Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Зам. директора по УР Директор школы
учителей гуманитарного цикла
протокол № _____ ___________________ ___________________
«___» ________200__ г. «___» ________200__ г. «___» ________200__ г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Предпрофильная подготовка
учащихся 9-х классов
Программа элективного курса
по русскому языку
«Практическая орфография»
Автор: учитель русского языка и литературы
Оленегорск – 2009
Содержание.
Пояснительная записка. | с. 3 | |
2. | Цели и задачи курса | с. 3 |
3. | Планируемые результаты курса. | с. 4 |
4. | Учебно-тематический план. | с. 5 |
5. | Календарно – тематическое планирование курса. | с. 6 |
6. | Используемая литература для учителя и учащихся. | с. 8 |
7. | Приложение (анкеты для начинающих обучение и закончивших обучение на курсе). | с. 9 |
Пояснительная записка.
Изучение русской орфографии – самого сложного раздела русского языка – всегда вызывает большие затруднения у обучающихся. Программа по русскому языку * предлагает изучение орфографии до 7-го класса (в 8-м и 9-м классах при изучении синтаксиса дети сталкиваются с частичным повторением орфографии). Поэтому, элективный курс «Практическая орфография» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успешно подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку. Курс также рекомендуется тем обучающимся 9 – го класса, которые интересуются языком, не равнодушны к окружающему их миру, и имеют желание грамотно выразить себя в слове.
На практических занятиях курса обучающимся будет полезно иметь Рабочую тетрадь для 9 класса. 1-ую часть.** Пособие предназначено для организации повторения, закрепления и проверки знаний по орфографии.
Цель данного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по орфографии за курс 5 – 7-х классов.
Задачи данного курса:
Развить умения применять теоретические знания на практике.
Расширить познания учащихся по определенным темам, изученным ранее.
Совершенствовать орфографическую грамотность.
Активизировать внимание учащихся к собственной речи (устной и письменной); повысить интерес к русскому языку.
_________________________________________________________
* Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
** Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 9 класса. Повторение изученного ранее (Орфография). В 3-х ч. Ч.1.- М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2006.
Планируемые результаты курса.
Учащиеся будут знать:
что изучает орфография.
основные орфографические правила каждого раздела орфографии:
правописание морфем;
слитные, дефисные и раздельные написания;
употребление прописных и строчных букв;
правила переноса слов;
правила графического сокращения слов.
Учащиеся будут понимать:
что русская орфография представляет собой систему правил правописания;
суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);
связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом).
Учащиеся будут уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;
проводить орфографический разбор слова, предложения, текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Учащиеся приобретут навык:
оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.
Учебно – тематический план (34 часа)
Наименова-ние раздела | Наименование темы | Всего часов | Форма занятий
Теория Практика | ||
1. |
| Краткие сведения из истории русской орфографии. | 1 | Беседа, анкетирование (0,5 часа) | Выполнение тестовой работы (0,5 часа) |
2. | ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ | Правописание корней | 4 | Лекция (1 час)
| Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте, тест (3 часа) |
3. | Правописание приставок | 2 | Лекция (0,5 часа) | Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте. (1,5 часа) | |
4. | Правописание суффиксов | 12 | Лекция (4 часа) | Работа с упражнениями печатной тетради, тест, анализ орфограмм в тексте, алгоритм ответа на поставленный вопрос, групповая работа (8 часов)
| |
5. | Правописание окончаний | 5 | Лекция (2 часа)
| Практикум, работа с упражнениями печатной тетради.(3 часа) | |
6. | Написания, требующие различения морфем
| 1 | Лекция (0,5 часа) | Работа с упражнениями печатной тетради. (0,5 часа)
| |
7. | Правописание слов с Ь и Ъ | 1 | Лекция (0,5 часа) | Работа с упражнениями печатной тетради. (0,5 часа) | |
8. | СЛИТНЫЕ, ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ | Различение морфемы и слова | 4 | Лекция, беседа. (1 час) | Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм, практикум. (3 часа) |
9. | Написание сложных слов | 2 | Лекция, (0,5 часа) | Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий (1,5 часа) | |
10 | УПОТРЕБ-ЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ БУКВ | Употребление прописной и строчной букв. Правила переноса слов. | 1 |
| Практикум по сопоставлению слов. Работа с упражнениями печатной тетради. (1 час) |
11 |
| Итоговое занятие. | 1 | Беседа, анкетирование (0,5 часа) | Выполнение тестовой работы. (0,5 часа) |
12 |
| Итого: | 34 | 11 | 23 |
Календарно – тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Особые отметки | |
1. | | Анкетирование обучающихся, начинающих заниматься на курсе. Краткие сведения из истории русской орфографии. | |
ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ | |||
2. | | Корень Правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов. Правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов. Правописание корней с чередованием гласных. | |
3. | | Правописание Е или Э в заимствованных словах. Правописание Ы или И в корне после приставки. | |
4. | | Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в корнях слов. Правописание парных звонких и глухих в корнях слов. | |
5. | | Правописание непроизносимых согласных в корнях слов. Правописание удвоенных согласных в корнях слов. | |
6. | | Приставка Правописание неизменяемых на письме приставок. Правописание приставок на 3—С. | |
7. | | Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. | |
8 | | Суффикс Суффиксы имён существительных Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в существительных со значением лица. | |
9. | | Правописание буквенного сочетания -ИЧК- и -ЕЧК- в существительных. Правописание буквенного сочетание -ИНК- и -ЕНК- в существительных. | |
10 | | Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных со значением уменьшительности. Правописание суффиксов -ЕЦ- и -ИЦ- в существительных со значением уменьшительности. | |
11. | | Суффиксы имён прилагательных Правописание суффиксов -ИВ- и -ЕВ- в прилагательных. | |
12. | | Правописание суффиксов -К- и -СК- в прилагательных. | |
13. | | Образование степеней сравнения прилагательных и написание суффиксов. | |
14. | | Суффиксы глаголов Правописание суффиксов -Е- и -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОВЕС-). Правописание суффиксов -ОВА- (-ЕВА) и -ЫВА- (-ИВА) в глаголах. | |
15. | | Суффиксы причастий Образование причастий и написание суффиксов. Правописание Н и НН в полных прилагательных и причастиях. Правописание Н и НН в кратких прилагательных и причастий. | |
16. | | Суффиксы наречий Правописание суффиксов -О и -А в наречиях. | |
17. | | Суффиксы разных частей речи Правописание Н и НН в наречиях на -О (-Е) и существительных. | |
18. | | Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в суффиксах слов разных частей речи. | |
19. | | Правописание соединительной гласной в сложных словах, первая часть которых образована от числительных. | |
20. | | Окончание Окончания существительных Правописание окончаний -Е и -И в существительных. | |
21. | | Правописание окончаний в именах существительных с уменьшительными суффиксами -УШК- (-ЮШК-), -ЫШК-(-ИШК-). Правописание окончаний в существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ- | |
22. | | Окончания прилагательных и причастий Правописание окончаний в прилагательных и причастиях. | |
23. | | Окончания глаголов Правописание личных окончаний глаголов. Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. | |
24. | | Окончания в словах разных частей речи Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в окончаниях слов разных частей речи. | |
25. | | Написания, требующие различения морфем Правописание О и Е после шипящих и Ц. Правописание ЦЫ и ЦИ в словах. | |
26. | | Правописание слов с Ь и Ъ Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Правописание Ь после шипящих. Правописание разделительных Ъ и Ь. | |
СЛИТНЫЕ. ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ | |||
27. | | Различение морфемы и слова Различение на письме приставки НЕ- и частицы НЕ. Различение на письме приставки НИ-, частицы НИ и союза НИ. | |
28. | | Правописание НЕ и НИ в оборотах речи. | |
29. | | Слитное и раздельное написание производных предлогов. Различение приставки и предлога. | |
30. | | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Различение союза и созвучного сочетания слов. | |
31. | | Написание сложных слов Образование сложных существительных и их написание. Образование сложных прилагательных и их написание. | |
32. | | Слитное или дефисное написание слов с ПОЛ-. Слитное или раздельное написание числительных. Употребление дефиса в словах разных частей речи. | |
УПОТРЕБЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ БУКВ | |||
33. | | Употребление прописной буквы в словах. Употребление строчной буквы в словах. Правила переноса слова. | |
34. | | Итоговое занятие. Анкетирование учащихся, окончивших курс. | |
Используемая литература.
Для учителя.
1. Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост.
Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа, 2002.
2. ЕГЭ – 2007: Русский язык. Репетитор/ И.П.Цыбулько, С.И.Львова. – М.:
Просвещение, ЭКСМО, 2007.
3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. «Современная русская орфография». М.:
«Высш.школа», 1976.
4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. «Интенсивный курс русского языка». М.: «Прометей», 2000.
Шишкин Е. «Пишите без ошибок». М.: «Рольф», 2001.
Для учащихся.
1. «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой (пособие для учащихся) / Под ред. проф. Н.Н.Алгазиной. М.: «Просвещение», 1996.
2. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». Минск, «Народная Асвета», 1964.
3.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. «Слитно или раздельно?»: (Опыт словаря-справочника): Ок. 82000 слов. М.: «Русский язык», 1988.
А Н К Е Т А
для начинающих обучаться на курсе
«Практическая орфография».
Почему ты выбрал этот курс? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие трудности ты испытываешь на уроках русского языка? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, поможет ли тебе рекомендованная учителем 1-я часть печатной «Рабочей тетради по русскому языку» Г.А.Богдановой на курсах? Почему? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Чему ты хочешь научиться, посещая данный элективный курс? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А Н К Е Т А
для окончивших курс обучения
«Практическая орфография».
Полезен ли был для тебя курс? _____________________________________________________________________
Чему ты научился за это время? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оправдались ли твои ожидания? Если да, объясни. ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оказалась ли тебе полезной печатная тетрадь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратитесь с рекламным обращением к тем, кто еще не выбрал этот курс.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________