Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рабочая программа
элективного куса
«Практическая стилистика»
10-11 класс
подготовила
Шмакова Т. С. — учитель
МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день одной из приоритетных задач работы школы является формирование коммуникативной личности. В связи с этим владение речью — одна из составных частей коммуникативной компетенции. Высокий уровень владения речью формируется в процессе общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и определяет приоритетное положение дисциплин гуманитарного цикла в образовательном процессе.
Программа «Практическая стилистика» составлена на основе программы «Культура речи и стилистика» (Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С. Пичугов, Т.А. Костяева, Т.М. Пахнова, Москва, «Просвещение», 1999 год) и предназначена для 10-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (профильное направление) и 68 часов (непрофильное направление).
Целью данного курса является углубление в старших классах лингвистических знаний обучающихся, повышение их речевой культуры, совершенствование практических, коммуникативных умений и навыков.
Отбор учебного материала для программы подчинён общей цели курса и его главным задачам:
— ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;
— расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса;
— углубить знания школьников о функционально-стилистической дифференциации языка, дав развёрнутую характеристику основных стилей;
— отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка.
Содержание программы подготавливает обучающихся к осознанному углублённому восприятию такого сложного явления, как функциональные стили речи, и реализации знаний и умений из различных разделов науки о языке. Каждый раздел программы построен по единой схеме, он включает основные теоретические сведения, примерные практические работы. Все виды заданий основаны на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематического курса русского языка в 5 — 9 классах, что даёт возможность повторять изученное, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки обучающихся и подготовить к ЕГЭ по русскому языку. В отдельных разделах программа ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и направлена в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что культура речи — это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.
Практическая направленность курса: освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
— основные правила русской орфографии и пунктуации;
— экспрессивно-выразительные средства языка;
— отличительные особенности функциональных стилей речи. Обучающиеся должны уметь:
— определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стилей;
— владеть разнообразными приёмами стилистического анализа;
— владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
— понимать природу стилистических ошибок, уметь находить и исправлять стилистические ошибки;
— пользоваться справочной литературой в целях получения нужной информации о стилистических фактах языка.
Содержание учебного материала
10 класс
Введение
Роль языка в жизни общества и отдельного человека.
Речевая культура, важность её для духовной жизни человека и нравственного состояния общества.
Два направления в изучении языка: строение языка и его функционирование в речи. Единицы языка и их взаимосвязи, функционирование в языке.
Русский язык среди других языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Словари русского языка.
Практическая работа:
— конспект лекции;
— анализ средств выразительности в художественном тексте;
— работа со словарями русского языка.
Слово — основная единица языка
Аспекты изучения слов в русском языке. Закрепление основных понятий, изучаемых в разделах науки о языке: фонетике, словообразовании, морфемике, лексике. Стилистическая характеристика звуков языка, лексическая и фразеологическая стилистика, стилистика форм разных частей речи. Повторение и закрепление основных орфографических правил.
Словари и справочники как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля.
Практическая работа:
— совершенствование разных видов разбора слов;
— работа со словарями и справочниками;
— составление опорных схем и таблиц по орфографии русского языка.
Предложение как коммуникативная единица языка
Предложение и словосочетание, сходные и отличительные признаки. Различные классификации предложений. Грамматическая основа — смысловой и грамматический центр предложения. Строение простого и сложного предложений. Строение сложных грамматических конструкций. Пунктуация в простом и сложном предложении.
Практическая работа:
— синтаксический разбор простых и сложных предложений;
— анализ сложных синтаксических конструкций;
— составление опорных схем и таблиц.
Грамматические нормы русского языка
Понятие о грамматических нормах русского языка: морфологические, синтаксические нормы. Причины нарушения грамматических норм. Знакомство с правилами расположения слов в грамматическом словаре. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка.
Практическая работа:
— определение грамматических признаков разных частей речи;
— анализ предложений и словосочетаний;
— тестовые задания;
— корректирование предложений с нарушением грамматических норм;
— синтаксический анализ текстов, их коррекция; выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)
Роль орфоэпии в устном общении людей
Знакомство с правилами орфоэпии. Отклонения от произносительных норм и их причины. Колебания ударения у разных частей речи. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском языке. Исторические изменения в произношении и ударении. Сближение произношения с написанием.
Практическая работа:
-работа с орфоэпическим словарём; — постановка ударения в словах; -тестовые задания.
11 класс
Текст- результат речевой деятельности человека
Связный текст как интегративная единица, назначение текста. Целостность текста. Строение текста: связь слов и предложений, ключевые слова, композиционная целостность, связность, членение текста на абзацы. Виды планов текста.
Практическая работа:
— отработка основных ключевых понятий;
— составление плана текста;
— определение связи предложений в тексте;
— анализ микротекстов из сборника для подготовки к ЕГЭ.
Авторский замысел текстов
Основная мысль текста. Тема и микротемы текста. Отбор содержания с учётом темы текста, намерений автора, потребностей адресата. Проблематика текстов, актуальность проблем, поднимаемых авторами
текстов. Позиция автора, отражённая в тексте, субъективность изложения. Средства выразительности как отражение позиции автора и их роль в тексте.
Практическая работа:
— определение темы текста;
— выявление проблемы и позиции автора в тексте;
— анализ средств выразительности.
Смысловые типы текстов
Функционально-смысловые типы текстов по содержанию: повествование, описание, рассуждение. Особенности структуры смысловых типов текста. Комбинирование в одном тексте разных типов содержания. Основные особенности языка каждого смыслового типа текста.
Практическая работа:
— определение типа текста;
— выявление языковых признаков каждого типа текста;
— создание собственных текстов разных типов.
Композиция текста
Общее понятие композиции. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развёртывания сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Понимание композиции как мотивированного расположения «отрезков», в которых сохраняется один способ выражения (повествование, описание и т.п.)
Композиционные функции «деталей» в тексте.
Практическая работа:
— анализ композиции текстов;
— выявление значимых деталей в тексте, определение их функции.
Интерпретация текста
Объективные и субъективные факторы, от которых зависит различное выражение одной темы. Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.
Развитие понятий «тезис» и «аргумент». Аргументация собственного мнения.
Практическая работа:
— выражение собственного мнения по поводу проблем, поднимаемых автором текста;
— аргументация собственной позиции школьников.
Рецензия
Рецензия как жанр литературной критики. Виды рецензий: небольшая критическая или публицистическая статья, эссе, развёрнутая аннотация, авторецензия. Структура рецензии. Требования к сочинению-рецензии. Критерии и нормативы оценки сочинения-рецензии. Создание сочинений-рецензий. Умение отражать и комментировать основные мысли автора предложенного текста, излагать свое мнение, называть языковые средства, характерные для анализируемого текста, объяснять их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста, использовать богатство и выразительность языка, соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Практическая работа:
— написание рецензий по заданным параметрам;
— корректирование текстов;
— взаиморедактирование текстов.
Комплексный анализ текста
Многоаспектный анализ текста: определение темы, основной мысли, выделение микротем; определение типа речи, стиля, жанра; анализ использованных в тексте средств выразительности; определение позиции автора и выражение собственного мнения по поводу прочитанного текста.
Учебно-тематический план 10 класс (34 часа)
Тема занятия | Всего часов | теория | практика | Форма занятия | Образ, продукт | |
1. | Введение. Язык — средство общения. | 2 | 1 | 1 |
|
|
1.1 | Роль языка в жизни общества. |
| 1 |
| лекция | конспект |
1.2. | Богатство и выразительность русского языка |
|
| 1 | семинар | конспект сообщение |
2. | Слово — основная единица языка. | 13 | 1 | 12 |
|
|
2.1. | Аспекты изучения слова в языкознании. |
| 1 |
| лекция | конспект |
2.2. | Стилистические возможности звуковой системы русского языка. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
2.3. | Особенности морфемного состава слов. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
2.4. | Основные способы словообразования. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
2.5. | Лексическая стилистика. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2.6. | Орфография. Орфограммы в корне слова. |
|
| 2 | практич. работа | срез знаний |
2.7. | Орфограммы в окончаниях слов. |
|
| 1 | практич. работа | срез знаний |
2.8. | Правописание суффиксов слов. |
|
| 1 | практич. работа | срез знаний |
2.9. | Слитные, дефисные, раздельныэ написания слов. |
|
| 1 | практич. работа | срез знаний |
3. | Предложение как коммуникативная единица языка. | 10 | 1 | 9 |
|
|
3.1. | Строение предложений. Виды предложений. |
| 1 |
| лекция | конспект |
3.2. | Простое предложение. Грамматическая основа предложений. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
3.3. | Виды односоставных простых предложений. |
|
| 1 | практич. работа | срез знаний |
3.4. | Виды осложнения простого предложения. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
3.4. | Строение сложного предложения. |
|
| 3 | практич. работа | отчёт о работе |
3.5. | Сложные синтаксические конструкции. |
|
| 2 | практич. работа | срез знаний |
4. | Грамматические нормы русского языка. | 7 | 1 | 6 |
|
|
4.1. | Понятие о грамматических нормах русского языка. |
| 1 |
| лекция | конспект |
4.2. | Грамматический словарь. Принцип построения словарных статей. |
|
| 1 | семинар | сообщения обучающихся |
4.3. | Морфологические признаки самостоятельных частей речи. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
4.4. | Морфологические признаки служебных частей речи. |
|
| 2 |
|
|
4.5. | Корректирование предложений с нарушением грамматических норм. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
5. | Роль орфоэпии в устном общении людей. | 2 | 1 | 1 |
|
|
5.1. | Варианты произношения и ударения. |
| 1 |
| семинар | конспект сообщения |
5.2. | Причины изменения и колебания ударения. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
| Итого часов | 34 |
|
|
|
|
Учебно-тематический план 10 класс (17 часов)
Тема занятия | Всего часов | теория | практика | Форма занятия | Образ, продукт | |
1. | Введение. Язык — средство общения. | 2 | 1 | 1 |
|
|
1.1 | Роль языка в жизни общества. |
| 1 |
| лекция | конспект |
1.2. | Богатство и выразительность русского языка |
|
| 1 | семинар | конспект сообщение |
2. | Слово — основная единица языка. | 5 | 1 | 4 |
|
|
2.1. | Аспекты изучения слова в языкознании. |
| 1 |
| лекция | конспект |
2.2. | Стилистические возможности звуковой системы русского языка |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2.3. | Особенности морфемного состава слов. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2.4. | Основные способы словообразования. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2.5. | Лексическая стилистика. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
3. | Предложение как коммуникативная единица языка. | 5 | 1 | 4 |
|
|
3.1. | Строение предложений. Виды предложений. |
| 1 |
| лекция | конспект |
3.2. | Простое предложение. Грамматическая основа предложений. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
3.3. | Виды осложнения простого предложения. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
3.4. | Строение сложного предложения. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
4. | Грамматические нормы русского языка. | 3 | 1 | 2 |
|
|
4.1. | Понятие о грамматических нормах русского языка. |
| 1 |
| лекция | конспект |
4.2. | Грамматический словарь. Принцип построения словарных статей. |
|
| 1 | семинар | сообщения |
4.3. | Корректирование предложений с нарушением грамматических норм. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
5. | Роль орфоэпии в устном общении людей. | 2 | 1 | 1 |
|
|
5.1. | Варианты произношения и ударения. |
| 1 |
| семинар | конспект сообщения |
5.2. | Причины изменения и колебания ударения. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
| Итого часов | 17 |
|
|
|
|
Учебно-тематический план 11 класс (17 часов)
Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Форма занятия | Образов, продукт | |
1. | Текст — результат речевой деятельности человека. | 3 | 1 | 2 |
|
|
1.1. | Понятие текста. Признаки текста. |
| 1 |
| беседа |
|
1.2. | Строение текста. Связь предложений в тексте. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
1.3. | План текста. Виды плана. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2. | Авторский замысел текстов. | 5 | 1 | 4 |
|
|
2.1. | Тема текста. Соотношение темы и микротем текста. |
|
| 1 | беседа |
|
2.2. | Проблематика текстов и позиция автора. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2.3. | Средства выразительности как выражение позиции автора. |
| 1 | 2 | лекция; практ. работа | отчёт о работе |
3. | Смысловые типы текстов. | 2 | 1 | 1 |
|
|
3.1. | Функционально-смысловые типы текстов. |
| 1 |
| лекция | конспект |
3.2. | Языковые особенности смысловых типов текста. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
4. | Интерпретация текстов. | 2 | 1 | 1 |
|
|
4.1. | Виды интерпретации текстов. |
| 1 |
| лекция | конспект |
4.2. | Аргументация собственной позиции. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
5. | Рецензия. | 3 | 1 | 2 |
|
|
5.1. | Рецензия как жанр литературной критики. |
| 1 |
| лекция | конспект |
5.2. | Структура рецензии. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
5.3. | Написание рецензии на прочитанный текст. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
6. | Комплексный анализ текста. | 2 |
| 2 |
|
|
6.1. | Практическая работа по анализу текстов. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
| Итого часов: | 17 |
|
|
|
|
Учебно-тематический план 11 класс (34 часа)
Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Форма занятия | Образов. Продукт | |
1. | Текст — результат речевой деятельности человека. | 4 | 1 | 3 |
|
|
1.1. | Понятие текста. Признаки текста. |
| 1 |
| беседа |
|
1.2. | Строение текста. Связь предложений в тексте. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
1.3. | План текста. Виды плана. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
2. | Авторский замысел текстов. | 6 | 1 | 5 |
|
|
2.1. | Тема текста. Соотношение темы и микротем текста. |
|
| 1 | беседа |
|
2.2. | Проблематика текстов и позиция автора. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
2.3. | Средства выразительности как выражение позиции автора. |
| 1 | 2 | лекция; практич. работа | отчёт о работе |
3. | Смысловые типы текстов. | 5 | 1 | 4 |
|
|
3.1. | Функционально-смысловые типы текстов. |
| ,1 |
| лекция | конспект |
3.2. | Языковые особенности смысловых типов текста. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
3.3. | Создание собственных текстов разных типов и стилей. Корректирование текстов. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
4. | Композиция текстов. | 3 | 1 | 2 |
|
|
4.1. | Общее понятие композиции. Сюжет и фабула. |
| 1 |
| лекция | конспект |
4.2. | Элементы композиции. Анализ элементов композиции. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
5. | Интерпретация текстов. | 4 | 1 | 3 |
|
|
5.1. | Виды интерпретации текстов. |
| 1 |
| лекция | конспект |
5.2. | Развитие понятий «тезис» и «аргумент». |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
5.3. | Аргументация собственной позиции. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
6. | Рецензия. | 8 | 2 | 6 |
|
|
6.1. | Рецензия как жанр литературной критики. |
| 1 |
| лекция | конспект |
6.2. | Средства публицистического стиля для написания рецензии. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
6.2. | Структура рецензии. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
6.3. | Написание рецензии на прочитанный текст. |
|
| 1 | практич. работа | отчёт о работе |
6.4. | Критерии и нормативы оценивания рецензии. |
| 1 |
| беседа |
|
6.5. | Корректирования рецензий. |
|
| 2 | практич. работа | отчёт о работе |
7. | Комплексный анализ текста. | 4 |
| 4 |
|
|
7.1. | Практическая работа по анализу текстов. |
|
| 4 | практич. работа | отчёт о работе |
| Итого часов: | 34 |
|
|
|
|
Использованная литература:
Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., Айрис-пресс, 1997
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка – М., Айрис-пресс, 1997
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., Айрис-пресс, 2003
Семенюк А.А. и др. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., Русский язык, 1994
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., Айрис-пресс, 1998
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы – М., Просвещение, 1987
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы – М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2010
Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. Тестирование и единый экзамен. – М., Р.-н.-Д., ИКЦ «МарТ», 2012
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи – С.-П., Союз, 2011
Министерство образования Российской Федерации. Единый Государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Русский язык – М., Просвещение, 2011