Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» имени Баки Урманче
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для учащихся 10-11 классов
«Практическая стилистика русского языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Харисова Миннегел Рахимовна
г. Нижнекамск
2011
ВЫПИСКА
из протокола заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2»
имени Баки Урманче НМР РТ № 1 от 12.09.2011
Повестка дня: Рассмотрение и обсуждение программ элективных курсов.
Слушали: Нуртдинова Г.М., руководитель методического объединения представила на рассмотрение и обсуждение программы элективных курсов: «Практическая стилистика русского языка» (автор Харисова М.Р.), «Сочинение разных жанров» (автор Арсланова Р.С.).
Программы составлены для учащихся 10-11-х классов, имеют следующую структуру: пояснительная записка, содержание программы, примерный календарно-тематический план, подробно расписаны практические работы. Представлен список используемой литературы для учителя и учащихся.
Решение: программы элективных курсов «Практическая стилистика русского языка» и «Сочинения разных жанров» соответствуют предъявляемым требованиям и рекомендуются к утверждению в МУ «ИМЦ»
Выписка верна: Л.А. Мифтахова
Методические рекомендации
Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» дает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Учащиеся должны углубить и систематизировать теоретические знания по этому курсу, а также выработать и закрепить навыки грамотного письма, может быть, и сформировать базу для ориентации в области выбранной профессии.
Одна из целей преподавания данного курса ориентационная – помощь осознать ученику степень значимости своего интереса к русскому языку и оценить свои возможности.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы (словарно-орфографическая работа, решение тестовых задач, выполнение упражнений, анализ текстов, написание сочинений – эссе и т.п.). Задания должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики как самостоятельно, так и в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для некоторых учащихся эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного проекта по теме курса.
ПРОГРАММА
«Практическая стилистика русского языка»
Раздел I. Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики (2 часа).
Стилистика. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.
Раздел II. Функциональные стили русского языка (2 часа).
Современный русский литературный язык и его стили. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорный стиль.
Раздел III. Лексические средства языка (9 часов).
Смысловая точность слова. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. Стилистическая окраска слов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Лексические образные средства речи.
Раздел IV. Морфологические средства языка (9 часов).
Стилистическое использование форм имен существительных. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности, числа. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Употребление сочетаний имен числительных с именами существительными. Употребление местоимений. Использование глаголов в речи. Ошибки в образовании причастий, деепричастий. Использование служебных частей речи. Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности.
Раздел V. Синтаксические средства языка (9 часов).
Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. Нормы согласования. Нормы управления. Сочетание однородных членов. Построение предложений с причастным, деепричастным оборотами, с чужой речью. Особенности состава и структуры сложных предложений. Фигуры речи.
Раздел VI. Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике (2 часа).
Основные толковые словари современного русского литературного языка. Словари-справочники правильности современного словоупотребления. Орфоэпические и орфографические словари.
Раздел VII. Творческие работы (2 часа).
Чтение и защита творческих работ, написанных учащимися в рамках собственного индивидуального авторского стиля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 час в неделю)
Темы занятий | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | ||
лек. | прак. | ||||
1 | Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики. Лексическая и грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис. | 2 | 1 | 1 | Опрос по материалам лекции |
2 | Функциональные стили русского языка. Современный русский литературный язык и его стили. | 2 | 1 | 1 | Практический анализ текста |
3 | Смысловая точность речи. Выбор слова. Сочетаемость слов. Речевая недостаточность и избыточность в тексте. | 3 | 1 | 2 | Опрос по материалам лекции, анализ текстов |
4 | Стилистическая окраска слов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. | 2 | 1 | 1 | Выполнение различных упражнений |
5 | Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. | 2 | 1 | 1 | Выполнение упражнений |
6 | Омонимы. Омографы. Омофоны. Паронимы. | 1 |
| 1 | Практикум по текстам |
7 | Лексические образные средства речи (тропы) | 1 | 1 |
| Выполнение тестов |
8 | Морфологические средства языка. Стилистическое использование существительных. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности, числа. | 2 | 1 | 1 | Практический анализ текста |
9 | Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Сочетание имен числительных с именами существительными. | 2 | 1 | 1 | Выполнение тестов |
10 | Употребление местоимений, глаголов. Ошибки в образовании причастий, деепричастий. | 2 | 1 | 1 | Тест |
11 | Использование служебных частей речи. | 1 |
| 1 | Выполнение упражнений |
12 | Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности. | 2 | 1 | 1 | Тест |
13 | Синтаксические средства языка. Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. | 2 | 1 | 1 | Аналитическая беседа |
14 | Нормы согласования и нормы управления. | 2 |
| 2 | Тест |
15 | Построение предложений с причастным, деепричастным оборотами, с чужой речью. | 3 | 1 | 2 | Тест |
16 | Особенности состава и структуры сложных предложений. Фигуры речи. | 2 | 1 | 1 | Анализ текстов |
17 | Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике. | 2 |
| 2 | Работа с разными видами словарей |
18 | Творческие работы учащихся | 2 |
| 2 | Чтение и защита творческих работ, написанных учениками в рамках собственного индивидуального авторского стиля |
Автор:
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска Харисова Миннегел Рахимовна.
Рецензенты:
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МОЙ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска Нуртдинова Г.М.
Заведующая циклом русского и татарского языков ГОУ ВПО НХТИ КГТУ, кандидат педагогических наук, доцент Саримова Р.Р.
Литература для учителя
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Москва, «Просвещение», 1984.
Роот А.А. Методика преподавания стилистики русского языка. Пособие для учителей-словесников русских и татарских школ: Казань, 1975.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Москва, «Высшая школа», 1988.
Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля: Москва, 1994.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: Москва, «Линка-пресс», 1994
Войлова К.А. и др. 120 текстов для школьных изложений. Издательский дом «Дрофа», 1996.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах: Москва, «Просвещение», 2004.
Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Создание текста: Челябинск, «Взгляд», 2006.
Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту» (русский язык и литература) 10 класс: Волгоград, «Корифей», 2006.
Губайдуллина М.А. Бизнес-лексика (для будущих экономистов) Элективный курс по русскому языку: Казань, 2007.
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Ростов на дону «Легион», 2008.
Литература для учащихся
Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Москва, «Просвещение», 1997.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов: Москва, «Вербум-М», 2005.
Гостева Ю.Н. и другие. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия 2: Москва, «Вентана-Граф», 2006.
Мамона Т.Н. и другие. Русский язык. Сборник тренировочных тестов. 100 баллов: Москва, «Экзамен», 2007.
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Ростов на дону «Легион», 2008.
Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык. Тренировочные задания: Москва, «Эксмо», 2008.
Основные толковые словари современного русского литературного языка (Д.Н. Ушаков; С.И. Ожегов и др.).
Словари-справочники правильности современного словоупотребления (Л.П. Крисин и Л.И. Скворцова; Л.И. Рахманова; Т.Ф. Ефремова и В.Г. Костомарова; Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова).
Орфографические словари (Р.И. Аванесов; Ф.Л. Аненко и М.В. Зарва; Б.З. Букчина и Л.П. Калуцкая).
Орфографический словарь русского языка (под редакцией С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова).
Пояснительная записка
Цели гуманитарного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы и русского языка как школьных предметов в ряду других дисциплин.
Исходным материалом является слово, а значит, изучение этих предметов способствуют формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.
Одним из наиболее распространенных видов творческих работ учащихся в школьной практике является сочинение на литературную или свободную тему, развивающее потенциальные творческие способности школьников, вырабатывающее навыки грамотного письма.
В результате анализа большого количества контрольных и экзаменационных сочинений старшеклассников можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли учеников.
Наиболее уязвимой стороной письменных работ является стиль сочинения, гармония смысла и слов. Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.
Курс рассчитан на 35 часов, основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки старшеклассников к сочинению и сдаче ЕГЭ.
При составлении упражнений включались тексты для анализа, в том числе и значительные по объему, в связи с тем, что до сих пор нет хрестоматий по стилистике, а опыт педагогической работы подсказывает, что основная масса учащихся выполняет упражнения лишь в том случае, когда анализируемый текст у каждого под рукой.
Учащиеся должны знать лексические, морфологические и синтаксические средства языка; специфические средства жанрово-ситуативных стилей, уметь анализировать образцы публицистической, научной речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Внимание уделяется и этической стороне дела: учащиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие работы, но и высказывать свою оценку с учетом авторского самолюбия, характера человека.
Кроме того курс рассчитан на создание условий для подготовки по русскому языку учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
РЕЦЕНЗИЯ
на элективный курс по русскому языку «Практическая
стилистика русского языка», разработанный Харисовой М.Р., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче
г. Нижнекамска
В результате итоговых экзаменов в гимназии и приемных экзаменов в ВУЗы можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли школьников. Это обязывает учителя по-новому взглянуть на орудие своего труда – язык.
Автор данного элективного курса ставит себе целью не просто учить правильно говорить и писать: это само собой разумеющееся, а вырабатывать навыки точной, краткой и выразительной речи; учить емкости стиля; развивать самостоятельный взгляд на понятия, закрепленные в словах, словосочетаниях; посвящать в культуру интеллектуального труда – творческую лабораторию индивидуального стиля известнейших писателей, публицистов; создавать на занятиях проблемную ситуацию, приобщать к элементам исследовательского поиска.
Автор данного курса считает, что развитие языкового чутья предполагает систематическую работу по определению стилистической окрашенности разнообразных средств языка. В программе запланированы различные виды практической деятельности: аналитическая беседа, тесты, творческие работы, практикумы, работа с разными видами словарей. Не меньшее внимание уделяется заданиям, связанным с анализом образцов речи художественной, публицистической, научной и т.д.
Данная программа элективного курса ориентирована на развитие интереса к языку, на овладение навыками устной и письменной речи, корректировку стилистических недостатков, на формирование глубокого интеллекта, богатых чувств.
Считаю работу Харисовой М.Р. по разработке элективного курса оценить положительно и программу можно рекомендовать для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ для старшеклассников.
Руководитель ШМО: Нуртдинова Г.М.
РЕЦЕНЗИЯ
на элективный курс по русскому языку «Практическая
стилистика русского языка», разработанный Харисовой М.Р., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче
г. Нижнекамска
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. В свете профилизации и модернизации школьного образования возникла необходимость создания элективных курсов для развития и расширения возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути.
Целью краткого курса практической стилистики автор ставит ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятиями о функциональных стилях, о нормах литературного языка. Практическая направленность курса состоит в специальном отборе дидактического материала. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления. Автор также видит в изучении стилистики богатые возможности не только образовательные, но и воспитательные, позволяющие воздействовать на личность в нужном направлении.
В предлагаемый курс автором включены различные виды деятельности: лекции с элементами беседы, практикумы, анализы текстов, различные виды упражнений, творческие работы учащихся. Основной же формой контроля, предусмотренного данным курсом, является тестирование. Можно отметить, что тест позволит не только определить в какой степени обучающийся подготовлен для усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его.
Курс рассчитан на 35 часов, основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки учеников старших классов.
Весь материал в курсе скомпонован вокруг центральных проблем стилистики: стилистика текста и стилистика языка. Материал расположен по темам, что обеспечивает последовательность изучения, обобщения, закрепления и развития стилистических знаний.
Рассматриваемый курс должен помочь развивать языковое чутье учащихся, совершенствовать их навыки в практическом использовании различных стилей речи, всего стилистического богатства русского языка, его многообразных выразительных средств и, таким образом, подготовить их к успешной сдаче государственных экзаменов для поступления в ВУЗы.
В целом работу Харисовой М.Р. по разработке элективного курса следует оценить положительно, а саму программу рекомендовать для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в рамках профильной подготовки.
Заведующая циклом
русского и татарского языков
ГОУ ВПО НХТИ КГТУ: к.п.н., доцент Саримова Р.Р.