Конспект урока русского языка
Утверждаю.
Методист (учитель)-
Урок будет дан в Русской гимназии г.Сыктывкара февраля 2010 года в 7 классе.
Тема урока: урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Цели урока:
раскрыть основную мысль картины;
подготовить учащихся к описанию изображенного на картине, активизировать лексику ребят, пополнить их словарный запас;
Оборудование : репродукции картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка», тетради.
Ход урока
Ход урока | |
1.Организация класса (1мин).
2.Проверка домашнего задания, подготовка восприятия нового материала (5 мин).
3.Объяснение нового материала (14мин).
4.Закрепление (15 мин).
5.Обобщение и подведение итогов урока (3мин).
6.Объяснение домашнего задания и выставление мотивированных оценок.(2 мин).
| Здравствуйте ребята! Садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами работаем по картине и знакомимся с художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас. Поговорим немного о художнике. Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско- Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат- художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца :настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров. Закончил московский художественный институт. Сейчас мне хотелось бы рассказать вам об истории создания картины «Опять двойка». КАРТИНА «Опять двойка» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе , как встретят дома мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Сейчас эта картина выставлена в Москве, Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах.
Скажите, пожалуйста, в каком жанре написана эта картина? ( написана в бытовом жанре). Как художник показал, что главный герой картины ученик? (мальчик композиционно расположен на переднем плане. ) Определите возраст ученика? (примерно 10-11лет) Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных)
Нам без слов понятно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка. О чем говорит его бывалый портфель?(в руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан.Из портфеля вместо учебников торчат коньки) Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, у младшего братишки велосипед )
Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да еще сын ее подводит Каково отношение к мальчику младшего братишки? (он катается на велосипеде да подсмеивается над ним) Что выражает поза и взгляд сестры? Как она учится? (смотрит с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу.) Кто встречает мальчика с радостью? (собака с радостью бросилась к нему, положила лапы на грудь) Какова основная мысль картины? (невесело приносить домой двойки) Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков калорит картины? (художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато- серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.) Попробуем подобрать ключевые слова и ряды синонимов, чтобы избежать повторов при написании сочинения. Мальчуган, мальчишка, он, ученик, двоечник, прогульщик, проказник и т.д. Лукавый и виноватый вид. Расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаянии опустилась на стул, руки уронила на колени. Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, упкрлась лапами в грудь. Теперь давайте подумаем о том, как можно назвать наше сочинение (история двойки, как Митю подвели коньки и т.д.
Записать словосочетания на доску, объяснить орфограммы. Потёртый портфель, поношенное пальто, детский велосипед, голубовато –серые стены, простенький коврик,.
Давайте с вами сейчас составим план. План:
Примерный образец сочинения Известный русский художник Решетников очень любил рисовать. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математика к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как он вчера весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски. Так появилась картина опять двойка. Главный герой картины мальчик, он изображен на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто школьная форма. Но на ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит старый, потертый портфель. Замок на нем давно уже сломан. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки. Мальчик пришел домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их на колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну вещи, а он лишь огорчает ее. Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил ее. Сама она очень аккуратная, все ее вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки. Подсмеивается над учеником его младший братишка, который в школу еще не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице он катается на велосипеде. И только собака радостно встретила мальчика. Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Написать сочинение.
|