Программа элективного курса «Приёмы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория, практика» 10-11 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Общеобразовательная школа№3»





Программа элективного курса
«Приёмы создания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»

в 10-11 классах



Автор: Марчевская Надежда Абдлязисовна, учитель русского языка и литературы

элективный курс по русскому языку

Класс: 10-11






г. Нягань

2012г.


Пояснительная записка

В образовательной инициативе «Наша новая школа» определены новые требования к современному школьному образованию: у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, готовность к продолжению профессионального образования. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами содержание основных и дополнительных программ, учебной и внеучебной деятельности должно быть направлено на достижение потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями.

В связи с выше сказанным, возникает закономерный вопрос: насколько школа сегодня готова выполнить поставленные перед ней задачи? Ведущие специалисты в области педагогики, ученые-психологи, методисты констатируют, что система образования в настоящее время переживает кризис. Каковы же основные противоречия, препятствующие достижению новых целей образования? Новые требования формируют цель образования в основной школе через становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Здесь можно назвать условия, препятствующие реализации: классно-урочная организация обучения; традиционная унифицирующая, выравнивающая и обезличивающая система оценки знаний «учитель-ученик». Одна из основных задач современной школы, которую должен решить ученик – разрешение проблемных ситуаций. В этом случае можно отметить препятствующие условия- доминирование учителя над учеником, использование только репродуктивного и объяснительно-иллюстративного метода обучения. Требования Стандарта указывают на самоорганизацию и саморегуляцию ученика, однако в традиционной системе образования, которая продолжает преобладать, «учитель-субъект», «ученик-объект», что, безусловно, исключает возможность создания на уроке ситуации, способствующей решению задачи такого рода.

Существующие проблемы. По выводам экспертов, по наблюдению учителей в написании сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста на ЕГЭ определены следующие проблемы : нарушение композиционного оформления сочинения; затруднения вызывает логическое оформление сочинения – это высказывание , в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. В большинстве работ отсутствуют аргументы, и собственное мнение учащихся ограничивается «согласен — не согласен». Фактические ошибки тоже заслуживают особого внимания, часто выпускники искажают информацию о событиях, предметах, лицах, упомянутых в тексте сочинения.

В связи с выявленными противоречиями, изменившимися требованиями к качеству образования, проблемами и был создан данный элективный курс.

Программа элективного курса «Приемы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста : теория, практика» дает возможность выпускнику сформировать ценностно-смысловые установки учебно-познавательной деятельности : саморазвитие, самопознание, самоопределение и самореализация.

Данная программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-11классов, которая поможет учителю подготовить учеников успешно сдать ЕГЭ по русскому языку (часть С). Элективный курс рассчитан на 34 часа, базируется на программно — методических материалах по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ (части С) предыдущих лет. В качестве программно — методического сопровождения используется учебник «Русский язык» в10-11 классах А.И. Власенкова: разделы «Текст и его строение», «Стили речи»; учебно — тренировочные и контрольно — измерительные материалы ЕГЭ, методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом по русскому языку Цыбулько И.П., Александрова В.Н., Гостевой Ю.Н., Пучковой Л.И. .

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования, тренировочные материалы опираются на тексты В. Белова, Д. Лихачева, В. Закруткина, В. Солодухина, М.Аксеновой …

В качестве дидактического пособия предлагаются тренировочные материалы ЕГЭ, составленные С.Ю. Ивановой, кандидатом педагогических наук, В.Н.Александровым, автором — составителем «Азбучных истин», Н.А.Сениной, автором учебно-методического пособия «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ», Нарушевич А.Г. «Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки».

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Сочинение — рассуждение – это определенный вид письменной работы ЕГЭ, который представляет собой не набор фраз на заданную тему, а особым образом организованное высказывание. Как его построить? Какими должны быть начало, основная часть, заключение? Как делать переходы, чтобы не нарушать композиционной целостности работы? Как строить фразы, чтобы не допускать речевых ошибок? Эти вопросы отражают проблему, непосредственно связанную с процессом создания сочинения.

В процессе освоения программы учащиеся овладевают культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, применяют полученные знания на практике, развивают навыки активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления. В ходе занятий учащиеся будут иметь возможность создавать сочинения – рассуждения (часть С) с опорой на образец, клише…

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется тем, что полученные знания формируют умения грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. В школьном курсе изучения русского языка10-11классов нет возможности в силу объективных причин уделить достаточно времени на уроках анализу текста, хотя именно эти навыки могли бы стать основной мотивацией для дальнейшего интеллектуального саморазвития молодого человека. Разработка программы элективного курса становится актуальной и востребованной, она ориентирована на эффективное решение данной проблемы. В процессе работы курса у учащихся развиваются следующие общеучебные навыки:

  • аналитические;

  • умение формулировать и аргументировать высказывание;

  • умение создавать собственный текст.

Работа по осмыслению и рассуждению текста позволяет старшеклассникам формировать собственный индивидуальный стиль, нацеливает на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся в старших классах, подготавливает к успешной сдаче ЕГЭ (часть С).

Педагогическая целесообразность данной программы заключена в том, что в ходе реализации элективного курса формируется коммуникативная, языковая, лингвистическая, эстетическая и нравственная компетенция учащихся.

Развитие свободного общества и каждого его члена невозможно без постоянного обогащения культурного опыта человечества, где важную роль играет наличие у него коммуникативных навыков. Овладение основными нормами литературного языка, способность к языковой рефлексии (умение размышлять по поводу языкового выбора), сознание ценности языка как формы взаимодействия с другими людьми в рамках национальной культуры, владение нормами речевого этикета направлены на облегчение социализации личности. Развитие их возможно в процессе углубленного изучения текстов. Предлагаемые в программе средства действенны для учащихся 10-11 классов. Эффективным для развития обучающихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Выпускник должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно.

А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Главная идея программы – передать определенную совокупность знаний по созданию сочинения — рассуждения на основе прочитанного текста. При этом сформировать у ученика собственную эстетическую установку, в соответствии с которой он, читая исходный текст, создает собственное видение ,собственную интепретацию при подготовке к части С Единого государственного экзамена.

Цель элективного курса:

познавательная: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (ЕГЭ часть С);

-развивающая: развивать речевую культуру, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности выпускников;

-воспитательная: формировать коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенцию учащихся.


Задачи элективного курса:

— помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания части С на ЕГЭ;

— совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Задачи элективного курса реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих заключается в том, что материал курса рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения; программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией. Учебно-тренировочные тексты подобраны по тематическим блокам «Язык и общество», «Искусство», «Природа и человек», «Литература, книги, чтение», «Наука». Работа по осмыслению и рассуждению текста позволяет старшеклассникам формировать собственный индивидуальный стиль, нацеливает на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся в старших классах, подготавливает к успешной сдаче ЕГЭ (часть С).

Методики и технологии обучения и воспитания

Основные методы обучения:

1)объяснительно-иллюстративный;

2)частично-поисковый;

3)исследовательский ;

4)репродуктивный;

Формы организационно-познавательной деятельности учащихся:

1)фронтальная

2)индивидуальная (выполнение творческого задания)

3)групповая (обучение в сотрудничестве)

Формы проведения занятий

Теоретическая часть:

1. Лекция.

2. Беседа.

3. Сообщения учащихся.

Практическая часть:

1. Исследовательская деятельность.

2. Подбор и анализ текстов.

3. Индивидуальные и коллективные творческие работы учащихся (сочинение-рассуждение).

4. Проектирование и защита работ.

Формы подведения итогов реализации программы: творческая мастерская; презентации групп по созданию сочинения-рассуждения; конференция по итогам курса.

Методологической основой программы являются личностно — ориентированный и системно-деятельностнй подходы. Для активизации познавательного процесса учащихся и их профессионального самоопределения используется технология «Обучение в сотрудничестве» и информационные технологии. Современная педагогика опирается на ряд принципов, без которых невозможно представить современный образовательный процесс. При реализации программы данного элективного курса учитывается принцип деятельности, который заключается в том, что, ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных, общеучебных умений. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями этапами обучения на уровне технологи, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон ,Дэвид Джонсон, 1987) группой Дж. Аронсона, (1978). Технология «Обучение в сотрудничестве» имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой стороны- социальную или скорее, соцально-психологическую — осуществление в ходе задания определенной культуры общения. И то и другое одинаково значимо. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Широко применяется на занятиях элективного курса метод «Учимся вместе», класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы по 5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала.

Контроль ЗУН по технологии «Обучение в сотрудничестве»:

мониторинг активности каждого члена в решении общей задачи;

— отслеживание способа общения между собой, способа оказания необходимой помощи друг другу;

-обобщение результатов работы в группе ;

-промежуточный контроль в виде проверочных работ от группы;

— презентации творческих работ (сочинение-рассуждение);

-итоговый контроль: групповая защита проекта сочинения-рассуждения;

Предполагаемые результаты

В результате обучения создания сочинения-рассуждения по данной программе ученик должен знать:

— смысл понятий: тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

стили речи и их признаки;

— художественно — изобразительные средства, их функции в создании сочинения-рассуждения;

— композицию сочинения- рассуждения: способы моделирования вступления, основной части, личностной позиции, заключения;

— аргументы: логические (рациональные), иллюстративные (примеры из жизни, литературные, предположительные), ссылка на авторитет;

— основные нормы русского литературного языка, речевого этикета.

уметь:

— свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

— определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

— осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

— извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации;

— работать в группах и коструктивно решать возникающие при организации собственной деятельности проблемы, принимать оптимальные решения

— применять полученные знания в учебных (успешная сдача ЕГЭ), бытовых, социально-культурных ситуациях.

Формы контроля по освоению программы элективного курса и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению программы осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме конкурса работ учащихся (сочинение-рассуждение) в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов.

Виды контроля

1)самостоятельные работы;

2)проверочные работы;

3)взаимоконтроль учащихся;

4)творческие задания индивидуального и коллективного характера.

Механизм оценки получаемых результатов:

Сочинения-рассуждения учащихся, создаваемые в течение года, оцениваются в соответствии с требованиями ЕГЭ: формулировка проблем исходного текста(1б), комментарий к сформулированной проблеме(2б), отражение позиции автора(1б), аргументация собственного мнения по проблеме (3б), смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения(2б), точность и выразительность речи(2б), соблюдение орфографических(3б), пунктуационных(3б), языковых(2б), речевых(2б), этических(1б), фактологических(1б) норм. Максимальное количество баллов-23.

Нормы оценивания соответствуют методическим рекомендациям по выполнению заданий ЕГЭ с развернутым ответом по сочинению-рассуждению в 150-300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение,представляющее собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, по всем аспектам проверки оценивается нулём баллов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Программа данного элективного курса может быть реализована среди учащихся 16-17 лет (10-11класс). В новых стандартах основного общего образования сформулированы психологические особенности учащихся старшей ступени. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.

Важное место в ходе реализации программы данного элективного курса занимает психическое здоровье учащихся, при котором создается психологически безопасная и комфортная образовательная среда. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что учащиеся, посещающие элективный курс «Приемы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория, практика» в процессе совместной творческой деятельности приобретут уверенность в себе, овладеют способами эффективного взаимодействия с ровесниками, обретут качества, способствующие росту личностного потенциала , уменьшению психической напряженности, развитию позитивного представления о себе и об окружающих людях.

Целью психологического сопровождения учащихся, посещающих элективный курс, является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ученика;

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, которые помогут ученику успешно реализовать себя при написании сочинения-рассуждения на Едином государственном экзамене.


Условия реализации программы. Программа элективного курса реализована в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования города Нягань «Общеобразовательная средняя школа №3». В 2008-2009 учебном году программа элективного курса была утверждена на методическом совете школы. В 2009-2010, 2010-20011 учебных годах элективный курс «Приёмы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория, практика» предлагался учащимся 10-11 классов. Группы учащихся формировались по желанию самих учащихся (16-18учеников), вид группы — комплексная; состав групп — постоянный; форма работы— групповая, индивидуальная; по виду деятельности –самостоятельная работа с текстом, публичное выступление, учебный диалог, конструирование сочинения-рассуждения.

Программа рассчитана на один год, 1 час в неделю, всего 34часа. Занятия проводились в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования города Нягань «Общеобразовательная средняя школа №3», финансирование осуществлялось за счёт школьного компонента.

Научно-методические условия: учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич; Азбучные истины «Подготовка к сочинению» В.Н. Александров, О.И. Александрова; методические рекомендации учащимся (памятки, клише) по работе в группах «Обучение в сотрудничестве», составленные Марчевской Н.А.; презентации, ресурсы Интернет.

Материально-технические условия реализации: аудитория для проведения занятий, компьютер, экран, проектор, принтер, сканер; файловые папки для творческих портфолио учащихся.

Мотивационные условия. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему учащиеся начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Элективный курс «Приёмы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория , практика» учитывает условия обучения и состав групп, из предложенных установок и методов обучения выбираются те, которые будут работать на формирование мотива или одного из компонентов мотивационной сферы учения.

Установка педагога и методы обучения: совместная с учениками работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; учет возрастных особенностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; нестандартные формы проведения занятий ; создание ситуации успеха; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии; использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности; применение поощрения и порицания; вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Занятия по элективному курсу выстраиваются по технологии обучения в сотрудничестве. Совместная работа наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было учащихся, которые пассивны, но получают преимущества за счёт работы группы, нужно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников. Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывается общественное мнение класса, существующие групповые нормы.

Прогностичность программы. Программа элективного курса « Приемы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория, практика» подготавливает учащихся к самоорганизации и саморегуляции, что важно при формировании ценностно-смысловых установок выпускника. Курс данной программы дает возможность выпускнику раскрыть свою уникальность, индивидуальность, что однозначно повлияет на выбор профессии. Коммуникативные навыки, приобретенные за время посещения элективного курса, создадут благоприятные условия для сотрудничества с однокурсниками в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» обеспечило стабильное поступление выпускников в высшие учебные заведения социально – гуманитарной направленности (2010 – 2011 г.): УрГПУ факультет рекламы и связи с общественностью г. Екатеринбург (1), ТюмГУ лингвистика г. Тюмень (1), УрГЮА юриспруденция г. Екатеринбург (2), СурГУ психология г. Сургут (1), СурГУ юриспруденция г. Сургут (1), СПБГУ культуры искусств история мировой культуры г. Санкт – Петербург (1), ЮГУ журналистика г. Ханты – Мансийск (1),

Ожидаемые результаты: овладение учащимися способами создания сочинений-рассуждений; активное включение обучающихся в реализацию проектов различного уровня; положительная динамика результатов по русскому языку и литературе; высокий рейтинг учащихся по результатам Единого государственного экзамена.

Ожидаемые результаты реализованы. Результаты Единого государственного экзамена по русскому языку: 2009 – 2010 учебный год – 63,6 балла (11б), 64,4 балла (11в); количество учащихся, набравших более 50 и 60 баллов — 86,6 %, 11в — 62%; самый высокий балл по школе: 94 балла. Результаты ЕГЭ 2009-2010 года по русскому языку выше, чем по городу (59), по округу (59,1). (Справка «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников11-х классов в 2009-2010 учебном году».)

В 2010 — 2011 учебном году — 70 баллов (11а); результаты единого государственного экзамена по русскому языку выше результатов по городу (64), по округу (60,8); самый высокий балл по школе: – 90 баллов (Справка «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников11-х классов в 2010-2011 учебном году».)

Средний балл части C в 2010-2011 учебном году-17 б, самый высокий балл по школе(11 а) -23б

Содержание программы

Тема 1. Сочинение-рассуждение по исходному тексту как жанр письменной работы(2ч)

Вводное занятие. Основные принципы подхода к написанию сочинения- рассуждения на ЕГЭ частьС . Понимание и интерпретирование содержания исходного текста.

Тема 2. Текст(1ч)

Текст. Тема текста. Микротема.

Тема 3. Стили речи(2ч)

Основные признаки стилей речи. Литературный стиль: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Публицистический стиль (цель, жанры, логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общественно — политическая лексика, языковые средства). Публицистика академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Тема 4. Рассуждение(2ч) Построение рассуждения: тезис, доказательства (или опровержение), вывод (заключение). Логическая и грамматическая связь между аргументами.

Тема 5. Утвердительный тезис(2ч)

Понятие тезиса. Утвердительный тезис. Форма логической связи между доводами и тезисом. Обоснование тезиса доводами.

Тема 6. Проблема текста(2ч)

Понятие проблемы. Способы определения проблемы: ключевое понятие, суждение, вопрос. Комментирование проблем в « отвлеченном виде». Рассмотрение индивидуально-авторского воплощения проблемы в конкретном тексте. Раскрытие общечеловеческого смысла проблемы.

Тема 7. Композиция сочинения. Способы моделирования вступления, основной части, личностной позиции, заключения (7ч)

Понятие композиции. Части композиции сочинения-рассуждения. Модель вступления: цепь вопросительных предложений, небольшое обобщение, цитата в качестве зачина. Определение проблемы текста. Комментирование проблемы исходного текста. Отношение автора к данной проблеме. Личностное отношение. Аргументы: логические (рациональные), иллюстративные (примеры из жизни, литературные, предположительные), ссылка на авторитет.

Тема 8. Цитата (2ч)

Понятие цитаты. Оформление цитаты, косвенное цитирование. Цитата как часть предложения. Цитата как целое предложение. Функции цитаты: вступительная часть сочинения, аргумент, заключительная часть. Отражение проблемы в цитате.

Тема 9. Художественно — изобразительные средства, их функции в создании сочинения-рассуждения(2ч)

Понятие о художественно — изобразительных средствах: тропы, фигуры речи. Функция художественно — изобразительных средств в создании сочинения-рассуждения: информативная, воздействующая, эстетическая.

Тема 10. Практикум. Создание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Редактирование(12ч) .Создание сочинения-рассуждения. Тематические блоки «Язык и общество», «Искусство», «Природа и человек», «Литература, книги, чтение», «Наука». Редактирование текста: логическая связь микротем и микротекста; пунктуационные, грамматические, фактические ошибки.





Учебно-тематический план



Тема занятия







Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на практику

Дата

Формы и методы обучения






Дидактический материал



Формы контроля

  1. Сочинение-рассуждение по исходному тексту как жанр письменной работы (2ч.)

1-2

Вводное занятие. Сочинение-рассуждения на ЕГЭ (частьС).

Понимание и интерпретирование содержания исходного текста

2





Объяснительно-иллюстративный метод. Лекция, составление конспекта.

Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ

Г.Т. Егораева, С.Ю.Иванова.

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

опрос

  1. Текст (1ч.)


3

Текст. Тема текста. Микротема.


1


Частично-поисковый метод.

Анализ текстов, выявление проблемы

Информационный материал. Справочный материал.

Текст Н.Аксёновой

Анализ текста

  1. Стили речи (2ч.)


4

Основные признаки стилей речи.

Литературный стиль речи.

1



Исследовательский метод.

Технология обучения в сотрудничестве.

Текст

Анализ текста

5

Публицистический стиль речи.



1



Публицистика академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».



6

Практикум №1. Создание сочинения-рассуждения по тексту

В. Закруткина.



1


Исследовательский метод. Обучение в сотрудничестве (ра бота в группах)


Анализ текста

  1. Рассуждение (2ч.)


7-8

Построение рассуждения: тезис, доказательства, вывод.

1

1


Объяснительно-иллюстративный. Лекция.

Тексты Г. Рогова,

Н. Михайлова

Опрос


  1. Утвердительный тезис (2ч.)


9

Понятие тезиса. Утвердительный тезис, раскрывающий главную тему сочинения.

1



Лекция, составление конспекта, работа со справочной литературой.



Тест

10

Форма логической связи между доводами и тезисом.



1


Объяснительно-иллюстративный метод.



11

Практикум №2.

Тематический блок «Язык и общество».



1


Технология «Обучение в сотрудничестве»

Текст Л. Григорян

Анализ текста

  1. Проблема текста (2ч.)


12

Понятие проблемы. Способы определения проблемы.

1



Частично-поисковый метод.

Работа в группах.

Информационный материал. Справочный материал.


13

Индивидуально-авторское воплощение проблемы в конкретном тексте.



1


Исследовательский метод, технология обучения в сотрудничестве.


Анализ

  1. Композиция сочинения (7ч).


14-15

Композиция сочинения. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.

1

1


Частично-поисковый метод. Коллективно-групповая форма.


Составление плана

16

Способы моделирования вступления к сочинению – рассуждению.


1


Исследовательский метод, технология обучения в сотрудничестве.

Тексты В.Солодухина

С. Михалкова

Модель создания вступления, клише

17

Способы моделирования основной части сочинения – рассуждения.


1


Метод «Учимся вместе»

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Модель создания основной части, клише

18

Виды аргументов в сочинении – рассуждении.


1


Частично-поисковый метод.

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Составление клише (работа в группах)

19

Практикум№3

Тематический блок «Природа и человек».


1


Работа в группах


Учебно-ренировочный текст

Анализ текста

20

Способы выражения личностной позиции.


1


Репродуктивный метод. Анализ текста.

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Модель создания личностной позиции, клише

21

Практикум №4.

Создание сочинения-рассуждения по тематическому блоку «Искусство»


1


Репродуктивный метод. Работа в группах.

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Модель создания заключительной части, клише (работа в группах)

22

Заключительная часть сочинения –рассуждения по цитате.


1


технология обучения в сотрудничестве

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Модель создания заключительной части, клише

  1. Цитата(2ч)

23-24

Функция цитаты в сочинении – рассуждении. Отражение проблемы в цитате…

1

1


Исследовательский метод. Работа с текстом, отбор цитат. Работа в группах.

Контроль

Анализ текста.

25-26

Практикум №5. №6

Создание сочинения по моделированию. Редактирование работ.


2


Исследовательский метод, коллективный анализ работ

Текст Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева

Презентация творческих работ

  1. Художественно-изобразительные средства(2ч)

27

Художественно-изобразительные средства: тропы, фигуры речи.

1



Репродуктивный и частично-поисковый метод, технология обучения в сотрудничестве

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Тест

28

Функция художественно-изобразительных средств в создании сочинения-рассуждения: информативная, воздействующая, эстетическая.


1


Репродуктивный и частично-поиковый метод.

«Подготовка к сочинению». Александров В.Н.

Тест

29-30

Практикум№7,№8

Редактирование работ учащихся. Совершенствование навыков редактирования.


2


Исследовательский метод. Работа в группах.

Работы учащихся

Работа над ошибками в черновом варианте.

31-32

Практикум.№8 , №9

Создание сочинения-рассуждения по тематическому блоку «Литература», «Наука»




2


Исследовательский метод. Работа в группах. Анализ текстов

Тексты В.Шукшина,

А.Сахарова.


Создание сочинения – рассуждения (лучшие работы отобрать в «копилку»)

33-34

Практикум№10,№11

Конкурс проектов. Защита своей работы.


2


Исследовательский метод. Анализ работ учащихся.

Работы учащихся

Конкурс сочинений-рассуждений, защита работы (отбор материала)



















Литература для учителя

  1. Айзерман Л.С.Сочинение о сочинениях.- М.:Просвещение,1986

  2. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск; Взгляд, 2004.

  3. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;

  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

  6. Долинина Т.А.Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене.- М.: Айрис-пресс,2007.

  7. Грекова Е. Алгоритм сочинения.- М.: Звонница МГ,1995

  8. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; Экзамен, 2006.

  9. Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. М.: Просвещение, 2004.

  10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Школьная роман – газета. М.: Издательский дом Карл Гиберт,1997.


  1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005.

12. Сенина Н.А., А.Г. Нарушевич .Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ».Ростов- на- Дону; Легион, 2011.

13. Цыбулько И.П. , Пучкова Л.И. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык. М., 2009.

Литература для учеников

  1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск; Взгляд, 2004.

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004.

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; Экзамен, 2006.

  4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Школьная роман – газета. М.: Издательский дом Карл Гиберт,1997

  5. Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. М.: Просвещение, 2004.

  6. Александров В.Н., Александрова О.И. Единый государственный экзамен. Азбучные истины. Подготовка к сочинению. Челябинск; Взгляд, 2008.

  7. СенинаН.А., А.Г.Нарушевич .Учебно-методический комплекс «Русский язык, Подготовка к ЕГЭ».Ростов-на-Дону; Легион, 2011.

8. Нарушевич А.Г. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки. Русский язык и литература для школьников, 2005, №1.

9. Сенина Н.А., А.Г. Нарушевич .Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ».Ростов- на- Дону; Легион, 2011.






Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Файл и файловая система" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: