МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Правописание НЕ с именами существительными
Урок русского языка в 6 классе
Учитель русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Тема. Правописание НЕ с именами существительными.
Цели. Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами Существительными. Формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию, 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Оборудование. Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, конверт с заданиями от Незнайки.
I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.
II. Игра «Кто зоркий»
Слайд №2
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
Прочитайте предложение.
Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
Сформулируйте вопросы и задайте их классу.
Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
III. Изучение нового материала
1.Составление таблицы (Дети записывают её в справочники, учитель работает на интерактивной доске, используя материал презентации. В результате работы должна получиться следующая таблица).
Слайд №3-4
Раздельно | |||
Не- | Не- | Не …, а | Наличие слов |
Невежа | Неправда | Не _ правда, а ложь | Вовсе не _ друг |
Невежда | Несчастье | Не _ счастье, а горе | Совсем _ не друг |
Неряха | Нездоровье | Не _ здоровье, а болезнь | Ничуть _ не друг |
а) Как мы называем глубоко невоспитанного человека, б) малообразованного человека,
в) неаккуратного, неряшливого человека?
Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет)
В состав какой морфемы входит НЕ? (Корня)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.
Подберите синонимы с НЕ к следующим словам: ложь, беда, болезнь, впишите их в таблицу. Какой морфемой является НЕ? (Приставкой)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.
Подберите антонимы к следующим словам:
не правда, а …
не счастье, а …
не здоровье, а …
Вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.
Сообщение учителя о раздельном написании НЕ с существительными, если есть слова ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и т.д.
IV. Закрепление
Чтение материала учебника по теме «Правописание НЕ с именами существительными»
Чтение учителем стихотворения
Слайд №5
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но вокруг было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)
Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).
Синтаксическая пятиминутка
Синтаксический разбор предложения Учение – свет, а неучение – тьма.
(Ученик работает на доске)
«Помоги Незнайке»
(Почтальон Печкин приносит конверт с заданиями)
Перепишите предложения, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму.
Слайд №6
(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Подскажи словечко
Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.
Слайд №7
Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.
Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.
Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту.
Слайд №8
Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу – вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.
V.Обобщение
Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?
Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?
С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.
VI. Оценивание
Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.
VII. Задание на дом
Слайд №9
Материал учебника (всем)
Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на данное правило)
Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)
Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)
Использованная литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007