Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. о. Звенигород»
Рабочая программа по русскому языку
для 5 класса
( М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)
2010-2011 учебный год
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Кузьмина Виктория Юрьевна
Звенигород 2010
Рабочая программа по русскому языку
для 5 класса
(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)
Кузьмина Виктория Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.о. Звенигород»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, примерной
программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост.
Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002). Программа соответствует уровню стандарта образования.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Изменения, внесенные в примерную учебную программу, их обоснование
Сопоставление примерной программы с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу | |
Общие сведения о языке | Язык – важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе. |
Фонетика. Орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графической орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. |
Морфемика | Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
Лексикология | Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слов от других языковых единиц. Основные способы передачи лексического значения слов. Толкование лексического значения слов с помощью описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия омонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
Грамматика. Морфология | Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. |
Имя существительное | Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи. |
Имя прилагательное | Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи. |
Глагол | Правильное употребление глаголов в речи. |
Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений. |
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебные пособия | Методические пособия | |
Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007. |
|
|
Количество часов в 5 классе
В год – 204 часа,
из них на развитие речи — 34 часа
В неделю – 6 часов
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи | |
Язык – важнейшее средство общения | 3 |
|
|
Повторение пройденного в 1-4 классах | 17 + 3 | 2 | 3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 + 6 | 2 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 + 3 | 1 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 8 + 2 |
| 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 + 4 | 2 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 68 + 14 | 5 | 14 |
Повторение и систематизация пройденного. | 6 + 2 | 1 | 2 |
ИТОГО | 204 | 13 | 34 |
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено» на заседании ШМО
Директор МОУСОШ №2 Зам. директора по УВР «Русский язык и литература»
__________Какалина О.И. _______________________ Протокол №___ от _______2010 г.
«___» ____________2010 г. «___» ____________2010 г. Руководитель: ________________
«____» _________________ 2010 г.
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
на 2010 – 2011 учебный год
Класс: 5 – Б
Учитель: Кузьмина Виктория Юрьевна
Количество часов на год: 204 часа
Количество часов в неделю: 6 часов
Планирование диктантов – 13; изложений (уроков) – 8; сочинений (уроков) – 15; проверочных работ – 4
Планирование составлено на основе:
Программы общеобразовательных учреждений
Русский язык 5 – 9 классы
Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
9 – е издание
Москва «Просвещение» 2008
Рабочей программы по русскому языку (Кузьмина Виктория Юрьевна)
Дополнительная литература:
Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку
Универсальное издание + методика подготовки к выпускному изложению
Москва «ВАКО» 2008
Е.Г. Челендулаева
Таблицы и схемы на уроках русского языка
5 – 9 классы
Методическое пособие
Москва «Материк – Альфа» 2006
И.В. Сиднева
Сборник орфографических диктантов
Повторение изученного материала с 5 по 11 классы
Москва «Аркти» 2001
Н. Н. Соловьёва
Изложение без шпаргалки
Пособие для школьников и абитуриентов
Москва «Материк Альфа» 2006
Готовимся к олимпиаде по русскому языку
Сборник заданий и ответов для 9-11-х классов
Москва «Аркти» 2008
Предметные недели в школе
Русский язык и литература
Составитель Л. И. Косивцова
Волгоград
Издательство «Учитель» 2008
Пояснительная записка
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе государственной программы «Русский язык 5-9 классы» и по учебнику «Русский язык кл.» из федерального комплекта (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.) в соответствии с государственной программой и учебным планом — шесть часов в неделю.
В планировании четко определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов школьного курса, на каких уроках должно быть сконцентрировано особое внимание.
Например, базовые умения, которыми должен обладать пятиклассник после изучения вводного курса синтаксиса:
выделять словосочетание из предложения;
находить грамматическую основу;
-определять количество предложений (основ) в составе сложного.
В основе тематического планирования лежит раздел «Орфография», к аспектам которой необходимо обращаться учителю, изучая любой раздел языкознания в курсе 5-го класса.
Также в планирование включены игровые уроки, которые способствуют развитию интереса учащихся к изучению родного языка, и в то же время подчеркивают индивидуальность работы преподавателя. В разработке таких уроков я использовала методику В.В.Васильевой, и теорию В.Волиной «Веселая Грамматика».
Виды, разработанных мной уроков, делятся на несколько групп:
урок — игра «Путешествие по стране Синтаксиса», «Антонимы», «Заседание ученого совета». Систематизация и обобщение изученного.
урок -экскурсия «Имя Прилагательное», «Путешествие в страну Его величества Глагола»
урок — путешествие «Однозначные и многозначные слова», Обобщение изученного по теме «Морфемика».
урок-спектакль «Дорога к письменности».
урок- беседа «Алфавит. Графика»
Содержание обучения русскому языку в 5 классе
Всего в году – 204 ч. ( из расчёта 6 ч. в неделю ).
Учебник:
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 36-е издание
Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Г. Григорян, И. И. Кулибаба
Научный редактор – академик РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский
Москва «Просвещение» 2009
Дата проведения урока | Тип урока | Тема | Параграф учебника | Кол-во часов | Примеч. | |
Тема 1: Язык — важнейшее средство общения. | 3 |
| ||||
1 |
|
| Урок 1. Язык и человек. Язык – важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе. | 1 | 1 |
|
2 |
|
| Урок 2. Язык и речь. Устная и письменная речь. | 2 | 1 |
|
3 |
|
| Урок 3. Язык и его единицы. Стили речи. | 3 — 5 | 1 |
|
Тема 2: Повторение изученного в начальных классах. | 17 + 3 |
| ||||
4 |
|
| Урок 1. Состав слова. Звуки и буквы. | 5 — 6 | 1 |
|
5 |
|
| Урок 2. Орфограмма. | 7 | 1 |
|
6 |
|
| Урок 3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 8 | 1 |
|
7 |
|
| Урок 4. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 9 | 1 |
|
8 |
|
| Урок 5. Правописание непроизносимых согласных в корне. | 10 | 1 |
|
9 |
|
| Урок 6. Буквы И, У, А после шипящих. | 11 | 1 |
|
10 |
|
| Урок 7. Разделительные Ь и Ъ знаки. | 12 | 1 |
|
11 |
|
| Урок 8. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 13 | 1 |
|
12 |
| Урок развития речи | Урок 9. Обучающее изложение. |
| 1 |
|
13 |
| Урок развития речи | Урок 10. Текст. Стили речи. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому). | 14 упр. 66 | 1 |
|
14 |
| Урок контроля | Урок 11. Диктант. |
| 1 |
|
15 |
|
| Урок 12. Части речи. Глагол. | 15 — 16 | 1 |
|
16 |
|
| Урок 13. –Тся и –ться в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | 17, 19 | 1 |
|
17 |
| Урок развития речи | Урок 14. Тема текста. Основная мысль текста. | 18, 23 | 1 |
|
18 |
|
| Урок 15. Имя существительное. | 20 | 1 |
|
19 |
|
| Урок 16. Имя прилагательное | 21 | 1 |
|
20 |
|
| Урок 17. Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов «Летом»). | упр. 106 | 1 |
|
21 |
|
| Урок 18. Местоимение. | 22 | 1 |
|
22 |
|
| Урок 19. Повторение материала по разделу. | стр. 46 | 1 |
|
23 |
| Урок контроля. | Урок 20. Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
| 1 |
|
Тема 3: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 + 6 |
| ||||
24 |
|
| Урок 1. Синтаксис. Пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | 24 — 25 | 1 |
|
25 |
|
| Урок 2. Словосочетание. Строение словосочетания. | 26 | 1 |
|
26 |
|
| Урок 3. Разбор словосочетания. | 27 | 1 |
|
27 |
|
| Урок 4. Предложение. Грамматическая основа предложения. | 28 | 1 |
|
28 |
| Урок развития речи | Урок 5. Сжатое изложение. (В. П. Катаев) | упр. 137 | 1 |
|
29 |
|
| Урок 6. Виды предложений по цели высказывания. | 29 | 1 |
|
30 |
|
| Урок 7. Восклицательные предложения. | 30 | 1 |
|
31 |
|
| Урок 8. Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему. | упр. 153 — 154 | 1 |
|
32 |
|
| Урок 9. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 31 — 32 | 1 |
|
33 |
|
| Урок 10. Сказуемое. | 33 | 1 |
|
34 |
|
| Урок 11. Тире между подлежащим и сказуемым. | 34 | 1 |
|
35 |
|
| Урок 12. Распространенные и нераспространенные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 35 — 36 | 1 |
|
36 |
|
| Урок 13. Дополнение. | 37 | 1 |
|
37 |
|
| Урок 14. Определение. | 38 | 1 |
|
38 |
|
| Урок 15. Обстоятельство. | 39 | 1 |
|
39 |
|
| Урок 16. Предложения с однородными членами. | 40 | 1 |
|
40 |
|
| Урок 17. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 41 | 1 |
|
41 |
|
| Урок 18. Однородные члены предложения и пунктуация при них. | 41 | 1 |
|
42 |
|
| Урок 19. Предложения с обращениями. Интонация предложений с обращениями. | 42 | 1 |
|
43 |
| Урок развития речи. | Урок 20. Письмо как одна из разновидностей текста. | 43 | 1 |
|
44 |
|
| Урок 21. Синтаксический разбор простого предложения. | 44 | 1 |
|
45 |
| Урок развития речи. | Урок 22. Подготовка к сочинению но картине. |
| 1 |
|
46 |
| Урок развития речи. | Урок 23. Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка»). |
| 1 |
|
47 |
|
| Урок 24. Пунктуационный разбор простого предложения. | 45 | 1 |
|
48 |
|
| Урок 25. Простые и сложные предложения. | 46 | 1 |
|
49 |
|
| Урок 26. Простые и сложные предложения. | 46 | 1 |
|
50 |
|
| Урок 27. Синтаксический разбор сложного предложения. | 47 | 1 |
|
51 |
| Урок развития речи. | Урок 28. Заголовок и основная мысль текста. | упр. 234 | 1 |
|
52 |
| Урок контроля. | Урок 29. Контрольный диктант. |
| 1 |
|
53 |
|
| Урок 30. Прямая речь. | 48 | 1 |
|
54 |
|
| Урок 31. Прямая речь. | 48 | 1 |
|
55 |
| Урок развития речи. | Урок 32. Диалогическая и монологическая речь. | 49 | 1 |
|
56 |
| Урок-игра. | Урок 33 «Путешествие по стране Синтаксиса». |
| 1 |
|
57 |
|
| Урок 34. Повторение и закрепление изученного материала. | стр. 105 | 1 |
|
58 |
|
| Урок 35 Повторение и закрепление изученного материала. | стр. 107 | 1 |
|
59 |
| Урок контроля. | Урок 36. Диктант с грамматическим заданием. |
| 1 |
|
60 |
|
| Урок 37. Работа над ошибками. Анализ диктанта. |
| 1 |
|
Тема 4: Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 15 + 3 |
| ||||
61 |
|
| Урок 1. Фонетика. Звук как единица языка. | 50 | 1 |
|
62 |
|
| Урок 2. Гласные звуки. | 51 | 1 |
|
63 |
|
| Урок 3. Согласные звуки. | 52 | 1 |
|
64 |
|
| Урок 4. Позиционные чередования гласных и согласных. Изменение звуков в потоке речи. | 53 | 1 |
|
65 |
|
| Урок 5. Согласные твердые и мягкие. | 54 | 1 |
|
66 |
| Урок развития речи. | Урок 6. Типы текстов. Повествование. | 55 | 1 |
|
67 |
|
| Урок 7. Согласные звонкие и глухие. | 56 | 1 |
|
68 |
| Урок-беседа (методика Васильевой В.В.) | Урок 8. Графика. Алфавит. | 57 — 58 | 1 |
|
69 |
| Урок развития речи. | Урок 9. Типы текстов. Описание. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания. | 59, упр. 294 | 1 |
|
70 |
|
| Урок 10. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 60 | 1 |
|
71 |
|
| Урок 11. Двойная роль букв Е,Е,Ю,Я. | 61 | 1 |
|
72 |
|
| Урок 12. Орфоэпия как наука о языке. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. | 62 | 1 |
|
73 |
|
| Урок 13. Фонетический разбор слова. Фонетическая транскрипция. | 63 | 1 |
|
74 |
|
| Урок 14. Понятие об орфоэпической норме. Особенности ударения в русском языке. | 63 | 1 |
|
75 |
| Урок-спектакль (обобщение изученного) | Урок 15. «Дорога к письменности» |
| 1 |
|
76 |
| Урок контроля. | Урок 16. Контрольный диктант |
| 1 |
|
77 |
|
| Урок 17. Анализ диктанта |
| 1 |
|
78 |
| Урок развития речи. | Урок 18. Описание предметов, изображённых на картине (И. И. Машков «Натюрморт с маками и васильками»). |
| 1 |
|
Тема 5: Лексика. Культура речи. | 8 + 2 |
| ||||
79 |
|
| Урок 1. Слово и его лексическое значение. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. | 64 | 1 |
|
80 |
|
| Урок 2. Однозначные и многозначные слова. | 65 | 1 |
|
81 |
|
| Урок 3. Прямое и переносное значение. | 66 | 1 |
|
82 |
|
| Урок 4. Омонимы. | 67 | 1 |
|
83 |
|
| Урок 5. Синонимы. | 68 | 1 |
|
84 |
|
| Урок 6. Основные виды тропов. | 68 | 1 |
|
85 |
| Урок развития речи. | Урок 7. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»). | упр. 358 | 1 |
|
86 |
| Урок-игра. | Урок 8. Антонимы. | 69 | 1 |
|
87 |
|
| Урок 9. Повторение. | стр. 149 | 1 |
|
88 |
| Урок развития речи. | Урок 10. Подробное изложение. ( К. Г. Паустовский «Первый снег»). | упр. 367 | 1 |
|
Тема 6: Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 + 4 |
| ||||
89 |
|
| Урок 1. Морфемика. Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 70 — 71 | 1 |
|
90 |
|
| Урок 2. Окончание. | 72 | 1 |
|
91 |
|
| Урок 3. Основа слова. | 73 | 1 |
|
92 |
| Урок развития речи. | Урок 4. Сочинение по личным впечатлениям. | упр. 378 | 1 |
|
93 |
|
| Урок 5. Корень слова. | 74 | 1 |
|
94 |
| Урок развития речи. | Урок 6. Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»). | 75 | 1 |
|
95 |
|
| Урок 7. Суффикс – значимая часть слова. | 76 | 1 |
|
96 |
|
| Урок 8. Суффикс – значимая часть слова. | 76 | 1 |
|
97 |
|
| Урок 9. Приставка. | 77 | 1 |
|
98 |
| Урок развития речи. | Урок 10. Выборочное изложение с изменением лица. | упр. 407 |
|
|
99 |
|
| Урок 11. Чередование звуков. | 78 | 1 |
|
100 |
|
| Урок 12. Беглые гласные. | 79 | 1 |
|
101 |
|
| Урок 13. Варианты морфем. | 80 | 1 |
|
102 |
|
| Урок 14. Морфемный разбор. | 81 | 1 |
|
103 |
|
| Урок 15. Орфография. Правописание гласных и согласных в приставках. | 82 | 1 |
|
104 |
|
| Урок 16. Буквы 3 и С на конце приставок. | 83 | 1 |
|
105 |
|
| Урок 17. Буквы О-А в корне –лаг , — лож | 84 | 1 |
|
106 |
|
| Урок 18. Буквы О-А в корне -раст- — -ращ— -рос-. | 85 | 1 |
|
107 |
|
| Урок 19. Буквы О-А в корне -раст- — -ращ— -рос-. | 85 | 1 |
|
108 |
|
| Урок 20. Буквы Ё — О после шипящих в корне. | 86 | 1 |
|
109 |
|
| Урок 21. Буквы И-Ы после Ц. | 87 | 1 |
|
110 |
| Урок-путешествие. | Урок 22. Обобщение изученного по теме «Морфемика». | стр. 183 | 1 |
|
111 |
| Урок контроля. | Урок 23. Тест по теме «Словообразование». |
| 1 |
|
112 |
| Урок контроля. | Урок 24. Контрольный диктант. |
| 1 |
|
113 |
|
| Урок 25. Анализ диктанта. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками. |
| 1 |
|
114 |
| Урок развития речи. | Урок 26. Сочинение – описание изображённого на картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»). | упр. 457 | 1 |
|
Тема 7: Морфология. Орфография. Культура речи. | 68 + 14 |
| ||||
115 |
|
| Урок 1. Самостоятельные и служебные части речи. Система частей речи в русском языке. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. | 88 | 1 |
|
|
|
| Имя существительное. |
| 20 + 4 |
|
116 |
|
| Урок 1. Имя существительное как часть речи. | 89 | 1 |
|
117 |
| Урок развития речи. | Урок 2. Доказательство в рассуждении. Сочинение – рассуждение. | 90 | 1 |
|
118 |
|
| Урок 3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 91 | 1 |
|
119 |
|
| Урок 4. Имена существительные собственные и нарицательные. | 92 | 1 |
|
120 |
|
| Урок 5. Большая буква в именах собственных. | 92 | 1 |
|
121 |
| Урок развития речи. | Урок 6. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк «Перо и чернильница»). | упр. 496 | 1 |
|
122 |
|
| Урок 7. Морфологический разбор имени существительного. | 93 | 1 |
|
123 |
|
| Урок 8. Род имён существительных. Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики. | 94 | 1 |
|
124 |
|
| Урок 9. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 95 | 1 |
|
125 |
|
| Урок 10. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 96 | 1 |
|
126 |
|
| Урок 11. Три склонения имен существительных. | 97 | 1 |
|
127 |
|
| Урок 12. Падеж имён существительных. | 98 | 1 |
|
128 |
|
| Урок 13. Правописание гласных в падежных окончания существительных в единственном числе. | 99 | 1 |
|
129 |
|
| Урок 14. Правописание гласных в падежных окончания существительных в единственном числе. | 99 | 1 |
|
130 |
|
| Урок 15. Правильное употребление имени существительного в речи. | 99 | 1 |
|
131 |
| Урок контроля. | Урок 16. Контрольный диктант. |
| 1 |
|
132 |
| Урок развития речи. | Урок 17. Подробное изложение с изменением лица. | упр. 546 | 1 |
|
133 |
|
| Урок 18. Множественное число имен существительных. | 100 | 1 |
|
134 |
|
| Урок 19. Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 101 | 1 |
|
135 |
|
| Урок 20. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 101 | 1 |
|
136 |
| Урок — ролевая игра. | Урок 21. «Заседание ученого совета» Систематизация и обобщение изученного. | стр. 223 | 1 |
|
137 |
| Урок развития речи. | Урок 22. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье.». | упр. 564 | 1 |
|
138 |
| Урок контроля. | Урок 23. Контрольный диктант. |
| 1 |
|
139 |
|
| Урок 24. Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
| 1 |
|
|
|
| Имя прилагательное |
| 12 + 4 |
|
140 |
|
| Урок 1. Имя прилагательное как часть речи. | 102 | 1 |
|
141 |
|
| Урок 2. Имя прилагательное как часть речи. | 102 | 1 |
|
142 |
|
| Урок 3. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 103 | 1 |
|
143 |
|
| Урок 4. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 103 | 1 |
|
144 |
|
| Урок 5. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. | 103 | 1 |
|
145 |
|
| Урок 6. Окончание имен прилагательных после шипящих и Ц. | 103 | 1 |
|
146 |
| Урок развития речи. | Урок 7. Описание животного. Изложение (А. И. Куприн «Ю – ю». | 104 | 1 |
|
147 |
|
| Урок 8. Краткие и полные прилагательные. | 105 | 1 |
|
148 |
|
| Урок 9. Краткие и полные прилагательные. | 105 | 1 |
|
149 |
| Урок развития речи. | Урок 10. Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»). | упр. 599 | 1 |
|
150 |
|
| Урок 11. Морфологический разбор имени прилагательного. | 106 | 1 |
|
151 |
| Урок развития речи. | Урок 12. Сочинение «Как я испугался». | упр. 601 | 1 |
|
152 |
|
| Урок 13. Повторение изученного материала. Правильное употребление имени прилагательного в речи. | стр. 239 | 1 |
|
153 |
| Урок контроля. | Урок 14. Диктант и проверочная работа. |
| 1 |
|
154 |
|
| Урок 15. Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
| 1 |
|
155 |
| Урок развития речи. | Урок 16. Сочинение «Наши друзья – животные». | упр. 605 | 1 |
|
|
|
| Глагол |
| 35 + 6 |
|
156 |
|
| Урок 1. Глагол как часть речи. | 107 | 1 |
|
157 |
|
| Урок 2. Глагол как часть речи. | 107 | 1 |
|
158 |
|
| Урок 3. Не с глаголами. | 108 | 1 |
|
159 |
|
| Урок 4. Не с глаголами. | 108 | 1 |
|
160 |
| Урок развития речи. | Урок 5. Рассказ. | 109 | 1 |
|
161 |
| Урок развития речи. | Урок 6. Рассказ. | 109 | 1 |
|
162 |
|
| Урок 7. Неопределенная форма глагола. | 110 | 1 |
|
163 |
|
| Урок 8. Неопределенная форма глагола. | 110 | 1 |
|
164 |
|
| Урок 9. Неопределенная форма глагола. | 110 | 1 |
|
165 |
|
| Урок 10. Правописание –тся и –ться в глаголах. | 111 | 1 |
|
166 |
|
| Урок 11. Правописание –тся и –ться в глаголах. | 111 | 1 |
|
167 |
|
| Урок 12. Правописание –тся и –ться в глаголах. | 111 | 1 |
|
168 |
|
| Урок 13. Виды глагола. | 112 | 1 |
|
169 |
|
| Урок 14. Виды глагола. | 112 | 1 |
|
170 |
|
| Урок 15. Буквы Е-И в корнях с чередованием. | 113 | 1 |
|
171 |
|
| Урок 16. Буквы Е-И в корнях с чередованием. | 113 | 1 |
|
172 |
|
| Урок 17. Буквы Е-И в корнях с чередованием. | 113 | 1 |
|
173 |
| Урок развития речи. | Урок 18. Невыдуманный рассказ о себе. | 114 | 1 |
|
174 |
| Урок контроля. | Урок 19. Контрольный диктант. |
| 1 |
|
175 |
|
| Урок 20. Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
| 1 |
|
176 |
|
| Урок 21. Время глагола. | 115 | 1 |
|
177 |
|
| Урок 22. Прошедшее время. | 116 | 1 |
|
178 |
|
| Урок 23. Настоящее время. | 117 | 1 |
|
179 |
|
| Урок 24. Будущее время. | 118 | 1 |
|
180 |
|
| Урок 25. Спряжение глаголов. | 119 | 1 |
|
181 |
|
| Урок 26. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 120 | 1 |
|
182 |
|
| Урок 27. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 120 | 1 |
|
183 |
|
| Урок 28. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 120 | 1 |
|
184 |
|
| Урок 29. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 120 | 1 |
|
185 |
|
| Урок 30. Морфологический разбор глагола. | 121 | 1 |
|
186 |
| Урок развития речи. | Урок 31. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»). | упр. 699 | 1 |
|
187 |
|
| Урок 32. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 122 | 1 |
|
188 |
|
| Урок 33. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 122 | 1 |
|
189 |
|
| Урок 34. Употребление времен. | 123 | 1 |
|
190 |
|
| Урок 35. Употребление времен. | 123 | 1 |
|
191 |
| Урок развития речи. | Урок 36. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | упр. 707 — 708 | 1 |
|
192 |
|
| Урок 37. Закрепление по теме «Глагол». Правильное употребление глагола в речи. | стр. 280 — 282 | 1 |
|
193 |
|
| Урок 38. Повторение и закрепление изученного материала. |
| 1 |
|
194 |
| Урок развития речи. | Урок 39. Сочинение – рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»). |
| 1 |
|
195 |
|
| Урок 40. Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
| 1 |
|
196 |
|
| Урок 41. Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
| 1 |
|
Тема 8: Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. | 6 + 2 |
| ||||
197 |
|
| Урок 1. Разделы науки о языке. | 124 | 1 |
|
198 |
| Урок развития речи. | Урок 2. Сочинение на одну из тем по выбору. | упр. 729 | 1 |
|
199 |
|
| Урок 3. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 125 | 1 |
|
200 |
|
| Урок 4. Орфограммы в окончаниях слов. | 126 | 1 |
|
201 |
|
| Урок 5. Употребление ъ и ь. Раздельные написания. | 127 | 1 |
|
202 |
|
| Урок 6. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 128 | 1 |
|
203 |
|
| Урок 7. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием или итоговый тест. |
| 1 |
|
204 |
| Урок развития речи. | Урок 8. Заключительный урок. Подведение итогов года. |
| 1 |
|