Программа элективного курса по русскому языку для 11-х классов «Средства выразительности речи, тропы, стилистические фигуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва

Саратовской области










ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по русскому языку в 11 классе



СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

ТРОПЫ, СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ





Автор

Рясная Галина Геннадьевна,

учитель русского

языка и литературы,

МОУ «Средняя общеобразова-

тельная школа №2 города

Пугачева Саратовской области»
















г.Пугачев

2012- 2013 уч.год



I. Пояснительная записка

В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного плана, а также Единого государственного экзамена необходимо обновить содержание и структуру элективных курсов по русскому языку, что должно привести к лучшей подготовке выпускников к экзамену. На протяжении многих лет, ведя подготовку выпускников, пришла к выводу, что наибольшее затруднение вызывает работа по определению художественно- изобразительных средств, использованных авторами текстов (задание В-8), поэтому разработала программу элективного курса по русскому языку для обучающихся 10-11классов.

Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в рамках элективного курса, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по определению средств выразительности речи, сформированных у учащихся на ступенях основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.

Особое внимание уделяется работе с текстом, его анализу с точки зрения использования авторами различных средств выразительности. Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений, насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Выпускники должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки обучающихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

Курс « Средства выразительности речи. Тропы, стилистические фигуры» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).

В рамках программы выделяются два основных направления:

— практическое – выработка у выпускников навыков и умений определять средства выразительности речи;

— исследовательское – формирование способностей обучающихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

Свежие документы:  Учебный тренажер по теме "Чередование звуков в корне слова" 6 класс

Программа элективного курса по русскому языку представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план с примерным распределением часов по основным темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.


Цели курса:

  • Помочь выпускникам, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, максимально подготовиться к выполнению задания В-8;

  • Научить находить и определять средства выразительности речи и объяснять их роль в тексте, видеть художественную ценность слова;

  • добиться повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи курса:

  • систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;

  • научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;

  • прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;

воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  • самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в предложении, тексте;

  • осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;

  • обогащение словарного запаса;

  • умение работать с книгой;

  • разрабатывать лингвистические информационные проекты, сопровождать их презентациями.


Методы и формы обучения.

На занятиях обучающиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

— рассказ учителя;

— беседа;

— работа со словарями;

— анализ таблиц

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебники, словари, таблицы, тесты и т.п.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обобщения и систематизации элективного курса по русскому языку выпускник должен

знать/понимать

— основные признаки текста; функциональные стили и функционально – смысловые типы речи;

-выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

уметь

-указывать средства связи между частями текста;

-определить тему и основную мысль текста;

-определить тип и стиль речи;

-использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

II. Содержание тем элективного курса

    1. Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной. 1час

    2. Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры. 1час

    3. Лексическая стилистика. 2часа

    4. Тропы – лексические образные средства речи. 3часа

    5. Фонетические средства выразительности 1час

    6. Стилистические фигуры. 5часов

    7. Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи. 1час

    8. Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности. 1час

    9. Стилистические фигуры, создающие экспрессию

в связном тексте. 1час

    1. Итоговая конференция. 1час

  • Основные понятия курса

  • Тропы и стилистические фигуры.

  • Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы

  • Паронимы, термины, фразеологизмы.

  • Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота.

  • Аллегория, сравнение, олицетворение, синекдоха.

  • Перифраза, эпитет, ирония, оксюморон.

  • Аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись в художественной речи.

  • Анафора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), инверсия, эпифора.

  • Лексические повторы, парцелляция.

  • Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

  • Синтаксический параллелизм, умолчание, цитирование, эллипсис.

  • Зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной.

1 час

2

Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры.

1 час

3

Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи.

Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы.

2часа

4

Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы.


5

Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота.

3 часа

6

Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, сравнение, олицетворение, синекдоха.


7

Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, эпитет, ирония, оксюморон.


8

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись в художественной речи.

1 час

9

Стилистические фигуры. Анафора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), инверсия, эпифора.

5 часов

10

Стилистические фигуры. Лексические повторы, парцелляция.


11

Стилистические фигуры. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.


12

Стилистические фигуры. Синтаксический параллелизм, умолчание, цитирование, эллипсис.


13

Стилистические фигуры. Зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.


14

Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

1 час

15

Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

1 час

16

Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте.

1час

17

Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи.

1час


ИТОГО

17 часов

























III. Календарно- тематический план

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов



Форма занятия


Учебный материал

План

Факт

1



Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной.

1ч.

Беседа

Аспектные и толковые словари

2



Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры.

1ч.

Практическое занятие

Базовый учебник Русский язык. 10-11 кл В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.

3



Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи.

Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы.

2ч.

Практическое занятие

Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию

« Русский язык. Грамматика. Текст. Стили Речи. 10 кл.»

4




Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы.


Практическое занятие

Войлова К. А.

« Справочник- практикум по русскому языку»


5




Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота.

3ч.

Беседа

Практическое занятие

Выразительность образной речи. «Учитель», 2000

6



Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, сравнение, олицетворение, синекдоха.


Беседа

Практическое занятие

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.

7



Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, эпитет, ирония, оксюморон.


Беседа

Практическое занятие

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики.

8




Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись в художественной речи.

1ч.

Беседа

Практическое занятие

Выразительность образной речи. «Учитель», 2000

9



Стилистические фигуры. Анафора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), инверсия, эпифора.

5ч.

Беседа

Практическое занятие

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики.

10



Стилистические фигуры. Лексические повторы, парцелляция.


Беседа

Практическое занятие

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики.

11



Стилистические фигуры. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.


Беседа

Практическое занятие

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики.

12




Стилистические фигуры. Синтаксический параллелизм, умолчание, цитирование, эллипсис.


Беседа

Практическое занятие

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики.

13




Стилистические фигуры. Зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.


Беседа

Практическое занятие

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики.

14




Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

1ч.

Беседа

Практическое занятие

Выразительность образной речи. «Учитель», 2000

15



Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

1ч.

Беседа

Практическое занятие

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.

16




Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте.

1ч.

Беседа

Практическое занятие

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.

17



Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи.

1ч.

Конференция

Презентации, проекты учащихся по произведениям худ. литературы




Итого 17 часов




IV. Перечень учебно- методического обеспечения

1. Аспектные и толковые словари.

2. Базовый учебник Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2010

3. Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили Речи. 10 кл.» Москва « Просвещение»

4. Войлова К. А. « Справочник- практикум по русскому языку»

5.Выразительность образной речи. «Учитель», 2000

6. Кабанова Н.М.. Домашний репетитор « Русский язык. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ».

7. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966

8. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.

9. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Москва,« Ральф» ,1996 г.

10. Розенталь « Справочник по орфографии и пунктуации»

11. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997

12. Журналы «РЯШ»; приложение « 1-е сентября»

13. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.

Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу. Дидактический и справочный материал.

Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

3. Мультимедийные уроки «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»

Электронные ресурсы.

  • www.virlib.ru – Виртуальная библиотека

  • www.litera.ru/stixiya — электронные тексты литературных произведений (поэзия

  • https://www.academic.ru — словари и энциклопедии

Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrclib.ru

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: