Примерная схема для заметок к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе

Т.М.Фалина

Примерная схема для заметок к сочинению на лингвистическую тему

в 9 классе

1


Заголовок

Зачем нужны запятые

2

I

Вступление

(может быть более общего
характера, чем тема)

В русском языке есть самые разные знаки препинания, их насчитывается семнадцать.

Особенно выделяются своим частым употреблением запятые.

Зачем же они нужны?

3

II

Основная часть.

Ответ на вопрос темы в виде тезиса (мысли, требующей доказательства), после которого уместен вопрос «почему?» и требуется ответ, предполагающий применение вводных слов или построение сложноподчиненного предложения с союзами «потому что», «так как…»

Запятые совершенно необходимы для правильной передачи смысла в письменной речи. Почему?

Причины здесь разные.

4

Аргумент 1

Во-первых, …

Искать в тексте доказательствоответ на вопрос утверждения (тезиса) в словах автора.

Можно цитировать (если авторский текст не исправляется, он заключается в кавычки).

Во-первых, они используются при перечислении однородных членов в простом предложении. В этом meкcme есть такой пример (№…).

5

Аргумент 2.

Во-вторых, …

Можно цитировать, правильно оформляя цитаты

Во-вторых, запятые служат для разделения частей сложного предложения (№…):

Используются запятые и в других случаях отделения, разделения и выделения смысловых отрезков.

6

Вывод:

Таким образом, …

Следовательно, …
Значит, …
Итак, …

Значит, если на письме без запятых нельзя обойтись,
нужно очень хорошо знать правила их применения.

7

III

Заключение

В добавление к ним важно изучать и другие правила, чтобы письменная речь была грамотной во всех
отношениях











СКАЗКА ПРО МЕЛЬНИЦУ.

Живет в Литве мельница. Сколько ей лет – одному ветру известно. Белые камни обросли мхом, кое-где из камней приспособились расти бурьяны, и даже подсолнух утвердился корнями между камнями.

Но, конечно, как у всех, была у мельницы молодость. Сколько разных ветров пронеслось! Каждый ветер приносил мельнице радость. Чуть подуло – заскрипели по дорогам телеги. Вся поляна запружена лошадьми, мужиками и бабами. Белый от муки мельник повернул крылья, подставил их ветру – и знай отгребает белый духовитый размол: на хлеб, на пиво, на пироги.

Ветра хватало на множество мельниц. Они стояли на самых высоких холмах, и чуть подуло – закружились легкие крылья. А если ветра не было, все затихало. Мельник уходил в село, и только мыши шуршали в темноте, точили хлебные зерна. Но чуть ветер…

И вдруг что-то случилось. Все меньше и меньше стало возов с мешками, все чаще мельник вешал замок на белую от муки дверь и уходил на хутор. И наступил такой день: сильный ветер, но никто не приехал. И потом ветер много лет бесполезно свистел в решетчатых крыльях. Бывали дни, когда мельница думала: что, люди перестали сеять хлеба? Да нет, каждую осень на холмах желтели полосы ячменя и пшеницы. И путники отдыхали в тени у мельницы, доставали из котомок белые пышки.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Употребление имен прилагательных в речи"

Однажды в тихую погоду, когда слышно, как гудят, вьются столбом комары, мельница услышала издалека странные звуки: за поселком в лощине работал мотор. У новой мельницы ругались и смеялись люди и сыпалась из-под жернова белая река размолотых зерен. В тот день старая мельница поняла: ждать больше нечего.

Деревянные мельницы год от году пропадали. И осталась на холмах одна высокая мельница из белого камня. Люди только по привычке называли мельницей старую башню.

И вдруг кому-то из людей пришла в голову мысль: а ведь холмы и дорога между холмами станет скучнее, если исчезнет последняя мельница. Однажды скрипнул ключ в старом замке, и мельница услыхала такой разговор:

— Сделаем три этажа. Внизу – заходи, выпей квасу с дороги, хлебного пива

— На второй ярус сделаем лестницу. Тут будут блины. Обедай, отдыхай.

— На самом верху – тоже столы. Для тех, кто не очень спешит. Повесим старинную лампу

И вот появились у мельницы новые крылья. Грузовик начал возить кирпичи, плотники сделали вокруг мельницы мостик. Внутри хлопочут столяр и художник. И уже скоро проголодавшийся путник свернет с дороги на мельницу. Летом — холодный квас, яблоки, огурцы. Зимой – чай. И во всякое время – блины! На мостике встанешь – видно дорогу, холмы с полосами хлебов, острова леса… Старая мельница – часть этой древней земли.

Если какой-нибудь ветер занесет вас на дорогу возле поселка Шедува, вы сразу увидите старую мельницу. Будете пить хлебный литовский квас — поднимите кружку за старые и новые крылья, за здоровье людей, умеющих беречь красоту на земле.

В.М. Песков



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: