Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (части С) по произведению О. Безымянной «Притча о двух кувшинах» 10 класс

7

Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы Целинного района Алтайского края


Автор Троян Нина Васильевна

Место работы МБОУ «Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»



Урок русского языка

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (части С) по произведению О. Безымянной «Притча о двух кувшинах»

Класс: 10 класс

Тип урока: Развитие речи. Подготовка к написанию части С.

Цели урока:

  1. Метапредметная цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности

  2. Целенаправленная работа с текстом, активизация общекультурного и личного опыта учащихся.

  3. Способствовать формированию целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  4. Учить работать над созданием сочинения-рассуждения в формате части С ЕГЭ.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

— оценивать ситуацию;

— умение соотнести поступки и события с принятыми этическими нормами.

Регулятивные:

— определить цель (проблему) и задачи деятельности;

-принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

— планировать учебное сотрудничество;

— уметь участвовать в коллективном обсуждении;

— создавать устные высказывания и письменные тексты.

Познавательные:

— находить информацию в тексте;

анализировать и обобщать информацию;

— устанавливать причину и ее следствие;

— осуществлять синтез.


Планируемые результаты урока


Личностные результаты:

— обретение личностных смыслов на уроке, осознание того, что изучение художественного произведения обогащает тебя лично, даёт примеры жизненных ситуаций и определяет причины этих ситуаций.

Метапредметные результаты:

— умение определять цели в работе, планировать свои действия, осмысливать и применять полученную информацию;

— умение рассуждать, работать в группе, слышать другого, уважительно относится к мнению оппонента, логически и грамматически грамотно выражать свои мысли.

Предметные результаты:

— умение работать с художественным текстом, видеть позицию автора, выходить на идею произведения через разные уровни анализа текста.


Методы работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор,  мультимедийная презентация.

Словарная работа – притча, параллелизм


Ход урока:


I.Индуктор. Подготовка к восприятию темы урока.

Учитель представляет вниманию учащихся презентацию.


— Выскажите свои мнения о том, что станет предметом нашего разговора.

Учитель и ученики выслушивают гипотезы.


II.Целеполагание.

Перед вами текст. Чтение притчи о двух кувшинах.


— Сформулируйте цель и задачи урока.

Цель – результат деятельности.

Задачи – что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи:

Определить проблему текста, идею.

Написать продолжение притчи.

Определить тип, стиль речи.

Вспомнить особенности жанра притчи.

Определить, какую роль играют в тексте изобразительно-выразительные средства.


III.Работа с текстом.

Проблема текста, комментирование текста.

— Дайте определение жанра притчи.


При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.


— Напишите продолжение – краткое нравоучительное заключение.


Притча о двух кувшинах

У одного человека было два кувшина для хране­ния воды, но стал замечать он, что в одном сосуде вода всегда прозрачная и прохладная, а в другом быстро мутнеет и приобретает неприятный запах. Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны они из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и в мастерстве. Что же так различает их? Присмотрелся он внимательно и понял: тот кувшин, что попроще, без изысков, — по­ристый и испаряет стенками влагу, тот, что покрыт лаком, не имеет пор и обрекает воду на загнива­ние. И тогда человек поставил красивый кувшин в угол, чтобы им только любовались, а простой кув­шин оставил на прежнем месте, в тени и подальше от разных глаз. Всякий, кто заходил к хозяину в дом, первым делом восхищался красотой кувши­на, стоящего на виду, но, как только прикасался к чудодейственной влаге невзрачного кувшина и ощущал прилив силы и бодрости в теле и чистоту мыслей в голове, тут же начинал петь хвалу тому сосуду, от которого было гораздо больше пользы…

Так и среди людей бывает: …


на красивого глазе­ют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.

(О. Безымянная)


ТЕСТЫ

(Раздаются каждому)

1. Укажите верно сформулированную основную мысль.

а) Бывают кувшины только полезные, а быва­ют еще и красивые;

б) в доме должны быть полезные и красивые вещи;

в) с лица не воду пить;

г) мудрость и пользу получают не от красиво­го, а от умного.


2. Определите стиль и тип речи, данного текста.

а) Художественный, рассуждение;

б) публицистический, повествование;

в) публицистический, рассуждение;

г) художественный, описание;

д) художественный, повествование с элемен­том рассуждения.


3. В чем художественная особенность постро­ения предложения?

Стал он искать причину: вода из одного исто­ка, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны из одной глины и руками одного мастера, значит, де­ло не в материале и мастерстве.

а) Синтаксический параллелизм;

б) экспрессивная функция вводных слов;

в) неполные части сложного предложения;

г) парцелляция


4. Какой, прием использован в предложении?

Так и среди людей бывает: на красивого глазе­ют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.

а) Эпитеты; в) сравнение;

б) антитеза; г) метафора.


IV.Работа в группах. Аргументация.

Произведения Феликса Кривина.

СВЕТИЛО


В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением.

— Ей бы только добраться до своего потолка, — говорили настольные

лампы. — Тогда в мире сразу станет светлее.

И долго еще, уже заняв места на рабочих столах, настольные лампы

вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь — ого! — стала

большим светилом.

А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь.

Но от этого в мире не стало светлее.


ШКАФ

Он очень содержателен.

И скромен: посмотри –

Он даже носит платье

Не сверху, а внутри.


А тот, кому он служит,

Иной имеет вкус:

Он разодет снаружи,

А в середине пуст.


Высказывания знаменитых людей.


Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Джеймс Купер

Доброта всегда одержит верх над красотой. Генрих Гейне

Духовная красота бесконечно прекраснее всех других, и поэтому тела, будучи лишь тенями сущего, должны обладать очарованием, говорящим о красоте духовной. Такой тип красоты принадлежит природе и превосходит искусство, сотворенное человеком. Джонатан Эдвардс

Совершенная красота почти всегда отмечена либо холодностью, либо глупостью.
Оноре Бальзак

Если прекрасное лицо — это рекомендательное письмо, то прекрасное сердце — это верительная грамота. Эдвард Бульвер-Литтон

Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало помалу в поразительное безобразие. Иван Гончаров

Красивая женщина нравится глазам, а добрая — сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая — сокровищем. Наполеон I

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. Михаил Глинка

V.Напишите сочинение в формате части С.

Алгоритм написания сочинения- рассуждения по русскому языку ( С1) (распечатки раздаются каждому).

1.Вступление.

2.Формулировка проблемы.

В своем тексте И.Ф. автора поднимает проблему

3.Комментарий к поставленной проблеме.

Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена. Не зря ее относят к разряду «вечных»…

4.Позиция автора.

5.Собственная позиция

Трудно не согласиться с мыслью, высказанной в притче…

6.Аргументы.

7.Заключение.


VI.Рефлексия

У меня получилось…

Я доволен тем, что…

Я испытывал трудности…

У меня не получилось…

Мне хотелось бы поделиться…

Я узнал…


Список использованной литературы

1.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

2. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006.

Интернет-ресурсы

  1. Афоризмы.https://moudrost.ru/tema/aphorism_beauty4.html

  2. Ольга Безымянная. Жемчуга мудрости. https://lib.ru/ZHURNAL/olbez.txt

  3. Феликс Кривин. Полусказки. https://lib.ru/ZHURNAL/olbez.txt

  4. https://www.volgograd.ru/gallery/albums/norating/albd2482007h94435/116586.pic

  5. https://sperri.ucoz.ru/news/rossija_akhnula_ot_boli/2013-04-09-60

  6. https://www.anapahram.ru/news/8433-lvoina-ychastvyet-vo-mner

  7. https://usiter.com/post_f.php?mir=cudesa.net/sites/default/files/

  8. https://ljtop.blogspot.ru/2009_07_20_archive.html

  9. https://ejka.ru/blog/zadachi/2085.html



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Алфавит"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: