверху, а внутри.
А тот, кому он служит,
Иной имеет вкус:
Он разодет снаружи,
А в середине пуст.
Высказывания знаменитых людей.
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Джеймс Купер
Доброта всегда одержит верх над красотой. Генрих Гейне
Духовная красота бесконечно прекраснее всех других, и поэтому тела, будучи лишь тенями сущего, должны обладать очарованием, говорящим о красоте духовной. Такой тип красоты принадлежит природе и превосходит искусство, сотворенное человеком. Джонатан Эдвардс
Совершенная красота почти всегда отмечена либо холодностью, либо глупостью.
Оноре Бальзак
Если прекрасное лицо — это рекомендательное письмо, то прекрасное сердце — это верительная грамота. Эдвард Бульвер-Литтон
Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало помалу в поразительное безобразие. Иван Гончаров
Красивая женщина нравится глазам, а добрая — сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая — сокровищем. Наполеон I
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. Михаил Глинка
V.Напишите сочинение в формате части С.
Алгоритм написания сочинения- рассуждения по русскому языку ( С1) (распечатки раздаются каждому).
1.Вступление.
2.Формулировка проблемы.
В своем тексте И.Ф. автора поднимает проблему…
3.Комментарий к поставленной проблеме.
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена. Не зря ее относят к разряду «вечных»…
4.Позиция автора.
5.Собственная позиция
Трудно не согласиться с мыслью, высказанной в притче…
6.Аргументы.
7.Заключение.
VI.Рефлексия
У меня получилось…
Я доволен тем, что…
Я испытывал трудности…
У меня не получилось…
Мне хотелось бы поделиться…
Я узнал…
Список использованной литературы
1.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
2. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006.
Интернет-ресурсы
Афоризмы.https://moudrost.ru/tema/aphorism_beauty4.html
Ольга Безымянная. Жемчуга мудрости. https://lib.ru/ZHURNAL/olbez.txt
Феликс Кривин. Полусказки. https://lib.ru/ZHURNAL/olbez.txt
https://www.volgograd.ru/gallery/albums/norating/albd2482007h94435/116586.pic
https://sperri.ucoz.ru/news/rossija_akhnula_ot_boli/2013-04-09-60
https://www.anapahram.ru/news/8433-lvoina-ychastvyet-vo-mner
https://usiter.com/post_f.php?mir=cudesa.net/sites/default/files/