Причастия в нашей речи



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан







Причастия в нашей речи

(урок развития речи)

учителя первой квалификационной категории

Зиганшиной Альфии Адиятулловны

















2013год

Цели урока:

1) систематизация знаний о причастии как части речи;

2) закрепление орфограммы в причастиях, совершенствование навыков определения границ причастного оборота и его обособления, навыков общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, умения применять причастия в речи;

3) обогащение словарного запаса, развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Оборудование: проектор, презентация, экран, компьютер.

1.Организационный момент.

2.Работа с текстом.

Анды – самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг.(А) Они поражают меняющимися пейзажами. (Б) Здесь увидишь, покрытые вечными снегами, пики гор, дымящиеся вулканы. (В) На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек. (Слайд №2).

1) определите стиль речи (художественный). Почему вы так решили?

2) какие средства выразительности использованы в тексте? (Слова в переносном значении, сравнение, олицетворение)

3) выпишите из текста в два столбика действительные и страдательные причастия. Прочитайте. Определите, от каких слов и как они образованы.

Рассекающие (рассекать) покрытые (покрыть)

Меняющимися (меняться) изрезанные ( изрезать)

Дымящиеся (дымиться)

3. Объясните написание суффиксов. Какое словосочетание «заблудилось»? Почему? (Слайд №3)

1) искр…щаяся снежинка

2) дремл…щая полянка

3) пен..щийся поток

4) журч..щий ручеек

5) заворажива..ая картина

6) тревож..вщий шепот

7) колыш..щийся камыш

Вывод: как образуются действительные причастия настоящего времени?

4. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени. Как объяснить выбор гласной в их суффиксах? (Слайд №4)

1) множить ( множ..мый )

2) колебать ( колебл..мый) ветром

3) слышать (слыш..мый) издалека

4) мучить (муч…мый )

5) задавать (задава…мый)

6) видеть (вид…мый)

7) читать ( чита…мый)

8) внедрять (внедря…мый)

Вывод: как образуются страдательные причастия настоящего времени?

5.Найдите в тексте страдательное причастие прошедшего времени, объясните выбор -нн-.

1) орфографический диктант.

Припудренные инеем, увенчанная тяжелыми рогами, околдованный тишиной, освещенный неярким солнцем, принарядившиеся в снеговые шубы, поваленный бурей, реставрированная картина, укрытая белой шалью, тканые узоры, развеянный ветром, облюбованный букашками, сочинение опубликовано.

2) словарная работа (слайд №5).

-подберите синонимы к слову «реставрированная» (реставрированная, восстановленная, обновленная);

-подберите однокоренные слова к словам «реставрировать» и «опубликовать»

еставратор, реставрация; опубликовать, публика, публицистический, публичный);

Свежие документы:  урок русского языка в 4 классе «Имя прилагательное»

3)в написанных словосочетаниях объясните выбор –н- и –нн- (работаем по цепочке);

4) замените прилагательные причастиями (слайд №6):

раненый солдат –

кипяченая вода –

крашеный пол –

сушеные грибы –

соленая рыба –

ношеный костюм –

Вывод : когда причастиях пишется -нн-?(слайд №7)

6. Найдите в тексте предложение, где допущена пунктуационная ошибка (слайд №2).

Когда причастный оборот выделяется запятыми? (Слайд №8)

7.В данных предложениях нарушена литературная норма. Исправьте предложения (слайд №9).

1) Шумит вершинами старый лес, подступившийся к берегам.

2) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

3) Деревья, изрядно подернувшие сединой, стояли молчаливо.

4) Снежинки мягким ковром легли на тропинку, извивающуюся между холмами.

8.Данные сложноподчиненные предложения превратите в простые, запишите их, причастные обороты обозначьте (слайд №10):

1)Солнце, которое появилось из-за горизонта, разослало на землю щедрые лучи.

2)Снежинки, которые сверкают на солнце, похожи на алмазы.

3)Кустарники, которые затеяли бурную пляску под музыку ветра, заслоняли зверя.



9. Дополните следующие предложения причастными оборотами (слайд №11):

Глядя на картину, восхищаеш…ся  зимним лесом.

Привлекает внимание огромное небо (простирающийся, над, поляна, спящая) с пушистыми  розовыми обл…ками (ветер, гонимый, легкий, ).

Сразу заметен одинокий лось, (вода,к, вышедший).

Вокруг все сковано холодом, только (тихо, журчать) неугомонный ручей бьется о корни деревьев.

10.Великий М. В. Ломоносов писал: «Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (слайд №1). Что он хотел сказать?

Перед вами картина (слайд№ 12), напишите минисочинение, используя причастия и причастные обороты.

Чтение2-3 работ.

11.Итоги урока.























Использованная литература:

1.Г.А.Богданова. Тестовые задания по русскому языку,7класс; М.,Просвещение,2011;

2.Н.А.Сенина, С.В. Гармаш и др. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. Ростов – на Дону, Легион ,2009

3.Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. Русский язык. Орфография и пунктуация. М.,Айрис-пресс,2000;

4.Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык,7класс, М.,Просвещение ,2010





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: