Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» 9 класс

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа» Исилькульского района Омской области














Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса

«Всемогущий и занимательный синтаксис»













Подготовила учитель русского языка

и литературы

Игнатенко Елена Борисовна












с. Украинка

2012




ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС « ВСЕМОГУЩИЙ и ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС»


Программа элективного курса « всемогущий и занимательный синтаксис» — новая модель современного школьного курса рассчитана на 34 часа. Программа построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Элективный курс включает в себя:

— теоретический материал;

— вопросы и задания практического характера;

— вопросы и задания занимательного характера.


Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.


Практическая часть элективного курса представлена задания и упражнениями повышенной трудности, чтобы

— выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

— усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

— определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений; устранять стилистические ошибки; самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

— акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи, учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказываний и стилем речи.


В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

— обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

— развитие интонационно выразительной речи;

— активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

— проведение стилистического эксперимента;

— развитие логического и абстрактного мышления.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

— самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

— находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

— владеть навыками стилистической правки текста;

— самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи.







Учебно-тематический план



Дата

Тема

Форма и методы обучения

Форма контроля

1.

Введение. Всемогущий синтаксис

Практическая работа.

Взаимопроверка

2.


Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

Игра « Что? Где? Когда?» Беседа

Нахождение алгоритма

3.


Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Создание проектов по темам

Индивидуальная работа

4.


Согласование

Практическая работа

Конструирование

предложений

5.


Управление

Практическая работа

Нахождение алгоритма

6.


Примыкание

Практическая работа

Формулирование принципа

Группировки словосочетаний

7.


Типы предложений.

Составление таблицы. Беседа

Индивидуальная работа с последующими выводами

8.


Подлежащее и сказуемое.

Согласование подлежащего и сказуемого

Практическая работа.

Составление вопросов и заданий к теме.

9.


Нераспространенные и распространенные предложения.

Конструирование.

Игра «Будь внимателен»

10.


Второстепенные члены предложений

Работа в группах по заданной программе

Письменный ответ на вопрос

11.


Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

Практикум.

Игра « Свое предложение».

12.


Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

Наблюдение текста художественных произведений с последующими выводами.

Устный опрос.

13.


Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

Практикум. Работа в группах

Сказка или рассказ « Друзья и враги леса»

14.


Обособление второстепенных членов предложения

Практикум. Работа в группах. Работа со словарем

Составление памятки:

« Частные условия обособления»

15.


Слова, не являющиеся членами предложения.

Беседа. Написание научной статьи.

Взаимопроверка

16.


Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Составление таблицы. Редактирование стилистических текстов.

Рассказ на лингвистическую тему.

Свежие документы:  Примерная схема для заметок к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе














































2 полугодие Русский язык . 9 класс

Дата

Тема занятия

Форма и методы обучения

Контроль

1.


Все виды сложных предложений. Обособленные члены предложения.

Работа в группах по заданной теме.

Выполнение заданий

2.


Все виды сложных предложений. Прямая речь и цитаты.

Работа в группах по заданной теме.


3.


Особенности пунктуации в сложносочиненном предложении.

Работа в группах по заданной теме.


4.


Особенности пунктуации в сложноподчиненном предложении.

Работа в группах по заданной теме.

Составление таблицы


5.


Условия расчленения сложного союза.

Работа в группах по заданной теме.


6.


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Особенности пунктуации.

Работа в группах по заданной теме.


7.


Сложные конструкции с разными видами связи.

Работа в группах по заданной теме.


8.


Запятая на стыке союзов.

Работа в группах по заданной теме.


9.


Отражение в изложении содержания исходного текста

Практикум.

Задание С1, С2 в формате ЕГЭ

10.


Основные способы компрессии текста.

Практикум

Выполнение

вариантов ЕГЭ

11-12.



Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста

Практикум



13-

14



Речевое оформление сочинения-рассуждения

Практикум


15.


Отражение собственной позиции

Практикум


16.


Написание сжатого изложения

Практикум

Часть С1

17.


Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

Часть С2. 1.









Литература:


1.А.А.Позднякова «Русский язык. Практикум для подготовки к ГИА за курс основной школы. 9 класс». Москва «Издательство Астрель», 2011.

2.Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова «Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс». Москва «Экзамен», 2011.

3.И.В.Текучева «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс». Москва «Экзамен», 2010.

4.Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс». Москва «ВАКО», 2010.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: