Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя общеобразовательная школа»
Агаповского района Челябинской области
Подготовка к написанию сжатого изложения в работах ГИА
подготовила
учитель русского языка и литературы
Алексеева Елена Александровна
г. Магнитогорск
2012
Содержание
3 4 9 13 15 26 28 |
Введение
Ученики, оканчивая среднюю общеобразовательную школу, обязаны сдавать экзамен по русскому языку. Последнее время он проходит в письменной форме в виде сжатого изложения. Методисты отмечают, что школьники не всегда справляются с написанием сжатого изложения. Поэтому каждый учитель стремится научить своих учеников правильно писать сжатое изложение, объяснив все его особенности, способы написания. Следовательно, актуальность работы состоит в том, чтобы, проанализировав программы по русскому языку, методические рекомендации по написанию сжатого изложения, разработать свой урок, который бы способствовал развитию умения написания сжатого изложения у учеников 9 класса для успешной сдачи экзамена.
Чтобы обучить школьников приёмам написания сжатого изложения, учитель должен не только делать акцент на самом изложении, но и на орфографических, пунктуационный правилах. Поэтому в конспекте урока по сжатому изложению должны быть обобщающие упражнения.
Цель работы – разработать систему упражнений, способствующую успешному написанию сжатого изложения в ГИА, развивающую разнообразные умения и навыки, закрепляющую полученные знания.
В работе были использованы следующие методы: анализ литературы, наблюдательный, экспериментальный.
Изучив школьные программы по развитию речи, желаю найти ответ на вопрос: «что нужно сделать, чтобы ученики стали писать успешнее сжатое изложение?» – это гипотеза работы, так как я опираюсь, прежде всего на своё мнение и восприятие.
Материал работы был апробирован на специальном курсе по методике преподавания русского языка. После апробации материала были учтены замечания, недоработки.
Глава I. Сжатое изложение как вид письменной работы
§1. Характеристика сжатого изложения
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания.
Сжатый пересказ занимает особое место в обучении связной речи, в формировании коммуникативных умений. Известный методист М. Чистяков, подчёркивая значение сокращений (так назывались сжатые изложения), писал о том, что это занятие будет учить школьника «отличать красоты выражения от занимательности содержания, мелкие подобности предмета, важные для живости его изображения, от существенных, характеристических линий, его составляющих, отличия, будет приучать давать приобретённым мыслям свою оболочку; следовательно, здесь опять многосторонняя работа для памяти, для соображения, для чувств и стиля» [3, с. 65].
Таким образом, сжатое изложение способствуют развитию многих умений и навыков у учеников, которые необходимы для расширения кругозора учеников, их устной и письменной речей.
На важность сжатых пересказов в развитии речи и мышления ученика указывал и В.А. Добромыслов, отмечая, что эти изложения «требуют специальной логической работы над текстом».
Методисты, рассматривая теорию и практику сжатых изложений, вычленяют прежде всего такие вопросы, как: возможную степени сжатия (сокращения исходного текста); способы сжатия; характер текстов, отбираемых для сокращения; последовательность и приёмы работы над сжатым изложением.
Для сжатых изложений, так же как и для подробных, могут быть предложены тексты разных стилей: художественного, публицистического, научного, официально-делового.
Степень сжатия исходного варианта определяется стоящей коммуникативной задачей и может быть различной. М. Чистяков, например, отмечал, что возможны три варианты сокращений. В первом случае, сокращая художественный текст, исключаем только незначительные детали, попутные замечания и так далее. Стиль исходного текста при таком варианте сжатия сохраняется. Во втором случае текст сокращается в значительной степени. Воспроизводится самое основное в общих чертах. Изложение представляет собой «сухой и холодный указатель происшествий». Наконец, текст может быть сокращён до одного предложения, выражающего главную мысль произведения.
Во всех случаях сжатие художественного текста повлияет не только на его объём, но и повлечёт за собой те или иные изменения в композиции и языке.
Сжатое изложение официального документа, научной статьи будет представлять их конспективное ли тезисное воспроизведение.
Известны разные способы сжатия текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных, единичных явлений;
сочетание исключения о обобщения [3, с. 65-66].
И.Н. Добротина выделяет иные приёмы сжатия текста:
разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
свёртывание исходной информации за счёт обобщения;
замены:
— однородных членов обобщающим наименованием;
— фрагмента предложения синонимичным выражением;
— предложения или его части указательным местоимением;
— предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
— сложноподчинённого предложения простым;
исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких синонимов;
слияние нескольких предложений в одно [2, с. 16].
На мой взгляд, рациональна точка зрения И.Н. Добротиной, так как в ней представлены наиболее расширенные приёмы сжатия текста, что позволяет расширить умения и навыки учеников, потому что, чем больше способов и приёмов они знают, тем лучше они видят детали в тексте, которые второстепенны, могут сразу определить тему текста.
При исключении необходимо сначала выделить главное (существенное) с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала следует вычленять единичные факты, затем подбирать языковые средства их обобщённой передачи и составлять новый текст. Выбор способа сжатия в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.
Важно до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях учить школьников способам сжатия (расширения) текста.
Таким образом, главная дидактическая задача сжатого изложения – научить кратко, в обобщённой форме передавать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие коммуникативные умения, как:
умение вычленять главное (существенное) в информации;
умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения;
умение сокращать текст разными способами (исключения или обобщения);
умение найти и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Вместе с тем этот вид изложений будет способствовать совершенствованию и общих коммуникативных умений: умения раскрывать тему и основную мысль текста, умения планировать высказывание, умения совершенствовать созданный текст и другое.
Работа над сжатым изложением начинается в пятом классе, продолжается в шестом-седьмом классах (основной учебный цикл) и завершается в восьмом-девятом классах (заключительный учебный цикл).
От сжатого пересказа небольшого по объёму и несложного по содержанию повествовательного художественного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи – так должна выглядеть подготовка учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
До проведения специального урока, на котором школьники узнают о сжатом изложении, необходимо провести пропедевтическую работу. Эта подготовительная работа, по мнению И.Д. Морозовой, должна опираться на речевые умения, заложенные в начальной школе, совершенствовать, расширять их и готовить учеников к сжатым изложениям.
И.Д. Морозова выделяет несколько типов пропедевтических упражнений:
1) выделение главной информации предложения (простого или сложного);
2) выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца);
3) выделение детализирующей, объясняющей части микротекста;
4) сокращение предложения, микротекста за счёт исключения деталей, подробностей;
5) расширение, развёртывание предложения, микротекста путём введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и так далее;
6) подбор обобщающего слова (родового понятия) к ряду слов;
7) подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала [3, с. 67-68].
Я не могу согласиться с мнением И. Д. Морозовой, так как сжатое изложение требует особых упражнений, которые направлены именно на развитие навыков и умений, способствующих успешному написанию сжатого изложения.
Таким образом, сжатое изложение – это особый вид изложений, который требует от учеников умение не только правильно передать услышанный текст, но определение темы, идеи, систематизация и анализ текста. Важным является и навык трансформации, который является одним из основных способов сжатия. В способах и приёмах сжатия текста нет единого мнения среди методистов. Я считаю, что приёмов должно быть как можно больше.
§2. Анализ школьных программ
Сжатое изложение – это составная часть экзамена в девятом классе, поэтому необходимо обучать его написанию с младших классов.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
И.Н. Добронина считает, что сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в 9 классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать информацию прочитанного текста, использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента [2, с. 11].
И.Д. Морозова считает, что изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания [3, с. 70].
Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
Таким образом, сжатое изложение – важный элемент в обучении русскому языку. Оно позволяет развивать у школьников различные умения и навыки, систематизировать и анализировать материал, работать с текстом.
Для того чтобы обучить школьников писать сжатое изложение, необходимо применять особую методику. Над методикой сжатого изложения работали Е.А. Баринов, М.Е. Андрианова, М. Чистяков, В.А. Добромыслов и другие.
В школьных учебниках методика написания сжатого изложения представлена недостаточно. Анализ современных программ по русскому языку и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Мною были проанализированы школьные учебники по русского языку и русской речи нескольких авторов.
Так, в учебнике по русскому языку за 5 класс авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова приводятся 6 упражнений связанных с изложением, из них лишь 2 упражнения на сжатое изложение. Однако ни в одном упражнении нет примера, каким образом сокращать текст. В то время как в других упражнениях, связанных с изложениями, авторы предлагают способы его написания. Например, в упражнении 307 (написать изложение) задания связаны с работой над частями текста, его стилем, языковыми средствами. В учебник за 5 класс помещена памятка «Как готовиться к изложению», но при этом авторы не привели памятку «Как готовиться к сжатому изложению», нет пояснений, чем отличается сжатое изложение от других видов изложений, следовательно, в учебнике недостаточно разработана методика по написанию сжатого изложения.
В учебнике за 6 класс этих же авторов представлено 4 упражнения связанных с изложениями, из них одно упражнения на сжатое изложение. В упражнении 65, которое связано с сжатым изложением, дано задание ученикам написать простой план, но при этом ни в учебнике за 5 класс, ни за 6 нет объяснений, что называется простым планом. Таким образом, в учебнике сократилось число упражнений на сжатое изложение, также не приводится методика их написания, образцы, каким образом сократить изложение.
В последующих учебниках этих авторов упражнений на сжатое изложение не представлено, в то время как оно является итоговой аттестацией за 9 класс.
Таким образом, в школьных учебниках авторов сжатому изложению не уделяется должного внимания. В них представлено мало упражнений на этот вид заданий, следовательно, большую часть материала учитель должен готовить самостоятельно, при этом не учитывается, что учитель может предлагать свою методику, которая соответствует требованиям школьной программы.
В учебнике по русской речи за 5-7 классы Е.И. Никитиной имеется 5 упражнений, связанных с изложением. В отличие от предыдущих учебников составитель данного учебника описывает, каким образом нужно писать сжатое изложение, советует, что можно заменить, предлагает план, то есть ученики понимают, что существуют разные виды изложений, у каждого вида свои особенности.
В учебнике этого же автора за 8-9 классы представлено 4 упражнения на изложения. В этом учебнике Е.И. Никитина усложняет задания, предлагает выделять в текстах микротемы, которые позволяют выделить главное, таким образом, ученики видят, о чём нужно писать, как сжать текст.
На мой взгляд, проанализировав учебники четырёх авторов, я пришла к выводу, что учебник Е.И. Никитиной является лучшим, так как составитель предлагает упражнения, помогающие школьникам при написании сжатого изложения, у автора есть своя система упражнений. Однако приведённых упражнений недостаточно для обучения учеников написанию сжатого изложения.
§3. Анализ тестов ГИА
Я рассмотрела тренировочные тесты, которые предлагают ученикам 9 класса Л.С. Степанова, Г.И. Цыбулько, и проанализировали задания, которые даны. Первая часть – это сжатое изложение, вторая часть – тесты (задания А) и задания с открытыми ответами (задания В), третья часть – сочинение-рассуждение.
В зависимости от стиля и тира речи задания отличаются друг от друга. Первые семь заданий связаны с работой над текстом, приводятся четыре варианта ответов, только один из которых является правильным. Вопросы на понимание текста, рассуждение, например: «Укажите номер предложения, содержащего ответ на вопрос: «Почему, дедушка, собираясь угостить домашних, не требует от внука, чтобы тот помог ему наломать для этого черники?» [5, с. 17]. Нет вопросов на орфографию, пунктуацию, синтаксис. Для того чтобы выполнить эти задания, школьники должны обладать навыками и умениями в области связной речи, уметь выделять главное из текста, определять стиль и тип речи. Необходимы также знания выразительных средств, так как имеются вопросы по их определению, например: «Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении…» [5, с. 17]
Примечательно, что в зависимости от типа и стиля реи различаются вопросы. Так, например, для повествовательного текста задаются вопросы типа: «Почему герой-рассказчик в какой-то момент считает, что его дедушка поступает «как маленький»?» [5, с. 18]. Для ответа на этот вопрос ученикам достаточно прочитать текст, понять его.
Если текст-рассуждение, то вопросы типа: «Как Николай Николаевич относится к своим предкам и к памяти о них?» [5, с. 17]. Здесь школьникам нужно не только знать текст, но и рассуждать над ним, то есть вникать в саму идею текста, высказать именно своё мнение.
Задание В состоит из четырнадцати вопросов, которые проверяют знания по орфографии и пунктуации, синтаксису, как школьники умеют трансформировать текст, к примеру: «Замените словосочетание всего ничего из предложения 14 стилистическим синонимом» [5, с. 18].
В третьей части авторы предлагают школьникам написать сочинение-рассуждение на определённую тему и выполнить какое-либо из двух заданий на выбор. Оба задания включают написание сочинения-рассуждения, но с разными текстами. В сочинении-рассуждении школьникам необходимо использовать цитаты, примеры из текстов, аргументировать свой ответ. Следовательно, ученикам необходимы знания связанные с сочинением-рассуждением, чем оно отличается от других видов сочинений, какой тип и стиль речи используется при его написании.
Таким образом, эти тесты разработаны так, чтобы проверить у школьников не только знания по орфографии, пунктуации, синтаксису, но и по развитию речи, как ученики умеют работать с текстом, языковыми средствами. Для того чтобы выпускники успешно написали этот вид экзамена, учителю необходимо разработать методику, обучающую школьников написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения, так как именно эти элементы остаются в учебниках недостаточно освещены.
Глава II. Система упражнений по теме «Сжатое изложение»
Моя работа посвящёна методике обучения написанию сжатого изложения, поэтому была разработана система упражнений по этой теме, которые, на мой взгляд, способствуют успешному развитию навыков и умений.
Целесообразно начинать обучение сжатому изложению с определения. Для того чтобы дать это определение школьникам, можно использовать несколько вариантов:
на доске записаны два предложения:
Мы сидели на большой зелёной лужайке, травинки которой блестели на солнце.
Мы сидели на лужайке, травинки, которой блестели на солнце.
Вопросы к ученикам.
— Чем отличаются друг от друга эти предложения?
— Как вы считаете, можно такой приём использовать только в отношении предложений или текстов тоже?
С помощью таких вопрос учитель выводит учащихся на определение сжатого изложения. Таким образом, ученики изначально могут понять и наглядно увидеть, чем характерен приём сжатия текста или предложения.
Учитель сам даёт определение сжатого изложения. После чего наглядно показывает, чем отличается полный вариант от сжатого.
После того как учитель дал определение сжатому изложению, необходимо показать приёмы и способы сокращения текста:
учитель на доске записывает 2 текста:
А) В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрали совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав её, дал за чаем кусок сахару, осталась на печи в большой избе.
Б) В избе мужика Андрея Савостьянова собрали совет. Народ теснился в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, осталась на печи в большой избе.
Вопросы ученикам.
— Какие темы в первом и во втором текстах?
— Чем отличаются варианты друг от друга?
— С помощью чего удалось сократить текст?
— Изменился ли смысл текста?
— Как изменилось ваше впечатление, после прочтения первого варианта и второго? Какой вариант вам ближе?
Такое упражнение способствует самостоятельному поиску приёмов сжатия текста, несмотря на то что учитель сам произвёл заранее сокращение. Школьники наглядно видят, что ни тема, ни смысл текста не меняется при его трансформации, а утрачивается выразительность. Последний вопрос помогает учителю выявить учащихся, которым сложно трансформировать текст в более краткий, чем авторский вариант.
После того как учитель наглядно показал способы сокращения тексты, он предлагает ученикам самостоятельно трансформировать предложения. Вначале учитель предлагает одно предложение, чтобы ученикам было легче понять принцип изменения:
И на море, и дома дед заставлял Андрейку делать всё наравне с собою: править парусами, чинить, собирать, тянуть, спускать сети, обирать рыбу.
Данное задание концентрирует внимание учеников именно на том, что хотел сказать автор, что позволяет им развивать умение находить главное в предложении, тексте.
Затем учитель предлагает ученикам 2 предложения, которые они должны трансформировать в одно:
Жизнь у него проходила однообразно, кругом было только море, небо, степь да берег. По степи, посвистывая, бегали или, как столбики, стояли у своих нор суслики; в воздухе, мелькая по иссохшей траве, плавали коршуны, ястребы [1, с. 121].
Это упражнение позволяет ученикам учиться видеть предложения, которые выражают одну мысль, и при их изменении смысл не меняется.
Для закрепления этого умения учитель предлагает ученикам самим придумать несколько предложений, которые можно объединить в одно.
Чтобы сжать текст, необходимо выделить в нём главную и второстепенную мысли. Поэтому целесообразно в подготовке к написанию сжатого изложения уделить внимание синтаксическому разбору. Для чего учитель выписывает на доску несколько предложений и просит учеников найти грамматическую основу.
Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него.
Выделение главной основы демонстрирует ученикам, что должно быть обязательно сохранено при сокращении текста.
Вопрос ученикам.
— Всегда ли можно опустить второстепенные члены предложения так, чтобы была сохранена главная мысль?
Сопоставление первого и второго предложений подчёркивают, что не всегда возможно убрать все детали и подробности, оставив лишь главные члены предложения, которые являются основной темой в нём.
Ученикам при написании сжатого изложения необходимо умение подбирать синонимы и обобщающие слова, поэтому учителю важно акцентировать и на этом внимание школьников. Для развития данных способностей учитель может использовать следующее задание: на доске записаны предложения, в которых нужно заменить все однородные члены предложения одним словом.
Лиса, кролик, медведь, лось находились в суровых условиях природы. Чудеснейший, чистый, прозрачный водопад струился с огромнейшей высоты. Красные, бурые и зелёные ягоды мы обнаруживали на ветках. Голубь, гусь, аист – это символы каких-либо примет или явлений.
Такое упражнение помогает ученикам видеть части и слова, которые можно объединить, сжать. Однако не всегда это возможно, так как, на первый взгляд, однородные члены предложения могут характеризовать предмет с разных сторон. Так, например, в последних двух предложениях нельзя соединить красный, бурый и зелёный или примет и явлений, иначе это приводит к утрате важных характеристик, которые необходимы автору для написания этого текста.
Когда ученики поработали над предложениями, учителю следует перейти к работе над текстами, но которые не так велики по объёму, чтобы школьникам было легче работать с ними. Так, учитель предлагает учащимся текст, состоящий из двух абзацев.
Когда в губернском городе приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в городе очень хорошо, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.
Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при это кашлял очень смешно [6, с. 287].
Вопросы и задания ученикам.
— Какова тема этого текста?
— Кто главные действующие лица?
— Можно ли убрать все детали, которые не относятся к главным лицам?
— Какие детали можно объединить?
— Сократите текст так, как вы считаете возможным, убирая те детали, которые никак не влияют на текст.
— Допишите продолжение текста.
Это упражнение позволяет школьникам наглядно увидеть, для чего нужно сокращение текста, как лучше его применять, и всегда ли можно сжать текст. Последнее задание, наоборот, направлено на расширение текста, которое помогает школьникам почувствовать разницу между двумя этими явлениями. Оно позволяет ученикам понять специфику написания текста, и как можно его сократить, потому что, когда писатель создаёт произведение, не чувствует, что изображает или описывает малозначительные детали.
Для развития навыков и умений писать сжатое изложения учителю необходимо уделять внимание элементам сочинения, так как трансформация – это своего рода сочинение, пусть и незначительное. Поэтому учитель, на мой взгляд, может использовать следующее задание: ученики должны написать минисочинение. Затем школьники меняются друг с другом тетрадями и сокращают текст, при этом они должны обосновать свой выбор, а авторы, в свою очередь, объяснить, почему эти детали так важны.
Такое задание способствует развитию у учеников умения видеть в тексте главную мысль, а также работает над аргументацией школьников. Так как доказывать свою правоту важно, именно аргументированность и обоснованность позволяет учащимся трансформировать произведение так, как они желают, что придаёт им индивидуальность. Эти качества помогают успешно написать экзаменационную работу.
Способствующим развитию умению и навыков написания сжатого изложения является и упражнения, в которых школьникам необходимо придумать предложения с представленными словосочетаниями:
Твёрдый хлеб, лучистое солнце, прозрачное небо, деревянный стол, мягкая мебель.
Такое упражнение помогает ученикам развивать устную и письменную речь, которые важны при трансформации текста. В целом, развитие умений и навыков писать сочинение необходимо при написании изложения, так как нередко в задании стоит вопрос, на который следует отвечать своими словами, но с опорой на текст, поэтому это задание важно для учащихся, потому что они пишут предложения с несвободными элементами.
Следующее упражнение помогает ученикам увидеть, что сжимать текст можно разными способами.
Задание: на доске начерчена таблица, в левом столбце записан текст, в правом – сжатый. Однако правый столбец закрыт от школьников. Ученики самостоятельно сжимают текст, применяя разные способы. После чего учащимся открывается вторая половина. Школьники сравнивают свой вариант с представленным. Затем несколько учеников зачитывают вслух свои варианты, которые тоже сравниваются.
Светало, я стол в тамбуре вагона, понимая, что подъезжаю к родным местам. Я вышел из поезда и зашагал по направлению к деревне прямо по траве, покрытой росой. Мне рисовались картины родного села. Я представлял, как подойду к своему дому, увижу знакомую с детства улицу, старый колодец, наш палисадник [1, с. 14]. |
Упражнение может быть направлено и на то, чтобы показать ученикам, что сжатие текста должно быть рациональным, логичным.
Задание: на доске таблица. В первом столбце дан полный вариант текста, во втором – сжатый, но при этом он преобразован неправильно. Ученики должны объяснить, почему сжатие нерациональное, и представить свой вариант.
Отряд отправился на прогулку. Мы шли по тропинке. Я люблю лес. От травы и сосны исходил аромат. Дятел стучал, сороки встречали нас криками [1, с.13]. |
Такое упражнение доказывает, что в тексте нельзя опускать особо значимые слова, оставляя только подлежащее и/или сказуемое, которые несут главную информацию. Определения или местоимения так же важны, как и предикативные единицы.
Для обучения написанию сжатого изложения можно использовать следующее упражнение: из заданных слов написать небольшое сочинение с распространёнными предложениями. После чего ученики меняются друг с другом текстами для редактирования. Школьники должны написать два варианта сочинения: 1) сжатое; 2) дополненное. Такое упражнение развивает у учащихся умение редактировать тексты разного стиля, писать сочинения с заданными словами, что имеет сходство с изложением. Сжатие и дополнение текста помогают отработать навыки работы с произведением.
В качестве упражнения учитель может использовать следующее задание: найти текст среди литературных произведений объёмом одна страница и сократить его до одного-двух предложений с сохранением основной мысли и темы. Такое задание расширяет возможности учащихся, так как они начинают видеть только главные и важные детали в тексте, безошибочно определять тему, идею текста. Самостоятельный поиск произведения необходим, для того чтобы развить навык и умение ориентироваться в многообразии выбора. При этом ученик испробует не один текст, а несколько, соответственно, навык будет развиваться больше, путём метода проб и ошибок, который важен при написании экзаменационной работы, так как ученики, увидев текст, сразу будут видеть, что в тексте второстепенно, а что главное.
Необходимо учителю развивать и навык самостоятельного поиска способов сокращений текста. Эти способы должны быть нетрадиционными, а именно индивидуальными, чтобы ученику было легче воспринимать сжатое изложение как вид работы. Учителю важно учесть, что не все ученики могут видеть стандартные приёмы сокращения текста. Для данного упражнения учителю нужен текст с наиболее распространёнными предложениями, связанных между собой.
Так размышлял Аркадий, а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё: деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими песнями заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи. Они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка высказывались их головы в дымчатых её волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления [1, с. 45].
Вопросы и задания ученикам.
— К какому стилю текста и типу речи относится отрывок?
— Чем характеризуется данный тип речи и стиль текста?
— Насколько значимо сохранить тип речи и стиль отрывка?
— Попробуйте сжать текст таким образом, чтобы у него изменился тип и стиль.
— Напишите два варианта сжатия текста: один с использованием известных приёмов, это, например, подбор синонимов, обобщённых слов и нетрадиционного, на ваш взгляд, способа.
Такое упражнение рассчитано на выявление слабых мест у школьников при изучении данной темы, так как оно охватывает несколько заданий, связанных с сжатие текста, а также работой над стилем и типом текста.
При написании изложения школьнику необходимо работать над содержанием, типом, стилем, темой текста. Поэтому учитель должен напоминать ученикам, чем отличается один стиль, тип от другого, какие характеристики и особенности у них имеются. Для этого учитель может использовать следующее упражнение: ученикам розданы четыре текста, которые отличаются между собой типом и стилем (научный, деловой, текст-повествование и рассуждение).
Задание ученикам.
— Определить тип речи и стиль текстов.
— Озаглавить каждый текст.
— Сжать тексты, используя способ сокращения на выбор, после чего ответить на вопросы.
— Всегда ли можно использовать сокращение?
— С какими трудностями вы столкнулись?
— Какой стиль текста и тип речи вам не удалось сжать?
— Как вы считаете, с чем это связано?
Такое упражнение помогает наглядно понять ученикам, что сжатие текста возможно не всегда, этому может препятствовать стиль текста, отсутствие, например, в деловой речи однородных членов предложений или явлений, которые можно объединить. В научном тексте сложно подобрать синоним. Таким образом, ученики понимают, что каждый способ сокращения можно использовать не всегда, то есть они не универсальны, поэтому, зная только один приём, нельзя научиться сжимать текст.
Чтобы учеников научить работать над сжатием текста, важно показать им работу с текстом, в первую очередь, школьников нужно обучить составлению плана текста, для чего учитель раздаёт текст небольшого по объёму:
Художническая судьба Тютчева необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева сказывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее, однако, назвать её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании. При этом изображение природы и мысль о природе сплавлены у Тютчева воедино; его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность, живую образную плоть [6, с. 281].
Задание ученикам.
Определить тип речи и стиль текста.
Озаглавить его, вынеся основную тему в заглавие.
Составить план пересказа, включая в него только главные элементы текста.
Применяя разные способы и приёмы сжатия текста, сократить план.
Пересказать текст.
Такое упражнение направлено именно на работу с текстом, пересказом, так как изложение – это подробный или сжатый пересказ текста. В работе я акцентирую внимание на сжатом виде, поэтому в этом упражнении были представлены задания, которые способствуют развитию умения работать с текстом, сжатием плана, пересказом.
Как сказано выше, сжатое изложение – это своего рода пересказа текста, поэтому учителю необходимо сконцентрировать внимание учеников и на этом виде работы. Для чего учитель предлагает следующее задание: взять три текста небольшого объёма для пересказа, эти тексты должны быть разного стиля, но охватывать одну тему. Если ученикам сложно найти такие тексты, то учитель сам предлагает их ученикам.
Задания ученикам.
— Озаглавить тексты, вынеся главную тему в заглавие.
— Составить планы пересказов.
— Составить планы сокращения текстов.
— Объединить два плана, сжав текст.
— Пересказать все три текста по сжатому плану.
Вопросы ученикам.
— Какой текст наиболее труден для пересказа? Аргументируйте свою точку зрения.
— Одинаковыми ли вы способами сокращали текст? Объясните причину выбора.
Такое упражнение, прежде всего, способствует развитию умения пересказывать. А также развивает умение видеть главное и второстепенное в тексте, составлять план пересказа, видеть, чем отличается один стиль текста от другого. Это важные умения и навыки, способствующие успешному пониманию темы, следовательно, и сдачи экзамена в девятом классе.
На мой взгляд, рациональным является завершающий этап в обучении сжатому изложению – это обобщённое задание, содержащее в себе комплекс заданий, позволяющих оценить уровень учеников, степень их освоение материала.
После всех заданий и упражнений учитель раздаёт школьникам текст, и ученики работают над сжатием этого текста, применяя все свои знания и умения.
Задания к тексту.
Прочитать.
Озаглавить.
Определить тему, идею текста.
Разделить текст на части.
В каждой части найти предложения, словосочетания, которые можно объединить или которые можно опустить.
Исключить из текста детали, образы, которые второстепенны и не изменят смысл текста.
Подобрать обобщающие слова, синонимы к ряду понятий, слов.
Объединить несколько частей в одну.
Данные задания помогают ученикам систематизировать знания, работать с текстом, научиться сокращать его. Ученикам необходимо перед тем, как писать сжатое сочинение, поработать с наглядным текстом, который они видят, чтобы лучше понять материал и принцип сжатия текста.
После чего учитель даёт индивидуальное задание ученикам: на выбор взять текст и сжать его. Это поможет учителю понять, как школьники усвоили тему. В то время как ученики, используя полученные знания, развивают навык сжатия текст.
Все эти задания способствуют обучению учеников сжимать текст, выделять главное, второстепенное, трансформировать предложения, объединять словосочетания, предложения, исключать детали, образы, что необходимо для успешной сдачи итогового экзамена в 9 классе.
Последнее задание ученики выполняют и при написании сжатого изложения.
Таким образом, на мой взгляд, обучение сжатому изложению необходимо начинать с младших классов, при этом, разрабатывая систему упражнений, которая позволяет ученикам свободно ориентироваться в материале, применять все свои умения и навыки. Я считаю, упражнения, которые представлены в данной работе, призваны облегчить обучение сжатому изложению школьников, так как стремилась систематизировать упражнения, чтобы одно следовало из другого.
Заключение
Сжатое изложение в современном обучении школьников является одним из трёх элементов итогового экзамена в девятом классе. Оттого, как учитель обучает своих учеников, писать сжатое изложение, зависит успех сдачи этого вида экзамена.
В ГИА представлены задания, которые большей частью охватывают именно работу с текстом, поэтому связь между сжатым изложением и работой над текстами очевидна. Учителю важно сочетать в подготовке к экзамену эти два элемента, так как работа над текстом необходима ученикам. Прежде всего, учителю необходимо уделять внимание типу, стилю текста, так как вопросы часто связаны именно с этими понятиями, а сокращение текста не всегда возможно, потому что не все стили могут быть подвергнуты таким изменениям.
Несмотря на то, что сжатое изложение – это устоявшийся вид экзамена за последнее время, в школьных программах по русскому языку и развитию речи объём упражнений узок. Ученики не могут самостоятельно подготовиться по этой теме, так как нет систематизированных упражнений и заданий.
Наиболее удачен в этом отношении школьный учебник Е.И. Никитиной, в котором представлены упражнения и задания, связанных именно с сжатым изложением.
Однако до сих пор остаётся открытым вопрос: «Как обучать навыкам и умениям сжатого изложения?», так как среди методистов нет единого мнения. Существуют несколько методов на современном этапе в обучении сжатому изложению, каждый учитель сам определяет, что необходимо знать его ученикам и на что делать акцент. При этом нет у методистов систематизированных упражнений, направленных на постепенно обучение школьников сжатому изложению.
В работе я предприняла попутку представить систему упражнений, которая способствовала бы успешному развитию навыков и умения по написанию сжатого изложения, так как логично выстроила задания и упражнения, чтобы ученикам было легче освоить материал, а учитель мог выявить слабые стороны своих учеников и исправить их.
Список использованной литературы и источников
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.
Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // Русский язык в школе. – 2008. — №8. – С. 11-17.
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 128 с.
Никитина Е.И. Русская речь 8-9 классы. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
Степанова Л.С., Цыбулько Г.И. Готовимся к новому формату экзамена в IX классе // Русский язык в школе. – 2007. — №3. – С. 17-19.
Ткаченко Н. Тесты по грамматике русского языка. – М.: Айрис, 2002. – 383 с.
Учебники по русскому языку 5-9 классы / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.