МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа» Исилькульского района Омской области
Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса
«Всемогущий и занимательный синтаксис»
Подготовила учитель русского языка
и литературы
Игнатенко Елена Борисовна
с. Украинка
2012
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС « ВСЕМОГУЩИЙ и ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС»
Программа элективного курса « всемогущий и занимательный синтаксис» — новая модель современного школьного курса рассчитана на 34 часа. Программа построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Элективный курс включает в себя:
— теоретический материал;
— вопросы и задания практического характера;
— вопросы и задания занимательного характера.
Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Практическая часть элективного курса представлена задания и упражнениями повышенной трудности, чтобы
— выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;
— усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
— определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений; устранять стилистические ошибки; самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
— акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи, учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказываний и стилем речи.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
— обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
— развитие интонационно выразительной речи;
— активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
— проведение стилистического эксперимента;
— развитие логического и абстрактного мышления.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
— самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
— находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
— владеть навыками стилистической правки текста;
— самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи.
Учебно-тематический план
Дата | Тема | Форма и методы обучения | Форма контроля | |
1. |
| Введение. Всемогущий синтаксис | Практическая работа. | Взаимопроверка |
2. |
| Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. | Игра « Что? Где? Когда?» Беседа | Нахождение алгоритма |
3. |
| Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | Создание проектов по темам | Индивидуальная работа |
4. |
| Согласование | Практическая работа | Конструирование предложений |
5. |
| Управление | Практическая работа | Нахождение алгоритма |
6. |
| Примыкание | Практическая работа | Формулирование принципа Группировки словосочетаний |
7. |
| Типы предложений. | Составление таблицы. Беседа | Индивидуальная работа с последующими выводами |
8. |
| Подлежащее и сказуемое. Согласование подлежащего и сказуемого | Практическая работа. | Составление вопросов и заданий к теме. |
9. |
| Нераспространенные и распространенные предложения. | Конструирование. | Игра «Будь внимателен» |
10. |
| Второстепенные члены предложений | Работа в группах по заданной программе | Письменный ответ на вопрос |
11. |
| Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений | Практикум. | Игра « Свое предложение». |
12. |
| Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений | Наблюдение текста художественных произведений с последующими выводами. | Устный опрос. |
13. |
| Однородные члены предложения и их добрососедские отношения. | Практикум. Работа в группах | Сказка или рассказ « Друзья и враги леса» |
14. |
| Обособление второстепенных членов предложения | Практикум. Работа в группах. Работа со словарем | Составление памятки: « Частные условия обособления» |
15. |
| Слова, не являющиеся членами предложения. | Беседа. Написание научной статьи. | Взаимопроверка |
16. |
| Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов. | Составление таблицы. Редактирование стилистических текстов. | Рассказ на лингвистическую тему. |
2 полугодие Русский язык . 9 класс
Дата | Тема занятия | Форма и методы обучения | Контроль | |
1. |
| Все виды сложных предложений. Обособленные члены предложения. | Выполнение заданий | |
2. |
| Все виды сложных предложений. Прямая речь и цитаты. | Работа в группах по заданной теме. |
|
3. |
| Особенности пунктуации в сложносочиненном предложении. | Работа в группах по заданной теме. |
|
4. |
| Особенности пунктуации в сложноподчиненном предложении. | Работа в группах по заданной теме. Составление таблицы |
|
5. |
| Условия расчленения сложного союза. | Работа в группах по заданной теме. |
|
6. |
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Особенности пунктуации. | Работа в группах по заданной теме. |
|
7. |
| Сложные конструкции с разными видами связи. | Работа в группах по заданной теме. |
|
8. |
| Запятая на стыке союзов. | Работа в группах по заданной теме. |
|
9. |
| Отражение в изложении содержания исходного текста | Практикум. | Задание С1, С2 в формате ЕГЭ |
10. |
| Основные способы компрессии текста. | Практикум | Выполнение вариантов ЕГЭ |
11-12. |
| Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста | Практикум
|
|
13- 14 |
| Речевое оформление сочинения-рассуждения | Практикум |
|
15. |
| Отражение собственной позиции | Практикум |
|
16. |
| Написание сжатого изложения | Практикум | Часть С1 |
17. |
| Написание сочинения-рассуждения. | Практикум | Часть С2. 1. |
Литература:
1.А.А.Позднякова «Русский язык. Практикум для подготовки к ГИА за курс основной школы. 9 класс». Москва «Издательство Астрель», 2011.
2.Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова «Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс». Москва «Экзамен», 2011.
3.И.В.Текучева «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс». Москва «Экзамен», 2010.
4.Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс». Москва «ВАКО», 2010.