Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва
Саратовской области
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по русскому языку в 11 классе
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
ТРОПЫ, СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Автор
Рясная Галина Геннадьевна,
учитель русского
языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразова-
тельная школа №2 города
Пугачева Саратовской области»
г.Пугачев
2012- 2013 уч.год
I. Пояснительная записка
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного плана, а также Единого государственного экзамена необходимо обновить содержание и структуру элективных курсов по русскому языку, что должно привести к лучшей подготовке выпускников к экзамену. На протяжении многих лет, ведя подготовку выпускников, пришла к выводу, что наибольшее затруднение вызывает работа по определению художественно- изобразительных средств, использованных авторами текстов (задание В-8), поэтому разработала программу элективного курса по русскому языку для обучающихся 10-11классов.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в рамках элективного курса, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по определению средств выразительности речи, сформированных у учащихся на ступенях основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
Особое внимание уделяется работе с текстом, его анализу с точки зрения использования авторами различных средств выразительности. Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию.
Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).
Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений, насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.
Выпускники должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.
Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки обучающихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.
Курс « Средства выразительности речи. Тропы, стилистические фигуры» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
В рамках программы выделяются два основных направления:
— практическое – выработка у выпускников навыков и умений определять средства выразительности речи;
— исследовательское – формирование способностей обучающихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.
Программа элективного курса по русскому языку представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план с примерным распределением часов по основным темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
Цели курса:
Помочь выпускникам, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, максимально подготовиться к выполнению задания В-8;
Научить находить и определять средства выразительности речи и объяснять их роль в тексте, видеть художественную ценность слова;
добиться повышения интереса к изучению русского языка.
Задачи курса:
систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
воспитание общей речевой культуры.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в предложении, тексте;
осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
обогащение словарного запаса;
умение работать с книгой;
разрабатывать лингвистические информационные проекты, сопровождать их презентациями.
Методы и формы обучения.
На занятиях обучающиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
— рассказ учителя;
— беседа;
— работа со словарями;
— анализ таблиц
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебники, словари, таблицы, тесты и т.п.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обобщения и систематизации элективного курса по русскому языку выпускник должен
знать/понимать
— основные признаки текста; функциональные стили и функционально – смысловые типы речи;
-выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте;
— основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
уметь
-указывать средства связи между частями текста;
-определить тему и основную мысль текста;
-определить тип и стиль речи;
-использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
II. Содержание тем элективного курса
Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной. 1час
Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры. 1час
Лексическая стилистика. 2часа
Тропы – лексические образные средства речи. 3часа
Фонетические средства выразительности 1час
Стилистические фигуры. 5часов
Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи. 1час
Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности. 1час
Стилистические фигуры, создающие экспрессию
в связном тексте. 1час
Итоговая конференция. 1час
Основные понятия курса
Тропы и стилистические фигуры.
Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы
Паронимы, термины, фразеологизмы.
Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота.
Аллегория, сравнение, олицетворение, синекдоха.
Перифраза, эпитет, ирония, оксюморон.
Аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись в художественной речи.
Анафора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), инверсия, эпифора.
Лексические повторы, парцелляция.
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.
Синтаксический параллелизм, умолчание, цитирование, эллипсис.
Зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной. | 1 час |
2 | Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры. | 1 час |
3 | Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы. | 2часа |
4 | Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы. |
|
5 | Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота. | 3 часа |
6 | Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, сравнение, олицетворение, синекдоха. |
|
7 | Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, эпитет, ирония, оксюморон. |
|
8 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись в художественной речи. | 1 час |
9 | Стилистические фигуры. Анафора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), инверсия, эпифора. | 5 часов |
10 | Стилистические фигуры. Лексические повторы, парцелляция. |
|
11 | Стилистические фигуры. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. |
|
12 | Стилистические фигуры. Синтаксический параллелизм, умолчание, цитирование, эллипсис. |
|
13 | Стилистические фигуры. Зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс. |
|
14 | Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи. | 1 час |
15 | Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности. | 1 час |
16 | Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте. | 1час |
17 | Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи. | 1час |
| ИТОГО | 17 часов |
III. Календарно- тематический план
Дата | Тема занятия | Кол-во часов
| Форма занятия
| Учебный материал | ||
План | Факт | |||||
1 |
|
| Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной. | 1ч. | Беседа | Аспектные и толковые словари |
2 |
|
| Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры. | 1ч. | Практическое занятие | Базовый учебник Русский язык. 10-11 кл В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. |
3 |
|
| Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы. | 2ч. | Практическое занятие | Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили Речи. 10 кл.» |
4
|
|
| Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы. |
| Практическое занятие | Войлова К. А. « Справочник- практикум по русскому языку»
|
5
|
|
| Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота. | 3ч. | Беседа Практическое занятие | Выразительность образной речи. «Учитель», 2000 |
6 |
|
| Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, сравнение, олицетворение, синекдоха. |
| Беседа Практическое занятие | Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства. |
7 |
|
| Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, эпитет, ирония, оксюморон. |
| Беседа Практическое занятие | Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. |
8
|
|
| Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись в художественной речи. | 1ч. | Беседа Практическое занятие | Выразительность образной речи. «Учитель», 2000 |
9 |
|
| Стилистические фигуры. Анафора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), инверсия, эпифора. | 5ч. | Беседа Практическое занятие | Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. |
10 |
|
| Стилистические фигуры. Лексические повторы, парцелляция. |
| Беседа Практическое занятие | Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. |
11 |
|
| Стилистические фигуры. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. |
| Беседа Практическое занятие | Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. |
12
|
|
| Стилистические фигуры. Синтаксический параллелизм, умолчание, цитирование, эллипсис. |
| Беседа Практическое занятие | Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. |
13
|
|
| Стилистические фигуры. Зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс. |
| Беседа Практическое занятие | Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. |
14
|
|
| Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи. | 1ч. | Беседа Практическое занятие | Выразительность образной речи. «Учитель», 2000 |
15 |
|
| Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности. | 1ч. | Беседа Практическое занятие | Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства. |
16
|
|
| Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте. | 1ч. | Беседа Практическое занятие | Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства. |
17 |
|
| Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи. | 1ч. | Конференция | Презентации, проекты учащихся по произведениям худ. литературы |
|
|
| Итого 17 часов |
|
|
|
IV. Перечень учебно- методического обеспечения
1. Аспектные и толковые словари.
2. Базовый учебник Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2010
3. Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили Речи. 10 кл.» Москва « Просвещение»
4. Войлова К. А. « Справочник- практикум по русскому языку»
5.Выразительность образной речи. «Учитель», 2000
6. Кабанова Н.М.. Домашний репетитор « Русский язык. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ».
7. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
8. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.
9. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Москва,« Ральф» ,1996 г.
10. Розенталь « Справочник по орфографии и пунктуации»
11. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997
12. Журналы «РЯШ»; приложение « 1-е сентября»
13. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу. Дидактический и справочный материал.
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
3. Мультимедийные уроки «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
Электронные ресурсы.
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
www.litera.ru/stixiya — электронные тексты литературных произведений (поэзия
https://www.academic.ru — словари и энциклопедии
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc—lib.ru