практикум по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» 11 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области














Занятие

( практикум ) по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»

для 11 класса





русского языка и литературы

Учителя_____________________________

Герасимовой Н.Н.

ФИО_______________________________






















2011/2012 г.

Подготовка к ЕГЭ (68 часов)

Программа практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОУ «Образцовская СОШ» Герасимова Н.Н.


Пояснительная записка

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Целями практикума по русскому языку являются:

-укрепление и расширение орфографических и пунктуационных навыков обучающихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;

— обогащение словарного запаса обучающихся, овладение культурой письменной и устной речи, видами речевой деятельности, литературоведческими и лингвистическими терминами, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

— оказание практической помощи обучающимся в решении заданий ЕГЭ;

— овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности.

Указанные цели реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьников, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В соответствии с целями занятие состоит из нескольких разделов:

— «Фонетика и орфоэпия»;

— «Морфемика и словообразование»;

— «Лексика и фразеология»;

— «Морфология и орфография»;

— «Синтаксис и пунктуация».

— «Текст. Типы речи. Стили речи».

— «Культура речи».

— «Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения.

Лингвистические и литературоведческие термины»;


Курс рассчитан на 68 часов.



Содержание программы



  1. Раздел «Фонетика и орфоэпия».

Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.

Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.

Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.


Раздел 2. Морфемика и словообразование.

Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.

Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально — окрашенные слова.

Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки.


Раздел 4. Морфология и орфография.

Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

Разряды местоимений, склонение местоимений.

Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.

Причастие, его признаки. Правописание причастий.

Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.

Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.


Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.

О-E после шипящих и — Ц- в различных частях слова.

Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

Буквы – Н — и –НН- в словах различных частей речи.

Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.

Написание – НЕ — с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание служебных частей речи.


Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.

Вводные конструкции. Обращение. Уточняющие члены предложения. Обособление.

Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложные с разными видами связи.

Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.


Раздел 6. Текст. Стили речи. Типы речи.

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.

Строение текста. Способы и средства связи между частями текста.

Основные признаки текста.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили речи.


Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.

Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи.

Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи.


Раздел 7. Культура речи.

Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.


Раздел 8. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.

Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.

Содержание и структура сочинения-рассуждения. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.

Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз…

Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рассуждения.

Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.




Учебно – тематический план


Разделы программы

Всего часов

Формы контроля

1.

«Фонетика и орфоэпия».


3

задание по карточкам

2.

Морфемика и словообразование.


4

задание по карточкам

3.

Лексика и фразеология.


5

задание по карточкам

4.

Морфология и орфография.


10

к/р, тесты

5.

Синтаксис и пунктуация.


16

к/р., тесты

6.

Текст. Стили речи. Типы речи.


3

тесты

7.

Культура речи.

3

задание по карточкам

8.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.


15


5

сочинение;


ЕГЭ В-8;

9.

Итоговый контрольный тест

4

ЕГЭ.

Итого: 68 час.



Тематическое планирование ( 68 часов )


занятия

Тема занятия

Формы работы

Литература


1.



Фонетика. Орфоэпия.

Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ

лекция

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»

2.



Обобщающее повторение фонетики и орфоэпии.

практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»

3.

Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

тест

Н.А. Сенина «Тематические тесты».



4.

Морфемика и словообразование.

Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.

Понятие производной и непроизводной основы.

практикум,

карточки

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

5-6.

Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора», стр. 113.

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ» В1.


7.

Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.


тест, с/р.

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;


8.

Лексика и фразеология.

Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова


И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»


9.

Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы.

практикум, карточки

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;


10.

Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально — окрашенные слова

практикум

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

11.

Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки.


практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»



12.

Вопросы лексики в заданиях ЕГЭ.

тест, с/р

Н.А. Сенина «Тематические тесты».

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;



13.

Морфология и орфография.

Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.


комбинированное занятие

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»


14.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

Разряды местоимений, склонение местоимений.


практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»


15.

Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»


16.

Причастие, его признаки. Правописание причастий.

Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.

Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.


практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»


17-18.

Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.


практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»


19.






20-21.

О-E после шипящих и — Ц- в различных частях слова.

Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

Буквы – Н — и –НН- в словах различных частей речи.

Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.

Написание – НЕ — с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание служебных частей речи.


тест





комбинированное занятие;

карточки.

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»




И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

22.

Вопросы морфологии и орфографии в заданиях ЕГЭ.



Тест, с/р.

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А10; А11;А12 – А18; В2.


23.

Синтаксис и пунктуация.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.


комбинированное занятие

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

В3-В4;

24-25.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых.

комбинированное занятие

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А8-А9

26.

Типы простых предложений. Виды односоставных предложений.

комбинированное занятие

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

27.

Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.


практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

28-29.

Вводные конструкции. Обращение. Уточняющие члены предложения. Обособление.

теоретико-практические задания по карточкам

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

30-31.

Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения.

практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А19-А26;


32-33.

Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложные с разными видами связи.


теоретико-практические задания по карточкам

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

В5-В6;

34-35.

Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.


теоретико-практические задания по карточкам

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;


36-38.

Вопросы синтаксиса в заданиях ЕГЭ.


тест

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

Н.А. Сенина «Тематические тесты».


39.

Текст. Стили речи. Типы речи.

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.

Строение текста. Способы и средства связи между частями текста.


теоретико-практические задания по карточкам

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.6.

40.

Основные признаки текста.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили речи.


практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А6-А8;

А27-А30;

41.

Вопросы стилистики в заданиях ЕГЭ.

теоретико-практические задания по карточкам

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п. 23, 24;



42.

Культура речи.

Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.


теоретико-практические задания по карточкам

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п. 1-5;

43-44.

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.


теоретико-практические задания по карточкам.

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.1-5;




45-46.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.

Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.

Содержание и структура сочинения-рассуждения

практикум

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.25(теория)

47-49.

Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.

Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз…

Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.


практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

В7-В8;

50.

Формулируем проблему.



практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

51-53.

Учимся комментировать.



практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

54-56

Учимся аргументировать. Естественные и искусственные доказательства.

практикум


Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

57-58.

Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рассуждения. Композиция.

Речевое оформление сочинения.


практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

59-60.

Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.


практикум

Н.А. Сенина «Тематические тесты»;

61-64.

Модели сочинений.

тест

Н.А. Сенина «Тематические тесты»;

65-68

Итоговый тест

тест

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;





Литература


  1. Н.А. Сенина «Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010г.».

  2. А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009».

  3. ЕГЭ-2009. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем / И.Б. Голуб. – М.: Эскимо, 2009г.

  4. Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ -2010. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Легион, 2009».

  5. В.Ф.Греков, С.Е. Крючков «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение».

10


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: