Путешествие в страну Глаголию. (обобщающий урок по теме «Глагол») 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан




















Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Глагол. Повторение»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Хитёва Елена Петровна







с. Макулово

2013 г




Конспект урока в 5 классе по теме «Глагол»


Цели:

Обучающие:

— обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;

— проверить знания, умения, навыки по теме «Глагол» посредством тестирования;

Развивающие:

— работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к родному языку;

— способствовать сплочению коллектива.

Тип урока: урок-обобщение;

Вид урока: урок-путешествие;

Технология: на игровой и групповой основе;

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями, тестовые задания на листах, мультимедийный проектор.


Ход урока

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы с вами будем туристами и совершим путешествие по стране «Глаголия». Сделаем остановки, пройдемся пешком. Все готовы? Давайте, ребята, прочитаем девиз туристов (на доске):

Все готовы к путешествию

В страну интересную и очень полезную?

На пути нас ждут сложные испытания,

А на финише – победа, радость, знания!

Итак, отправляемся путешествовать. Посмотрите внимательно схему маршрута, она нам очень пригодится в пути (слайд 3).

— Вот мы оказались на перекрестке. Что такое перекресток? (слайд 4)

— Пересечение дорог.

— Куда мы должны пойти, чтобы попасть в страну Глаголию?

— Прямо.

— Правильно, молодцы, ребята! Страна «Глаголия» (слайд 5). Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны «Существительное». Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют. Нас встречает царь – Глагол (слайд 6). Он будет сопровождать нас, поможет нам не заблудиться, не упасть, не утонуть и выбрать правильный путь.

Итак, на нашем пути возникло первое препятствие – гора «Отвечай-ка» (слайд 7). Чтобы преодолеть ее, нужно ответить на вопросы по теме «Глагол» (слайд 8).

2. — Что такое глагол?

— Как пишутся глаголы с частицей не?

— Что такое инфинитив?

— В каких случаях у глаголов пишется –тся, а в каких -ться?

— Сколько видов у глагола?

— Сколько времен есть у глагола?

— Что называется спряжением?

— Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?


— Молодцы, ребята, вы легко преодолели первое препятствие, но на этом путь не заканчивается.

3. Тестирование.

— И вот уже перед вами второе испытание – лес «Выбирай-ка» (слайд 9). Чтобы его пройти, нужно решить вам, ребята, тестовые задания (приложение 1).

— Давайте проверим, все ли справились с этим испытанием. (слайд 10).

— Вы успешно прошли лес «Выбирай-ка». Перед вами новое препятствие. Оно очень трудное, так как требует от вас большого внимания, умения сосредоточиться и осторожности. Ребята, вы должны преодолеть болото «Запоминай-ка» (слайд 11). Не забывайте, что вас заждался царь Глагол.

4. Письмо по памяти. (слайд 12)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и рожь в полях растёт.

В.Кондрашов

— Выполните синтаксический разбор третьего предложения (слайд 13).

Итак, в нашем путешествии встречаются различные препятствия. Но вы молодцы, преодолели огромные расстояния и максимально приблизились к стране «Глаголия». Путь наш нелегок, нам нужно набраться сил, чтобы дойти до пункта назначения. А для этого мы должны отдохнуть и провести физкультминутку.

5. Физминутка.

Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:

Стоя выпрямили спинки

И следите все за мной!

Покачали головой.

Руку правую подняли ,

Ею дружно помахали.

Две руки вот так скрепили,

А теперь разъединили.

-Что мы совершали, когда выполняли физминутку? (действия)

Богата страна «Глаголия» и водными ресурсами. На ее территории много глубоких и чистых озер. И мы с вами не можем пройти мимо природных сокровищ – озер «Выполняй-ка» (слайд 14).

6. Индивидуальная работа (слайд 15).


А) Глагол

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.

— Определите вид и время глаголов.


Б) Распределительный диктант

— Распределите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Выделите личные окончания (слайды 16-17):

Пиш..шь, вид..шь, пил..шь, гон..т, бор..тся, держ..шь, стел..т, кол..шь, завис..т, чита..шь, ненавид..т, скач..т.


Ну, вот мы и добрались с вами до границ страны «Глаголия». Но попасть на ее территорию нелегко. Чтобы враги не захватили эту страну, жители возвели стены, вырыли ров и построили охраняемый мост «Определяй-ка» (слайд 18). По нему мы и доберемся с вами до нужного пункта.

7. Орфоэпический диктант

Расставьте ударение в данных глаголах

  1. баловать

  2. варит

  3. звонит

  4. облегчить

  5. черпать

  6. сложить

  7. Бронировать (слайд 19)


— Молодцы, ребята, но перед нами дверь, а на ней огромный замок «Открывай-ка» (слайд 20). Это последнее препятствие, после которого удивительная страна распахнет перед вами свои двери.

8. Игра «Четвертый лишний»

Задание:

— Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ.

1) (не)здоровится, (не)был, (не)хотел, (не)заметил (слайды 21-22)

2) видеть, слышать, любить, бороться (слайды 23-24)

3) птицы слетятся, надо решиться, дети разбегутся, малыш надеется (слайды 25-26)

— Молодцы, ребята, сегодня вы совершили увлекательное путешествие в страну «Глаголию», без особых проблем преодолели все препятствия и достигли главной цели – открыли замок при помощи ключа «знаний», которым владеете. Я очень надеюсь, что вы его не потеряете, ведь он вам пригодится в последующих открытиях и путешествиях, которые мы совершим на уроках русского языка.

9. Д/з. (слайд 27). Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.








Список использованной литературы


Тесты по русскому языку :5 класс, к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5класс» / Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2011 г.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

https://foxworld.ucoz.ru

http://www.myshared.ru (картинки)

http:// irina vasilyeva ucoz.ru (стихотворение)

https://yandex.ru/yandsearch?text

http://images.yandex.ru (картинки)



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Две роли мягкого знака в русском языке"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: