Рабочая программа элективного куса «Практическая стилистика» 10-11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1»













Рабочая программа

элективного куса

«Практическая стилистика»

10-11 класс






подготовила

Шмакова Т. С. — учитель

МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На сегодняшний день одной из приоритетных задач работы школы является формирование коммуникативной личности. В связи с этим владение речью — одна из составных частей коммуникативной компетенции. Высокий уровень владения речью формируется в процессе общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и определяет приоритетное положение дисциплин гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Программа «Практическая стилистика» составлена на основе программы «Культура речи и стилистика» (Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С. Пичугов, Т.А. Костяева, Т.М. Пахнова, Москва, «Просвещение», 1999 год) и предназначена для 10-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (профильное направление) и 68 часов (непрофильное направление).

Целью данного курса является углубление в старших классах лингвистических знаний обучающихся, повышение их речевой культуры, совершенствование практических, коммуникативных умений и навыков.

Отбор учебного материала для программы подчинён общей цели курса и его главным задачам:

— ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;

— расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса;

— углубить знания школьников о функционально-стилистической дифференциации языка, дав развёрнутую характеристику основных стилей;

— отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка.

Содержание программы подготавливает обучающихся к осознанному углублённому восприятию такого сложного явления, как функциональные стили речи, и реализации знаний и умений из различных разделов науки о языке. Каждый раздел программы построен по единой схеме, он включает основные теоретические сведения, примерные практические работы. Все виды заданий основаны на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематического курса русского языка в 5 — 9 классах, что даёт возможность повторять изученное, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки обучающихся и подготовить к ЕГЭ по русскому языку. В отдельных разделах программа ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и направлена в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Актуальность программы заключается в том, что культура речи — это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.

Практическая направленность курса: освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.


В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

— основные правила русской орфографии и пунктуации;

— экспрессивно-выразительные средства языка;

— отличительные особенности функциональных стилей речи. Обучающиеся должны уметь:

— определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стилей;

— владеть разнообразными приёмами стилистического анализа;

— владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

— понимать природу стилистических ошибок, уметь находить и исправлять стилистические ошибки;

— пользоваться справочной литературой в целях получения нужной информации о стилистических фактах языка.

















Содержание учебного материала

10 класс

Введение

Роль языка в жизни общества и отдельного человека.

Речевая культура, важность её для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.

Два направления в изучении языка: строение языка и его функционирование в речи. Единицы языка и их взаимосвязи, функционирование в языке.

Русский язык среди других языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Словари русского языка.

Практическая работа:

— конспект лекции;

— анализ средств выразительности в художественном тексте;

— работа со словарями русского языка.

Слово — основная единица языка

Аспекты изучения слов в русском языке. Закрепление основных понятий, изучаемых в разделах науки о языке: фонетике, словообразовании, морфемике, лексике. Стилистическая характеристика звуков языка, лексическая и фразеологическая стилистика, стилистика форм разных частей речи. Повторение и закрепление основных орфографических правил.

Словари и справочники как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Практическая работа:

— совершенствование разных видов разбора слов;

— работа со словарями и справочниками;

— составление опорных схем и таблиц по орфографии русского языка.

Предложение как коммуникативная единица языка

Предложение и словосочетание, сходные и отличительные признаки. Различные классификации предложений. Грамматическая основа — смысловой и грамматический центр предложения. Строение простого и сложного предложений. Строение сложных грамматических конструкций. Пунктуация в простом и сложном предложении.

Практическая работа:

— синтаксический разбор простых и сложных предложений;

— анализ сложных синтаксических конструкций;

— составление опорных схем и таблиц.

Грамматические нормы русского языка

Понятие о грамматических нормах русского языка: морфологические, синтаксические нормы. Причины нарушения грамматических норм. Знакомство с правилами расположения слов в грамматическом словаре. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка.

Практическая работа:

— определение грамматических признаков разных частей речи;

— анализ предложений и словосочетаний;

— тестовые задания;

— корректирование предложений с нарушением грамматических норм;

— синтаксический анализ текстов, их коррекция; выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)

Роль орфоэпии в устном общении людей

Знакомство с правилами орфоэпии. Отклонения от произносительных норм и их причины. Колебания ударения у разных частей речи. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском языке. Исторические изменения в произношении и ударении. Сближение произношения с написанием.

Практическая работа:

-работа с орфоэпическим словарём; — постановка ударения в словах; -тестовые задания.












11 класс


Текст- результат речевой деятельности человека

Связный текст как интегративная единица, назначение текста. Целостность текста. Строение текста: связь слов и предложений, ключевые слова, композиционная целостность, связность, членение текста на абзацы. Виды планов текста.

Практическая работа:

— отработка основных ключевых понятий;

— составление плана текста;

— определение связи предложений в тексте;

анализ микротекстов из сборника для подготовки к ЕГЭ.

Авторский замысел текстов

Основная мысль текста. Тема и микротемы текста. Отбор содержания с учётом темы текста, намерений автора, потребностей адресата. Проблематика текстов, актуальность проблем, поднимаемых авторами

текстов. Позиция автора, отражённая в тексте, субъективность изложения. Средства выразительности как отражение позиции автора и их роль в тексте.

Практическая работа:

— определение темы текста;

— выявление проблемы и позиции автора в тексте;

— анализ средств выразительности.

Смысловые типы текстов

Функционально-смысловые типы текстов по содержанию: повествование, описание, рассуждение. Особенности структуры смысловых типов текста. Комбинирование в одном тексте разных типов содержания. Основные особенности языка каждого смыслового типа текста.

Практическая работа:

— определение типа текста;

— выявление языковых признаков каждого типа текста;

— создание собственных текстов разных типов.

Композиция текста

Общее понятие композиции. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развёртывания сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Понимание композиции как мотивированного расположения «отрезков», в которых сохраняется один способ выражения (повествование, описание и т.п.)

Композиционные функции «деталей» в тексте.

Практическая работа:

— анализ композиции текстов;

— выявление значимых деталей в тексте, определение их функции.

Интерпретация текста

Объективные и субъективные факторы, от которых зависит различное выражение одной темы. Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.

Развитие понятий «тезис» и «аргумент». Аргументация собственного мнения.

Практическая работа:

— выражение собственного мнения по поводу проблем, поднимаемых автором текста;

— аргументация собственной позиции школьников.

Рецензия

Рецензия как жанр литературной критики. Виды рецензий: небольшая критическая или публицистическая статья, эссе, развёрнутая аннотация, авторецензия. Структура рецензии. Требования к сочинению-рецензии. Критерии и нормативы оценки сочинения-рецензии. Создание сочинений-рецензий. Умение отражать и комментировать основные мысли автора предложенного текста, излагать свое мнение, называть языковые средства, характерные для анализируемого текста, объяснять их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста, использовать богатство и выразительность языка, соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.

Свежие документы:  Повторение изученного в разделе "Союз" (конспект урока с презентацией) 7 класс

Практическая работа:

— написание рецензий по заданным параметрам;

— корректирование текстов;

— взаиморедактирование текстов.

Комплексный анализ текста

Многоаспектный анализ текста: определение темы, основной мысли, выделение микротем; определение типа речи, стиля, жанра; анализ использованных в тексте средств выразительности; определение позиции автора и выражение собственного мнения по поводу прочитанного текста.



Учебно-тематический план 10 класс (34 часа)


Тема занятия

Всего часов

теория

практика

Форма занятия

Образ, продукт

1.

Введение. Язык — средство общения.

2

1

1



1.1

Роль языка в жизни общества.


1


лекция

конспект

1.2.

Богатство и выразительность русского языка



1

семинар

конспект сообщение

2.

Слово — основная единица языка.

13

1

12



2.1.

Аспекты изучения слова в

языкознании.


1


лекция

конспект

2.2.

Стилистические возможности звуковой системы русского языка.



2

практич. работа

отчёт о работе

2.3.

Особенности морфемного состава слов.



2

практич. работа

отчёт о работе

2.4.

Основные способы словообразования.



2

практич. работа

отчёт о работе

2.5.

Лексическая стилистика.



1

практич. работа

отчёт о работе

2.6.

Орфография. Орфограммы в корне слова.



2

практич.

работа

срез знаний

2.7.

Орфограммы в окончаниях слов.



1

практич. работа

срез знаний

2.8.

Правописание суффиксов слов.



1

практич. работа

срез знаний

2.9.

Слитные, дефисные, раздельныэ написания слов.



1

практич. работа

срез знаний

3.

Предложение как коммуникативная единица языка.

10

1

9



3.1.

Строение предложений. Виды предложений.


1


лекция

конспект

3.2.

Простое предложение. Грамматическая основа предложений.



1

практич. работа

отчёт о работе

3.3.

Виды односоставных простых предложений.



1

практич. работа

срез знаний

3.4.

Виды осложнения простого предложения.



2

практич. работа

отчёт о работе

3.4.

Строение сложного предложения.



3

практич. работа

отчёт о работе

3.5.

Сложные синтаксические конструкции.



2

практич. работа

срез знаний

4.

Грамматические нормы русского языка.

7

1

6



4.1.

Понятие о грамматических нормах русского языка.


1


лекция

конспект

4.2.

Грамматический словарь. Принцип построения словарных статей.



1

семинар

сообщения обучающихся

4.3.

Морфологические признаки самостоятельных частей речи.



2

практич. работа

отчёт о работе

4.4.

Морфологические признаки служебных частей речи.



2



4.5.

Корректирование предложений с нарушением грамматических норм.



1

практич. работа

отчёт о работе

5.

Роль орфоэпии в устном общении людей.

2

1

1



5.1.

Варианты произношения и ударения.


1


семинар

конспект сообщения

5.2.

Причины изменения и колебания ударения.



1

практич. работа

отчёт о работе


Итого часов

34






Учебно-тематический план 10 класс (17 часов)


Тема занятия

Всего часов

теория

практика

Форма занятия

Образ, продукт

1.

Введение. Язык — средство общения.

2

1

1



1.1

Роль языка в жизни общества.


1


лекция

конспект

1.2.

Богатство и выразительность русского языка



1

семинар

конспект сообщение

2.

Слово — основная единица языка.

5

1

4



2.1.

Аспекты изучения слова в языкознании.


1


лекция

конспект

2.2.

Стилистические возможности звуковой системы русского языка



1

практич. работа

отчёт о работе

2.3.

Особенности морфемного состава слов.



1

практич. работа

отчёт о работе

2.4.

Основные способы словообразования.



1

практич. работа

отчёт о

работе

2.5.

Лексическая стилистика.



1

практич. работа

отчёт о работе

3.

Предложение как коммуникативная единица языка.

5

1

4



3.1.

Строение предложений. Виды предложений.


1


лекция

конспект

3.2.

Простое предложение. Грамматическая основа предложений.



1

практич. работа

отчёт о работе

3.3.

Виды осложнения простого предложения.



1

практич. работа

отчёт о работе

3.4.

Строение сложного

предложения.



2

практич. работа

отчёт о работе

4.

Грамматические нормы русского языка.

3

1

2



4.1.

Понятие о грамматических нормах русского языка.


1


лекция

конспект

4.2.

Грамматический словарь. Принцип построения словарных статей.



1

семинар

сообщения

4.3.

Корректирование предложений с нарушением грамматических норм.



1

практич. работа

отчёт о работе

5.

Роль орфоэпии в устном общении людей.

2

1

1



5.1.

Варианты произношения и ударения.


1


семинар

конспект сообщения

5.2.

Причины изменения и колебания ударения.



1

практич. работа

отчёт о работе


Итого часов

17
















Учебно-тематический план 11 класс (17 часов)


Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятия

Образов, продукт

1.

Текст — результат речевой деятельности человека.

3

1

2



1.1.

Понятие текста. Признаки текста.


1


беседа


1.2.

Строение текста. Связь предложений в тексте.



1

практич. работа

отчёт о работе

1.3.

План текста. Виды плана.



1

практич. работа

отчёт о работе

2.

Авторский замысел текстов.

5

1

4



2.1.

Тема текста. Соотношение темы и микротем текста.



1

беседа


2.2.

Проблематика текстов и позиция автора.



1

практич. работа

отчёт о работе

2.3.

Средства выразительности как выражение позиции автора.


1

2

лекция;

практ. работа

отчёт о работе

3.

Смысловые типы текстов.

2

1

1



3.1.

Функционально-смысловые типы текстов.


1


лекция

конспект

3.2.

Языковые особенности смысловых типов текста.



1

практич. работа

отчёт о работе

4.

Интерпретация текстов.

2

1

1



4.1.

Виды интерпретации текстов.


1


лекция

конспект

4.2.

Аргументация собственной позиции.



1

практич. работа

отчёт о работе

5.

Рецензия.

3

1

2



5.1.

Рецензия как жанр литературной критики.


1


лекция

конспект

5.2.

Структура рецензии.



1

практич. работа

отчёт о работе

5.3.

Написание рецензии на прочитанный текст.



1

практич. работа

отчёт о работе

6.

Комплексный анализ текста.

2


2



6.1.

Практическая работа по анализу текстов.



2

практич. работа

отчёт о работе


Итого часов:

17





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Голубая ель»














Учебно-тематический план 11 класс (34 часа)


Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятия

Образов. Продукт

1.

Текст — результат речевой деятельности человека.

4

1

3



1.1.

Понятие текста. Признаки текста.


1


беседа


1.2.

Строение текста. Связь предложений в тексте.



2

практич. работа

отчёт о работе

1.3.

План текста. Виды плана.



1

практич. работа

отчёт о работе

2.

Авторский замысел текстов.

6

1

5



2.1.

Тема текста. Соотношение темы и микротем текста.



1

беседа


2.2.

Проблематика текстов и позиция автора.



2

практич. работа

отчёт о работе

2.3.

Средства выразительности как выражение позиции автора.


1

2

лекция;

практич.

работа

отчёт о работе

3.

Смысловые типы текстов.

5

1

4



3.1.

Функционально-смысловые типы текстов.


,1


лекция

конспект

3.2.

Языковые особенности смысловых типов текста.



2

практич. работа

отчёт о работе

3.3.

Создание собственных текстов разных типов и стилей. Корректирование текстов.



2

практич. работа

отчёт о работе

4.

Композиция текстов.

3

1

2



4.1.

Общее понятие композиции. Сюжет и фабула.


1


лекция

конспект

4.2.

Элементы композиции. Анализ элементов композиции.



2

практич. работа

отчёт о работе

5.

Интерпретация текстов.

4

1

3



5.1.

Виды интерпретации текстов.


1


лекция

конспект

5.2.

Развитие понятий «тезис» и «аргумент».



1

практич. работа

отчёт о работе

5.3.

Аргументация собственной позиции.



2

практич. работа

отчёт о работе

6.

Рецензия.

8

2

6



6.1.

Рецензия как жанр литературной критики.


1


лекция

конспект

6.2.

Средства публицистического стиля для написания рецензии.



2

практич. работа

отчёт о работе

6.2.

Структура рецензии.



1

практич. работа

отчёт о работе

6.3.

Написание рецензии на прочитанный текст.



1

практич. работа

отчёт о работе

6.4.

Критерии и нормативы оценивания рецензии.


1


беседа


6.5.

Корректирования рецензий.



2

практич. работа

отчёт о работе

7.

Комплексный анализ текста.

4


4



7.1.

Практическая работа по анализу текстов.



4

практич. работа

отчёт о работе


Итого часов:

34








Использованная литература:


  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., Айрис-пресс, 1997

  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка – М., Айрис-пресс, 1997

  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., Айрис-пресс, 2003

  4. Семенюк А.А. и др. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., Русский язык, 1994

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., Айрис-пресс, 1998

  6. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., Просвещение, 1987

  7. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы – М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2010

  8. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. Тестирование и единый экзамен. – М., Р.-н.-Д., ИКЦ «МарТ», 2012

  9. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи – С.-П., Союз, 2011

  10. Министерство образования Российской Федерации. Единый Государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Русский язык – М., Просвещение, 2011


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: