Муниципальное образовательное учреждение
«Образцовская средняя общеобразовательная школа»
Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области
Занятие
( практикум ) по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
для 11 класса
русского языка и литературы
Учителя_____________________________
Герасимовой Н.Н.
ФИО_______________________________
2011/2012 г.
Подготовка к ЕГЭ (68 часов)
Программа практикума по русскому языку для 11 класса.
Разработала: учитель русского языка и литературы
МОУ «Образцовская СОШ» Герасимова Н.Н.
Пояснительная записка
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Целями практикума по русскому языку являются:
-укрепление и расширение орфографических и пунктуационных навыков обучающихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;
— обогащение словарного запаса обучающихся, овладение культурой письменной и устной речи, видами речевой деятельности, литературоведческими и лингвистическими терминами, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
— оказание практической помощи обучающимся в решении заданий ЕГЭ;
— овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности.
Указанные цели реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьников, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
В соответствии с целями занятие состоит из нескольких разделов:
— «Фонетика и орфоэпия»;
— «Морфемика и словообразование»;
— «Лексика и фразеология»;
— «Морфология и орфография»;
— «Синтаксис и пунктуация».
— «Текст. Типы речи. Стили речи».
— «Культура речи».
— «Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения.
Лингвистические и литературоведческие термины»;
Курс рассчитан на 68 часов.
Содержание программы
Раздел «Фонетика и орфоэпия».
Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.
Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.
Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.
Раздел 2. Морфемика и словообразование.
Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.
Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально — окрашенные слова.
Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки.
Раздел 4. Морфология и орфография.
Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.
Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.
Разряды местоимений, склонение местоимений.
Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.
Причастие, его признаки. Правописание причастий.
Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.
Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
О-E после шипящих и — Ц- в различных частях слова.
Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы – Н — и –НН- в словах различных частей речи.
Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
Написание – НЕ — с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
Правописание служебных частей речи.
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
Вводные конструкции. Обращение. Уточняющие члены предложения. Обособление.
Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложные с разными видами связи.
Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Раздел 6. Текст. Стили речи. Типы речи.
Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.
Строение текста. Способы и средства связи между частями текста.
Основные признаки текста.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Функциональные стили речи.
Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.
Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи.
Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи.
Раздел 7. Культура речи.
Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.
Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.
Раздел 8. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.
Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.
Содержание и структура сочинения-рассуждения. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.
Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз…
Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рассуждения.
Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.
Учебно – тематический план
Разделы программы | Всего часов | Формы контроля | |
1. | «Фонетика и орфоэпия».
| 3 | задание по карточкам |
2. | Морфемика и словообразование.
| 4 | задание по карточкам |
3. | Лексика и фразеология.
| 5 | задание по карточкам |
4. | Морфология и орфография.
| 10 | к/р, тесты |
5. | Синтаксис и пунктуация.
| 16 | к/р., тесты |
6. | Текст. Стили речи. Типы речи.
| 3 | тесты |
7. | Культура речи. | 3 | задание по карточкам |
8. | Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.
| 15 5 | сочинение;
ЕГЭ В-8; |
9. | Итоговый контрольный тест | 4 | ЕГЭ. |
Итого: 68 час.
Тематическое планирование ( 68 часов )
Тема занятия | Формы работы | Литература | |
1.
| Фонетика. Орфоэпия. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ | лекция | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ» |
2.
| Обобщающее повторение фонетики и орфоэпии. | практикум | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ» |
3. | Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | тест | Н.А. Сенина «Тематические тесты».
|
4. | Морфемика и словообразование. Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова. Понятие производной и непроизводной основы. | практикум, карточки | В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» |
5-6. | Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов. | практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора», стр. 113. Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ» В1.
|
7. | Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.
| тест, с/р. | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;
|
8. | Лексика и фразеология. Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова |
| И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора» |
9. | Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. | практикум, карточки | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;
|
10. | Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально — окрашенные слова | практикум | В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» |
11. | Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки.
| практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
|
12. | Вопросы лексики в заданиях ЕГЭ. | тест, с/р | Н.А. Сенина «Тематические тесты». Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;
|
13. | Морфология и орфография. Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.
| комбинированное занятие | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
|
14. | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. Разряды местоимений, склонение местоимений.
| практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
|
15. | Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. | практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
|
16. | Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий. Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.
| практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
|
17-18. | Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
| практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
|
19.
20-21. | О-E после шипящих и — Ц- в различных частях слова. Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы – Н — и –НН- в словах различных частей речи. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний. Написание – НЕ — с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи.
| тест
комбинированное занятие; карточки. | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»
И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»; В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» |
22. | Вопросы морфологии и орфографии в заданиях ЕГЭ.
| Тест, с/р. | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; А10; А11;А12 – А18; В2. |
23. | Синтаксис и пунктуация. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.
| комбинированное занятие | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; В3-В4; |
24-25. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. | комбинированное занятие | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; А8-А9 |
26. | Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. | комбинированное занятие | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»; В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» |
27. | Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
| практикум | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»; В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» |
28-29. | Вводные конструкции. Обращение. Уточняющие члены предложения. Обособление. | теоретико-практические задания по карточкам | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»; В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» |
30-31. | Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. | практикум | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; А19-А26;
|
32-33. | Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложные с разными видами связи.
| теоретико-практические задания по карточкам | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»; Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; В5-В6; |
34-35. | Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
| теоретико-практические задания по карточкам | И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;
|
36-38. | Вопросы синтаксиса в заданиях ЕГЭ.
| тест | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; Н.А. Сенина «Тематические тесты».
|
39. | Текст. Стили речи. Типы речи. Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство. Строение текста. Способы и средства связи между частями текста.
| теоретико-практические задания по карточкам | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.6. |
40. | Основные признаки текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Функциональные стили речи.
| практикум | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; А6-А8; А27-А30; |
41. | Вопросы стилистики в заданиях ЕГЭ. | теоретико-практические задания по карточкам | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п. 23, 24;
|
42. | Культура речи. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.
| теоретико-практические задания по карточкам | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п. 1-5; |
43-44. | Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.
| теоретико-практические задания по карточкам. | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.1-5; |
45-46. | Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины. Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе. Содержание и структура сочинения-рассуждения | практикум | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.25(теория) |
47-49. | Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности. Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз… Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.
| практикум | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»; В7-В8; |
50. | Формулируем проблему.
| практикум | Презентация; Нарушевич А.Г. «Сочинение на ЕГЭ» |
51-53. | Учимся комментировать.
| практикум | Презентация; Нарушевич А.Г. «Сочинение на ЕГЭ» |
54-56 | Учимся аргументировать. Естественные и искусственные доказательства. | практикум
| Презентация; Нарушевич А.Г. «Сочинение на ЕГЭ» |
57-58. | Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рассуждения. Композиция. Речевое оформление сочинения.
| практикум | Презентация; Нарушевич А.Г. «Сочинение на ЕГЭ» |
59-60. | Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.
| практикум | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; |
61-64. | Модели сочинений. | тест | Н.А. Сенина «Тематические тесты»; |
65-68 | Итоговый тест | тест | Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;
|
Литература
Н.А. Сенина «Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010г.».
А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009».
ЕГЭ-2009. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем / И.Б. Голуб. – М.: Эскимо, 2009г.
Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ -2010. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Легион, 2009».
В.Ф.Греков, С.Е. Крючков «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение».
10