муниципальное общеобразовательное учреждение
ЕРШОВСКАЯ Средняя общеобразовательная школа
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
«Согласовано» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания методического Зам. директора по УВР: Директор МОУ Ершовской
объединения учителей ___________О. В. Панфилова средней общеобразовательной школы от_____________2011 г. №______ «___» ____________2011 г. имени Героя Советского Союза
Руководитель ШМО Василия Фабричнова
_________________О. П. Куфтерина _____________________Т. В. Гарькавая «_01_» сентября 2011 г.
Приказ № ______от ___________2011 г.
Рабочая программа по русскому языку
на 2011 – 2012 учебный год
Класс: 10
Учитель: Кузьмина Виктория Юрьевна
с. Ершово
2011 год
Раздел I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой
(учебник: Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
— соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
— способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, литературу и средства обучения.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н. Г. Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе и А,В,С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Кол-во часов | Количество контрольных работ | ||
по рабочей программе | по авторской программе | ||
Введение. | 1 | 1 |
|
Лексика. Фразеология. Лексикография. | 5 | 10 | 1 |
Фонетика. Графика. Орфография. | 2 | 2 | — |
Морфемика и словообразование. | 2 | 4 | 1 |
Морфология и орфография. | 24 | 51 | 3 |
ИТОГО | 34 | 68 | 5 |
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса РУССКИЙ ЯЗЫК
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.
Введение. – 1 час
Дата проведения урока | Тип урока | Тема | Параграф учебника | Количество часов | Примечание | ||
по плану | по факту | ||||||
1 |
|
| Лекция с элементами беседы. | Слово о русском языке. | стр. 5 — 8 | 1 |
|
Лексика. Фразеология. Лексикография. – 10 часов
Дата проведения урока | Тип урока | Тема | Параграф учебника | Количество часов | Примечание | ||
по плану | по факту | ||||||
2 |
|
| Беседа, лингвистический разбор. | Урок 1. Слово и его значение. | 1 | 1 |
|
3 |
|
| Беседа по вопросам, тренировочные упражнения. | Урок 2. Однозначность и многозначность слов. Самостоятельная работа. | 2 | 1 |
|
4 |
|
| Работа с таблицей, словарная работа. | Урок 3. Изобразительно – выразительные средства русского языка. | 3 | 1 |
|
5 |
|
| Сообщения учеников, лингвистическая игра. | Урок 4. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. | 4 — 5 | 1 |
|
6 |
|
| Отработка приёмов лингвистического разбора. | Урок 5. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. | 6 — 7 | 1 |
|
7 |
|
| Диктант с грамматическим заданием. | Урок 6. Диктант с грамматическим заданием (повторение). |
| 1 |
|
8 |
|
| Объяснение учителя, работа над речевыми нормами. | Урок 7. Происхождение лексики современного русского языка. | 8 | 1 |
|
9 |
|
| Словарная работа, объяснение учителя. | Урок 8. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. | 9 — 10 | 1 |
|
10 |
|
| Работа с учебником, тренировочные упражнения. | Урок 9. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 11 | 1 |
|
11 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 10. Лексикография. Проверочная работа. | 12 | 1 |
|
Фонетика. Графика. Орфография. – 2 часа.
Дата проведения урока | Тип урока | Тема | Параграф учебника | Количество часов | Примечание | ||
по плану | по факту | ||||||
12 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | 13 | 1 |
|
13 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 2. Орфоэпия. Самостоятельная работа. | 14 | 1 |
|
Морфемика и словообразование. – 4 часа.
Дата проведения урока | Тип урока | Тема | Параграф учебника | Количество часов | Примечание | ||
по плану | по факту | ||||||
14 |
|
| Объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с учебником. | Урок 1. Состав слова. Морфемный разбор слова. | 15 | 1 |
|
15 |
|
| Объяснение учителя, работа над речевыми нормами. | Урок 2. Словообразование. Словообразовательный разбор. | 16 | 1 |
|
16 |
|
| Урок контроля. | Урок 3. Контрольный диктант за 1 четверть. |
| 1 |
|
17 |
|
| Объяснение учителя, беседа по вопросам. | Урок 4. Формообразование. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 17 | 1 |
|
Морфология и орфография. – 51 час.
Дата проведения урока | Тип урока | Тема | Параграф учебника | Количество часов | Примечание | ||||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||||
18 |
|
| Работа с учебником, словарная работа. | Урок 1. Принципы русской орфографии. | 18 | 1 |
| ||||||||
19 |
|
| Объяснение учителя, работа над речевыми нормами. | Урок 2. Проверяемые и непроверяемые безударны гласные в корне слова. | 19 | 1 |
| ||||||||
20 |
|
| Объяснения учителя и тренировочные упражнения. | Урок 3. Чередующиеся гласные в корне слова. | 20 | 1 |
| ||||||||
21 |
|
| Закрепление темы, работа с учебником. | Урок 4. Употребление гласных после шипящих. | 21 | 1 |
| ||||||||
22 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 5. Употребление гласных после Ц. | 22 | 1 |
| ||||||||
23 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 6. Правописание звонких и глухих согласных. | 23 | 1 |
| ||||||||
24 |
|
| Объяснение учителя, самостоятельная работа. | Урок 7. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | 24 | 1 |
| ||||||||
25 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 8. Правописание двойных согласных. | 25 | 1 |
| ||||||||
26 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 9. Правописание гласных и согласных в приставках. | 26 | 1 |
| ||||||||
27 |
|
| Тренировочные упражнения, работа с учебником. | Урок 10. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Проверочная работа. | 27 | 1 |
| ||||||||
28 |
|
| Тренировочные упражнения, работа с учебником. | Урок 11. Гласные И и Ы после приставок. | 28 | 1 |
| ||||||||
29 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 12. Употребление Ъ и Ь. | 29 | 1 |
| ||||||||
30 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 13. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 30 — 31 | 1 |
| ||||||||
Самостоятельные части речи. | |||||||||||||||
31 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 14. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. | 32 | 1 |
| ||||||||
32 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 15. Правописание падежных окончаний имён существительных. | 33 | 1 |
| ||||||||
33 |
|
| Объяснение темы, словарная работа. | Урок 16. Гласные в суффиксах имён существительных. | 34 | 1 |
| ||||||||
34 |
|
| Диктант и самостоятельная работа. | Урок 17. Контрольная работа за 2 четверть. |
| 1 |
| ||||||||
35 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 18. Работа над ошибками. Правописание сложных имён существительных. | 35 | 1 |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
| Объяснение материала, работа с учебником. | Урок 19. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | 36 | 1 |
| |
37 |
|
| Объяснение учителя, словарная работа. | Урок 20. Правописание окончаний имён прилагательных. | 37 | 1 |
|
38 |
|
| Объяснение учителя, совершенствование орфографических навыков. | Урок 21. Правописание суффиксов имён прилагательных. | 38 | 1 |
|
39 |
|
| Объяснение учителя, работа с таблицей. | Урок 22. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 39 | 1 |
|
40 |
|
| Тренировочные упражнения, словарная работа, проверочная работа. | Урок 23. Правописание сложных имён прилагательных. | 40 | 1 |
|
41 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 24. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. | 41 | 1 |
|
42 |
|
| Беседа по вопросам, тренировочные упражнения. | Урок 25. Склонение имён числительных. Проверочная работа. | 42 | 1 |
|
43 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 26. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. | 43 — 44 | 1 |
|
44 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 27. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. | 45 | 1 |
|
45 |
|
| Работа со схемами, тренировочные упражнения. | Урок 28. Правописание местоимений. | 46 | 1
|
|
46 |
|
| Объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Урок 29. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 47 | 1 |
|
47 |
|
| Работа с учебником. | Урок 30. Правописание глаголов. Проверочная работа. | 48 | 1 |
|
48 |
|
| Объяснение материала, словарный диктант. | Урок 31. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. | 49 | 1 |
|
49 |
|
| Тренировочные упражнения, работа с учебником. | Урок 32. Образование причастий. | 50 | 1 |
|
50 |
|
| Практическое занятие, работа с учебником. | Урок 33. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 51 |
|
|
51 |
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 34. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия. | 52 |
|
|
52 |
|
| Урок контроля. | Урок 35. Контрольный диктант. Тема: |
|
|
|
53 |
|
| Тренировочные упражнения. | Урок 36. Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
|
|
|
|
| Объяснение учителя, работа с учебником. | Урок 37. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. | 53 | 1 |
| |
55 |
|
| Обобщение знаний, объяснительный диктант. | Урок 38. Правописание наречий. Проверочная работа. | 54 | 1 |
|
56 |
|
| Тренировочные упражнения. | Урок 39. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 55 | 1 |
|
Служебные части речи. | |||||||
57 |
|
| Словарный диктант, работа с учебником. | Урок 40. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. | 56 | 1 |
|
58 |
|
| Обобщение знаний, работа с учебником. | Урок 41. Правописание предлогов. | 57 | 1 |
|
59 |
|
| Объяснение учителя, обобщение знаний. | Урок 42. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. | 58 | 1 |
|
60 |
|
| Обобщение знаний. | Урок 43. Правописание союзов. | 59 |
|
|
61 |
|
| Работа с учебником, тренировочные упражнения. | Урок 44. Частицы. Морфологический разбор частицы. | 60 | 1 |
|
62 |
|
| Закрепление знаний, тренировочные упражнения. | Урок 45. Правописание частиц. Проверочная работа. | 61 | 1 |
|
63 |
|
| Закрепление знаний, тренировочные упражнения. | Урок 46. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 62 | 1 |
|
64 |
|
| Систематизация материала. | Урок 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 63 | 1 |
|
65 |
|
| Объяснение учителя, систематизация материала. | Урок 48. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия. | 64 | 1 |
|
66 |
|
| Урок контроля. | Урок 49. Итоговая контрольная работа за 10 класс. |
| 1 |
|
67 |
|
| Обобщающие тренировочные упражнения. | Урок 50. Работа над ошибками. Повторение и закрепление пройденного материала. |
| 1 |
|
68 |
|
|
| Урок 51. Подведение итогов учебного года. |
| 1 |
|
Раздел V. Литература.
для учащихся:
Базовый учебник Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2009
для учителя:
Русский язык. 10 – 11 классы: книга для учителя/Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Е.Г. Челендулаева. Таблицы и схемы на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Методическое пособие. Москва «Материк – Альфа» 2006.
И.В. Сиднева. Сборник орфографических диктантов. Повторение изученного материала с 5 по 11 классы. Москва «Аркти», 2001.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сборник заданий и ответов для 9-11-х классов. Москва «Аркти» 2008.
Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Составитель Л. И. Косивцова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11 классы. Дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Русский язык. 10 – 11 классы : контрольные работы. Комплексные задания / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007