Директор школы: /Мифтахова Р.Р./
Учитель русского языка и литературы МБОУ
“Тат.Ходяшевская средняя общеобразовательная школа “
Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан
Абдуллина Гульсина Аюповна ,
первая квалификационная категория
ВЫПИСКА
из протокола заседания методического объединения
учителей гуманитарного цикла
МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 1 от 15.09.2011
Повестка дня: Рассмотрение и обсуждение программ элективных курсов.
Слушали: Исмагилова Х.А., руководитель методического объединения представила на рассмотрение и обсуждение программы элективных курсов: «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (автор Абдуллина Г.А.), «Подготовка к написанию сочинений разных жанров» (автор Абдуллина Г.А..).
Программы составлены для учащихся 9 класса, имеют следующую структуру: пояснительная записка, содержание программы, примерный календарно-тематический план. Представлен список используемой литературы для учителя и учащихся.
Решение: программы элективных курсов«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (автор Абдуллина Г.А.), «Подготовка к написанию сочинений разных жанров» (автор Абдуллина Г.А.). соответствуют предъявляемым требованиям и рекомендуются к утверждению в МУ «ИМЦ»
Выписка верна: Р.Р. Мифтахова
Программа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ рассчитана на 15 часов .
Пояснительная записка
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе — формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к ЕГЭ недостаточно подготовленными в области орфографии. В основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Цель курса:
обобщение полученных знаний по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепление навыков грамотного письма,
преодоление психологических трудностей по отношению к языку,
подготовка к ГИА.
Содержание обучения
1.Признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
— гласные, проверяемые ударением;
— гласные, непроверяемые ударением;
— чередующиеся гласные;
— правописание согласных в корне;
— О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
— не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
— изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
— О, Ё после шипящих в суффиксах
— правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
— правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, — ик)
— правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
— различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
— О, Ё после шипящих в окончаниях слов
— падежные и родовые окончания
— правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
— сложные слова с соединительной гласной
— сложные слова без соединительной гласной
— сложные существительные
— сложные существительные
— сложные прилагательные
— сложные прилагательные
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
— правописание непроизводных предлогов
— правописание производных предлогов
— раздельное написание предлогов
— слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
— слитное написание союзов
— раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
— слитное и дефисное написание частиц
— разграничение не и ни
— правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
— мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
— тест
Тематическое планирование курса (15 часов)
Название тем курса | Количество часов | |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 1 |
2. | Орфограммы в корнях Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные Правописание согласных в корне слова. О, Ё после шипящих в корне | 2 |
3. | Правописание приставок Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения | 1 |
4 | Орфограммы в суффиксах. О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, — ик) Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | 2 |
5 | Орфограммы в окончаниях О, Ё после шипящих в окончаниях слов Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | 1 |
6 | Правописание сложных слов Соединительная гласная в сложных словах Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | 1 |
7 | Правописание предлогов Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов Правописание союзов Слитное и раздельное написание союзов | 3 |
8 | Правописание частиц Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи | 1 |
9 | Правописание числительных Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 |
10 | Трудные вопросы пунктуации | 1 |
11 | Итоговая работа | 1 |
Литература для учителя
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., «Просвещение», 1987.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., «Мнемозина», 1997.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, «Просвещение», 1993.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2000.
М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе» Москва «Просвещение», 2005.
Сенина Н.А. Русский язык. ГИА-2012. Вступительные испытания: Ростов- на –Дону, «Легион», 2011.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
Литература для учащихся
Гостева Ю.Н. и другие. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия 2: Москва, «Вентана-Граф», 2006.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов: Москва, «Вербум-М», 2005.
Мамона Т.Н. и другие. Русский язык. Сборник тренировочных тестов. 100 баллов: Москва, «Экзамен», 2007.
Орфографические словари (Р.И. Аванесов; Ф.Л. Аненко и М.В. Зарва; Б.З. Букчина и Л.П. Калуцкая).
Орфографический словарь русского языка (под редакцией С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова).
Сенина Н.А. Русский язык. ГИА-2012. Вступительные испытания: Ростов- на- Дону,«Легион», 2011.
Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык. Тренировочные задания: Москва, «Эксмо», 2010.